Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дефекта при ФФН. Организация логопедической помощи детям с ФФН дошкольного возраста.






ФФН— это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Основные проявления, характеризующие недостатки звукопроизношения: замена звуков более простыми по артикуляции (н-р звуки с и ш заменяются на ф); наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; нестабильное использование звуков в различных формах речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов, со стечением согласных. Это указывает на несформированность фонематического восприятия. Уровень фонемат восприятия выражается: нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи. Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в спец садах, поликлинике. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном этапе. Программа коррекционного обучения, вне зависимости от возрастной группы, делится на три периода. Каждый период содержит определенный объем учебного материала, планируемый для изучения на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. В зависимости от возрастной группы этот материал по-разному распределен по периодам обучения. В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению. Так, если перед детьми шестого года жизни ставятся задачи анализа и синтеза ряда звуков, обратного и прямого слога, односложного слова (типа лак), а также задача выделения первого и последнего звука в слове, первого ударного гласного и т.д., то для детей седьмого года жизни эти задачи значительно усложняются. Помимо вышеперечисленных навыков, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка). Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звукослоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска — слово, короткая — слог, красный кружок — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный. Уже со второго периода логопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и «печатать» слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определенных графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закругленных линий и т.п.).

Этапы и содержание логопедического обследования детей с нарушениями речи. Речевая карта. Анализ материалов обследования.

Этапы обследования: Ориентировочный (опрос родителей, изучение документации, беседа с ребенком. Создается предварительное представление о дефекте речи); Дифференцированный (обследование проводится совместно с другими специалистами-дефектолог, психолог. Обследуется состояние интеллекта, слуха. Это необходимо, чтобы выявить, что первично в нарушении); 3 этап (обследование всех компонентов языковой системы-словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, лексика, звукопроизношение, связная речь) В этом разделе обследуется артикуляц аппарат, а так же тембр, темп, просодика. По результатам обследования выносится логопедическое заключение; 4 этап Уточняющий включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях спец обучения и воспитания. Речевая карта содержит 3 блока. Блок А: формальные сведения. Блок Б Основное содержание логопед обслед: Общие представления об окружающем мире; Речеязыковая компенсация (уровень сформированности лексикона: объем словаря, системная организация словаря; уровень сформированности грамматической компенсации: словоизменительные навыки и умения, словообразовательная деятельность, синтаксические навыки и умения; понимание и самостоятельное продуцирование\репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с сюжетом: понимание текста, продуцирование текста, репродуцирование текста; уровень сформированности фонетика-фонологической компенсации: состояние фонематического слуха, сформированность навыков звукового анализа и синтеза, слоговая структура слова, звукопроизношение; состояние артикуляционного аппарата: строение артикуляционного аппарата, двигательные функции артикуляционного аппарата, речевое дыхание и голосообразование; просодическое оформление речи; двигательное развитее: развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированность целенаправленных движений- праксис; психологическая база речи: вербальная память, речевое внимание, мышление- вербальный и невербальный интеллект). Блок В дополнительная информация: особенности раннего речевого развития; особенности речевой среды в которой воспитывается ребёнок; особенности речевого поведения; неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем- зрение слух осязание и.т.д; сведение о настоящих и перенесённых заболеваниях. Блок Г логопедическое заключение.

3. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Методы, и их сочетание видоизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в спец дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей. Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами. Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события и т.п. Наглядные методы — наблюдение, обследование предметов и явлений окруж мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка. Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практических и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).Соотношение методов на каждом этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем. Принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Еще одним принципом построения занятий является повторяемость программного материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий. Смена видов деятельности. На I году обучения умственно отсталые дети (дети пятого года жизни) могут продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается — одно занятие может длиться 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правильной организации коррекционно-воспитательной работы, становится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже достаточно длительно заниматься одним видом деятельности (7—10 минут) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познавательный, мыслительный, речевой характер. В других случаях, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью — 10—15 минут. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состоять из 2—3 различных заданий. Повторяемость программного материала и Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую. Повторяемость программного материала, обеспечивающая, с одной стороны, его усвоение и закрепление, а с другой — формирование переноса, может быть также проиллюстрирована на материале элементарных математических представлений. Игровая форма. Игровая форма помогает привлечь детей к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к заданию. Но в работе с умственно отсталыми детьми недостаточно придать занятию игровую форму, особенно на первых годах обучения. Им нужно дать игровую задачу. Построена она должна быть так, чтобы в ходе ее выполнения ребенок должен научиться сличать предмет с его изображением. Например, детям предлагают игру «Найди свое место». Им раздают игрушки, а на стульчики, стоящие в ряд, кладут картинки с их изображением. Дети гуляют со своими игрушками по комнате, маршируют под бубен. По сигналу: «Найдите свои картинки», дети бегут к стульчикам. Каждый должен сесть на тот стульчик, где лежит картинка с изображением его игрушки. Таким образом, у ребенка задача — найти свое место, а изображение игрушки служит средством для достижения цели. Детям должна быть предложена такая игровая задача, в которой достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении У детей с нарушениями интеллекта, речь формируется с большим опозданием и многие дети к моменту поступления в дошкольные учреждения оказываются безречевыми.Прежде всего, речь привлекает внимание детей, организует их в занятиях и деятельности. В словесной форме педагог и воспитатель ставят перед детьми задачу, цель деятельности. В ходе занятий, игр, упражнений взрослые фиксируют в речи сам ход детской деятельности, а затем и полученный результат, обобщают полученный детьми опыт.Основой же коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Поскольку внимание у детей непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия. Все лишнее будет отвлекать внимание детей. Лучше всего, если внимание детей концентрируется на 1—2 предметах, с которыми они действуют. При этом сами предметы должны быть крупными, яркими, красочными. На I году обучения нужно очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, так как дети часто не узнают предметы в изображении, тем более не понимают, какие действия там изображены, совсем не понимают выражение лиц и жесты на рисунке. Прежде чем использовать картинку в качестве наглядного средства, необходимо специально учить детей воспринимать изображение, соотносить его с реальными предметами, действиями, ситуациями. Адекватными для начального периода обучения умственно отсталых детей являются практические методы — организация детской деятельности и детского опыта. Примером применения практических методов может служить уже описанная нами работа по формированию представлений о величине. При организации обучения очень важно правильно выбрать способы передачи ребенку общественного опыта. Такими способами являются словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жестовая инструкция, совместные действия взрослого и ребенка. Мы уже останавливались на применении словесных методов передачи ребенку общественного опыта. Рассмотрим теперь наглядные методы — показ, образец, жестовую инструкцию, а также метод совместных действий. Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).При показе ребенок видит не только результат действий взрослого, но и все этапы действия, которым может подражать. Отношения между всеми способами передачи ребенку общественного опыта должны быть чрезвычайно подвижными, постоянно сменять друг друга..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.