Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алалия. Определение. Этиология. Различные взгляды на мех-м алалии. . классиф-я.




Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием клеток коры головного мозга в области речевых центров, наступает до 3х лет. Причины возникновения: Алалия всегда возникает на основе органического поражения ЦНС в области коры головного мозга. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое реальное развитие, оставаясь на молодой, незрелой стадии – нейробластов (зрелые - нейроны). Это недоразвитие клеток может быть врожденным или приобретенном в раннем возрасте.В КГМ два ведущих речевых центра: речедвигательный центр Брока и речеслуховой центр Вернике. При поражении ц.Брока возникает моторная алалия, при поражении ц. Вернике – сенсорная алалия Этиология. Нет единого мнения. Считается, что это комплекс факторов биологич. и социально-психологич.хар-ра.В/утроб. патологии: токсикоз(особ. 1 полов.), угрозы прерыв., самотич. заб-я матери, родов. травмы, асфиксии. В группу риска попадают дети, перенесшие до 1 года тяжелые заб-ия мозга, получившие ЧМТ. Социально-психолог. причины: неправил. методы воспитан., тормозящие речь. Механизмы алалии: 1) сенсомоторные – наруш. сенсомотор. сферы – агнозии, апраксии. Первое, заслуживающее внимание исследование алалии принадлежит А. Куссмаулю, который еще в 1877 году назвал ее «врожденной афазией». Немногим позже, в 1888 году, Р. Коэн обозначил алалию как «идеопатическую глухоту», или «слухонемоту». Несмотря на такое обозначение, Р. Коэн считается сторонником моторной концепции алалии. Он полагал, что в алалии главное — абсолютная неспособность детей произносить звуки и слоги, хотя признавал, что мозговые структуры, которые ответственны за это, могут быть у них не повреждены. По мнению Р. Коэна, в основе данного вида патологии речи лежит дискоординация в работе отдельных речевых зон. 2)психолог-кие - Исследователи конца XIX века, например, А. Либманн, М.В. Богданов-Березовский считали, что главным здесь является психологический фактор: нарушения мышления, эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания и т.п. 3) языковая концепция -в настоящее время приоритетной является «языковая концепция» патогенеза алалии. Ее придерживаются многие современные исследователи патологии речевого развития: В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Б.М. Гриншпун, В.К.Воробьева, Л.Р.Давидович, Е.Ф. Соботович, Т.Г. Визель. Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. И при сенсорной, и при моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). При этом навыки, не требующие значительного словесного сопровождения, могут успешно вырабатываться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью). Это обусловлено тем, что речевые стимулы, особенно при моторной алалии, воспринимаются, и внутренняя речь формируется. Она становится базисной для психического развития в целом. При сенсорной алалии формирование внутренней речи тоже происходит, но сводится в основном к зрительному восприятию объектов мира и оптических образов артикуляционных движений взрослых. Сенсорные алалики, не получившие своевременной помощи, в меньшей степени овладевают неречевыми навыками и нередко их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости. Нейропсихологический подход. Современными нейрофизиологическими исследованиями (М. Кинзборн, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) показано, что в раннем речевом онтогенезе большую роль играют процессы левополушарной латерализации речевой функции. Вначале ребенок усваивает неречевые шумы (природные — шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома, а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами — орудиями труда, музыкальными инструментами и пр.). Эти приобретения правого полушария служат базисными для первичных операций речевого развития. Они состоят в отборе из них левополушарным механизмом полезных для речи признаков. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис. Классификация.1.Психологич. классиф-я Р.Е. Левиной: 1) Дети с нарушен. фонематич. восприятия – речь окружающих для таких детей недифференцирована. 2) Дети с нарушением зрительн. восприятия – проявляется недоступностью цельного восприятия предмета. 3) Дети с нарушением психич. активности. 2. Лингвистич. классиф-я В.К. Орфинской: 1) Собственно языковая алалия – неспособность выделять из речи правила языка, необходимые для использов-я его средств. 2) Гностическая и праксическая – обусловлены слуховой агнозией или артикуляционной апраксией. 3. Психо-лингвистич. классификац-я Е.Ф. Соботович: 1) Алалия с преимущественным нарушением усвоения парадигматич. сис-мы. 2) Алалия с преимущественным нарушением усвоения синтагматической сис-мы языка. 4. Классиф-ия В.А. Ковшикова: 1) Сенсорные(импрессивные) 2) Моторные(экспрессивные). Моторная алалия - возникает при поражении нижних отделов центральных областей КГМ. В симптомокомплекс моторной алалии входит корковая дизартрия. Сенсорная алалия наступает при поражении задних отделов верхней височной извилины КГМ левого доминантного полушария (центр Вернике).

2. Коррекц. голоса при органич. заболев. голос.аппарата: общ. задачи и спец. приемы.

К органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Второй является ликвидация патологического способа голосообразования. Для реализации этих задач требуется: 1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах; 3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций; 4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации; 5) восстановление координации дыхания и фонации. В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы: рациональная психотерапия; коррекция физиологического и фонационного дыхания; тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями; автоматизация восстановленной фонации. В некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ 1 этап: Психотерапевтическая подготовка Восстановить двигательную функцию гортани при параличах невозможно. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с неподвижной половиной гортани. На 2 этапе подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого можно переходить к следующему этапу работы — голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата. Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка голоса. 3 этап автоматизации восстановленного голоса.Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЛАРИНГИТАХ. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки. Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы( соблюдение гигиенических мер, регулярнось лечения, соблюдение охранительного режима, уменьшение гоосовой нагрузки). Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Для снятия неприятных ощущений проводят легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Для борьбы с кашлем можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. После этого переходят к голосовым упражнениям. Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ГОРТАНИ. Удаление (экстирпация) гортани при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохраненных артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. Общим для всех лиц с удаленной гортанью является сознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Подавляющее большинство нуждается в лечении у психиатра. Занятия по восстановлению звучной речи переключается на активную деятельность, появляется возможность вернуться к общественно полезному труду, «создается социальная доминанта, значимость которой способствует тому, что проявления витальных чувств отходят на второй план». Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ГОРТАНИ. Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса. В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, этому уделяется внимание и на логопедических занятиях. Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом. Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.