Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Перцептивний бік спілкування . психологічні механізми сприйняття людини людиною






Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Восприятие другого человека означает соотношение его внешних признаков с его личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе его поступков. Процесс перехода межличностного восприятия в понимание и оценку другого человека является личностным психологическим заданием.

В процессе понимания человека разделяют два уровня.

На первом осуществляется понимание целей, мотивов, наставления другого человека. Другой уровень взаимопонимание характеризуется возможностью принять цели, мотивы, наставления другого человека, как свои собственные.

Точность межличностной перцепции обусловлена такими признаками: 1) чем лучше, точнее человек знает себя, тем лучше и точнее и точнее она может воспринять другого; 2) чем больше личностей знает человек, тем лучше она может понять конкретную особу; 3) только с доброжелательным отношением один человек может лучше узнать другого.

Психологическими механизмами межличност восприятия явл.:

* идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное отождествления его с собой. Во время общения люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах др. человека на основе попытки поставить себя на его место.

Для субъекта общение важно не только со стороны понять другого человека, но и принять во внимание как индивид будет воспринимать и понимать его самого.

Осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению, называется – рефлексией* Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого человека означает осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия.

* эмпатия – способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами, способность эмоционально сопереживать другому человеку.

Эмпатия (Шапарь) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование в переживания др человека

1. эмпатия эмоциональная – основана на проекции и подражании моторным и аффективным реакциям другого

2. эмпатия когнитивная – основана на интеллектуальных процессах – сравнение, аналогии и др.

3. эмпатия предикативная (внутрен. Речь) – проявляется как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Восприятие другого человека означает соотношение его внешних признаков с его личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе его поступков. Процесс перехода межличностного восприятия в понимание и оценку другого человека является личностным психологическим заданием.

В процессе понимания человека разделяют два уровня.

На первом осуществляется понимание целей, мотивов, наставления другого человека. Другой уровень взаимопонимание характеризуется возможностью принять цели, мотивы, наставления другого человека, как свои собственные.

Точность межличностной перцепции обусловлена такими признаками: 1) чем лучше, точнее человек знает себя, тем лучше и точнее и точнее она может воспринять другого; 2) чем больше личностей знает человек, тем лучше она может понять конкретную особу; 3) только с доброжелательным отношением один человек может лучше узнать другого.

 

 

25. З.Спілкування як умова психічного розвитку. общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Это социальное явление, которое возникает в процессе общественно-трудовой деятельности.

Процесс общения имеет этапы:

1. потребность в общении

2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения

3. ориентировка в личности собеседника

4. планирование содержания сообщения

5. бессознательно, иногда сознательно человек выбирает конкретные средства которыми будет пользоваться в процессе общения, решает как себя вести и что говорить

6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника,

7. корректировка направления стиля и методов общения

8. результат общения

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию – есть коммуникация. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Обмен информации между двумя личностями имеет субъект-субъектный характер: посылая информацию мы ориентируемся на др. субъекта учитывая его цели, мотивы, получаем новую информацию. В каждом коммуникативном процессе реально представлены деятельность, общение и познание

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия

Причинами плохой коммуникации могут быть:

1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдалённых лиц или ситуации, нет объективного анализа и понимания

2. «Предвзятые представления» - склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно

3. плохие отношения между людьми –при враждебном отношении, трудно убедить в справедливости вашего взгляда

4. отсутствие внимания и интереса собеседника

5. пренебрежение фактами;

6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов. сложность сообщения, слабая убедительность и т.п.

7. Неверный выбор стратегии и тактики общения

Кроме того, в условиях человеческой коммуникации могут возникать абсолютно специфические барьеры, связанные с социальными, политическими, религиозными, профессиональными ограничениями или по индивидуальным психологическим особенностям тех, кто общается

Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение

2)монологическое – диалогическое 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»)

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.