Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 9.






Характеристика речевого развития детей с четвертым уровнем ОНР.

Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразв речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева. К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.. У них имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков. Нарушение структуры слова- не удерживает в памяти фонематический образ, вследствие чего наблюдаются искажения звуконаполняемости: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция оставляют впечатление смазанной речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Они испытывают трудности при дифференцированном обозначении профессий для лиц мужского и женского рода. Трудности при образовании слов с помощью суффиксов. Ошибки при употреблении сущ с уменьшит- ласкат суффиксами; прилаг, образованных от сущ; прилаг с суффиксами, характеризующими эмоц-воловое и физическое состояние объектов; притяжательных прилаг (волчий-волкин).Эти дети легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета, пространственную противоположность, оценочную характеристику. Трудности в выражении антонимических отношений: бег-шаг, бежать-ходить. Ошибки в употреблении сущ родит и винит падежей мн числа, сложных предлогов. Отмечаются нарушения согласования прилаг с сущ. Особую сложность представляют конструкции предложений с придаточными: пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко), замена союзов (я побежал, куда сидел щенок), инверсия союзов (все увидели долго искали которого котенка). Своеобразие связной речи: в беседе, при составлении рассказа по теме, по сюжетной картине- нарушение логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор эпизодов; рассказывая о событиях из жизни, рассказ на свободную тему- пользуются простыми малоинформативными предложениями; трудности при планировании своих высказываний и отборе языковых средств. Самостоятельное рассказывание выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации.

Организация обучения детей с моторной алалией в системе образования. Задачи и содержание логопедической работы с детьми с моторной алалией в зависимости от уровня ОНР.

Для обучения детей организуются спец дошкольные учреждения (лого группы или д\с для детей с тяжелыми нарушениями речи, коррекционные центры). В каждом учреждении проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование у детей речи, обеспечивается единый речевой режим. Так же работа проводится в центрах социальной помощи семье и детям. Логопедическая работа будет эффективной если она проводится в комплексе с медикаме-ным лечением и психотерапевт-им воздействием. При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии; задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка. Направления логопедического воздействия. Развитие мелкой моторики: детей учат линовать, раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала и т. д. На начальных этапах работы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения. Развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития. Ребенка учат различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету, для этого используются различные игры. При преодолении несформированности зрительного восприятия и пространственного сличения, формировании временных и пространственных представлений используют игры с активным перемещением ребенка в пространстве, перестраивания, направленную ходьбу и т.д. Важным считается привлечение разных анализаторов — слухового, зрительного, тактильного. Ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначения или назначения, назвать сам и т. д. В результате этого в сознании ребенка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее.1 Этап. Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. 2 этап. Формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера формируются высказывания как основные единицы речевого действия. 3 этап. Основным является формирование связной речи, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности. Логопедическая работа с безречевыми детьми. Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Работа по расширению понимания речи: развитие у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления. Развитие самостоятельной речи: детей учат грамматически правильно строить предложения. Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает к пользованию такой элементарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это является переходной ступенью к овладению простым диалогом. Работа по формированию звуковой стороны речи-развитие восприятия речи. Рекомендуются различные специальные упражнения: выделение заданного слова в ряду других слов; различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка — удочка); различение сходных по звуковому составу предложений (показать картинку: то купается, а кто катается).Для расширения объема слуховой памяти и удержания последовательности -выполнение двух-трехступенчатых инструкций, запоминание ряда из 3—4 картинок и т. д. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Однако отдельные артикуляционные упражнения, уточнение правильного произношения имеющихся у детей звуков позволяет создавать благоприятные условия для вызывания отсутствующих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.