Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование произношения у детей с дислалией.Виды нарушений звука.Уровни нарушенного звукопроизношения (по О.В.Правдиной)




Дислалия косноязычие — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. ДЕФЕКТ звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках. Резкое несоответствие особ-й произнош-я его возрастным нормам и стаб-сть неправильных форм произн-я характерны для случаев патологии, на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, ценр-го или периферического хар-ра: 1) изменения в строении артик-го аппарата; 2) снижение периферического слуха и нарушения слух-го восприятия центр-го характера. виды неправ-го звукопроиз-я - сигматизм — при нарушении в группах свистящих, недостатки произношения шипящих (ш-ж-щ-ч), ротацизм — при нарушении произ-я звука р, ламбдацизм — при нарушении произ-я звука л, каппацизм-гаммацизм-хитизм (к-г-х-кь-гь-хь) — при нарушении произ-я задненёбных, йотацизм —при нарушении произ-я звука й.Чем сложнее зв., тем позже и труднее уст-ся у реб.произн-е. Зв. т -или смягчаться или заменяться зв-ми п или к наруш-я зв. Р> 20- боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л', р', й, в, д и т. д.Случаи замены одного зв. другим - паралалий, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер.В группах ротацизме в, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизм ы и параротацизм ы, параламбдацизмы и т. д.Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалий, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот. О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произн-я: а) полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной зв. или всю группу звуков; б) неправильное произн-е их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; в) недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука. Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в пись-ю речь. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функционально-й дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии, формы дислалии: акустико-фонематическая (узнавание фонемы, р-л), артикуляторно-фонематическая(, артикуляторно-фонетическая(искажение). СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ 1. Анкетные данные.
2. Анамнез. совокупность сведений о больном и его заболевании 3. Строение артик-го аппарата. строении губ, зубов, прикуса, челюсти, неба, яз: § губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные); § зубы (редкие, кривые, мелкие, внечелюстной дуги, крупные, без промежутков, с большими промежутками, отсут-т верхние или нижние резцы); § прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий); § челюсти (верхняя выдвинута вперед-прогнатия, нижняя- прогения); § небо (узкое, высокое, плоское, низкое); § язык (массивный, мал-й, большой, короткая, натянутая, уздечка). 4. Моторика артик-го аппарата. Обследование произношении звуков: § подвижность губ (губы-" трубочкой", удержать, улыбнуться,..); § подвижность языка, его спинки, корня и кончика (показать широкий язык — " лопатой", узкий — " жалом"; язык-маятник; достать кончиком языка нос, подбородок; пощелкать языком и т.д.); § подвиж-ть нижней челюсти (нижнюю челюсть вперед, назад; открыть рот). 5. Звукопроизношение. наруш.-согл-х и гл-х зв-в (замена, смешение, искажение, отсутствие, правильное произношение) § при изолированном произ-ии зв-в; § в слогах открытых, закр-х, со стечением согл-х; § в начале, середине, конце слова; § во фразах; § стихах, сказках и т.д. 6. Слуховая функция: § состояние физического слуха § состояние фонематич-го слуха, анализа и синтеза(различение фонем из свистящих и шипящих, зв-х и глухих, сонорных, мяг-х и тв-х зв-в; выделение зв. на фоне слова, опред-е места зв. в слове, послед-сть и количество зв. в слове,). 7.Общая моторика и мелкая моторика рук. сост-я общей моторики и мелкой моторики рук даны в разделе " Схема обследования детей с дизартрией". 8 Дыхательная и голосовая функция. тип дыхания, объем, плавность нереч-го и реч-го дыхания, продолж-сть реч-го выдоха; громкость голоса, наличие или отсутствие носового оттенка, монотонности. 9.Просодическая сторона речи. темп, плавность, выраз-сть. 10.Словарный запас и граммат-й строй речи. сост-я словаря и граммат-го строя речи даны в разделе " Схема обследования детей с алалией. 11.Письменная речь.12. Психическое состояние познават-й деят-ти (вним., память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы. 13.Заключение о состоянии речи. Необх. указать форму дислалии; вид.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.