Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Розвиток уяви у дітей дошкільного віку






Воображение - отражение действительности путём комбинирования образов, ранее воспринятых предметов.

Лев Сем. Выготский: мощнейший шаг в развитии вообр-я совершается с усвоением речи. Речь даёт ребёнку возможность представить себе предмет, которого он не видел и мысленно преобразовывать его, т.о. главное средство вообр-я, как и мышления – речь.

Репродуктивное вообр-е - 3-4г. - механическое воспроизведение полученных впечатлений в виде образов (образы стихов, сказок далеки от реального, т.к. опыт беден.). Мало сходства, нет инициативного, творческого отношения, основой является эмоциональное впечатление.

Творческое вообр-е - 5-6л. - ребёнок самостоятельно создаёт новые образы и идеи. Возникает при появлении произвольности в запоминании. Творческое вообр-е соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий. В результате деятельность становится осознанной и целенаправленной. Главный вид деятельности с проявлением творческого вообр-я - сюжетно-ролевые игры.

Познавательное вообр-е – формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. (В режиссёрских играх).

Аффективное вообр-е - складывается в результате образования и осознания ребёнком своего «Я», отделения себя от других и от совершаемых поступков.

Вообр-е постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причём орудием овладения вообр-ем со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. Из непроизвольного (пассивное – сны, бред) в произвольное (активное) – направленное на решение задач. Произвольное – это репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Есть также свободное вообр-е – мечты, фантазии.

2 основные функции вообр-я с самого начала его формирования: 1)познавательно-интеллектуальная – благодаря ей ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие задачи; 2)аффективно-защитная – направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита осуществляется 2-мя путями: во 1х, через многократное проигрывание травмирующих воздействий или ситуаций, ребёнок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны; во 2х, дети воображают ситуации, в которых могут утвердить себя – чувствуют себя смелыми, ловкими, всемогущими.

Важная отличительная черта вообр-я дошкольника – повышенная эмоциональность. Дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь чёткой границей, как у взрослых.

В раннем и младше-шк. возр. отсутствует планирование результатов вообр-я (что собирается рисовать, как играть).

В среднем дош.воз. познавательное вообр-е связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования, но нередко носит воспроизводящий характер, т.к. ребёнок 4-5 лет нацелен на следование образцам (одни и те же сюжеты). К 4-5г. в процесс вообр-я включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер: ребёнок планирует 1 шаг действий, выполняет, видит результат, планирует следующий.

В 6-7 новый этап – ребёнок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими, может комбинировать. Познавательное вооб-е не просто передаёт переработанные впечатления, но ищет приёмы для этой передачи. Дети обдумывают идею предстоящей игры, др. деятельности. Появляется целенаправленное планирование.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.