Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вікова та педагогічна психологія






1. Поняття про психологію виховання.

Психология воспитания – особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Она изучает процесс возникновения новых образований личности – черт характера, привычек, потребностей и мотивов, способов поведения, новых чувств и отношений, которые проявляются под влиянием воспитывающих и обучающих воздействий. Предмет – формирование личности в процессе воспитания. Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях.

2. Основні принципи вивчення індивідуальних особливостей дітей та психологічні засади застосування індивідуального підходу.

Принципы изучения индивидуальных особенностей: 1) изучение личности ребёнка через его деятельность (многие особенности личности скрываются непосредственно в процессе деятельности); 2) изучение положения школьником в коллективе (индивидуальные особенности ученика можно выяснить через выявление отношения коллектива к ученику и ученика к коллективу); 3) изучение личности в развитии (изучение особенностей развития и воспитания ребёнка вне школы, выявление причин этих особенностей).

Психологические основы использования индивидуального подхода: учёт возрастных особенностей, условий воспитания, особенности познавательной деятельности, характера, способностей, темперамента (скорость и сила психических процессов).

3. Вікова періодизація та кризи онтогенезу.

Возрастная периодизация – отнесение людей к различным группам в зависимости от возраста и некоторых особенностей. Принципы: биологический (особенности скелета, рост, вес, половое созревание); место ребёнка в системе межличностных отношений; учёт психических новообразований; ведущий вид деятельности; социальная ситуация развития (влияние внутренних биологических и внешних социальных факторов). Возрастные периоды: младенчество (рождение – 1 год, эмоциональное общение), раннее детство (1-3 года, предметно-орудийная деятельность, появление речи, наглядно-действенного мышления), дошкольный возраст (3-6(7) лет, сюжетно-ролевая игра, общественно значимая деятельность и потребность в ней), младший школьный возраст (6(7)-10 лет, учение, сознательность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия (взгляд на себя со стороны)), средний школьный (подростковый) возраст (11-14, общение в системе общественно полезной деятельности, чувство взрослости самоопределение, самоутверждение, самосознание, самооценка, самовоспитание), старший школьный (ранняя юность) возраст (15-17 лет, учебно-проф. Деятельность, формирование мировоззрения, проф интересов, идеалов, проф самосознание)

Кризисы развития: кризис трёх лет (ребёнок пытается самостоятельно удовлетворять свои потребности, а взрослый сохраняет старый тип отношений и этим ограничивает активность ребёнка. Результат – ребёнок капризничает, делает всё наоборот, показывает своё негативное отношение к требованиям взрослых. Нужно разумно поощрять самостоятельность ребёнка); кризис семи лет (меняется вид деятельности – вместо игры учение и все вытекающие отсюда особенности (школьный режим, взаимоотношения с учителем, одноклассниками)); кризис подросткового возраста (подросток считает себя достаточно взрослым, способным самостоятельно решать все проблемы, он противостоит родителям, которые отностятся к нему также как в предыдущем возрастном периоде)

4. Загальна характеристика засвоєння знань учнями.

Знания отражают опыт, систематизирующие общие, существенные для практической и познавательной деятельности человечества, свойства реальности, закреплённые в слове. Обучение знаниям включает в себя следующие элементы: демонстрация ученикам различных предметов или явлений определённого класса; наблюдение учащихся за этими предметами или явлениями и выделение их различных сторон свойств, структур, связей, действий; сравнение, сопоставление и противопоставление выявленных свойств; абстрагирование выделенных свойств, путём закрепления их в термине; обобщение понятия путём применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

5. Структура учбової діяльності учнів та проблеми керування нею.

Учебная деятельность – целенаправленные действия человека, направленные на усвоения ЗУН, форм поведения и видов деятельности. Она складывается из определённых операций: готовое преподнесение информации (действия подражания, дословное или смысловое восприятие и повторение, упражнения по готовом образцам и правилам); естественное самонаучение (выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, осмысливание, творческая деятельность); направляемая познавательная активность (решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение общих принципов и понятий). Для преподнесения информации учителю нужно применять преподавание; для естественного самонаучения – стимуляцию (пробуждение интереса, любопытства); для направление познавательной активности – руководство.

6. Загальна характеристика підліткового віку як кризового періоду розвитку.

Подростковый возраст – от 11 до 14 лет, это сложный переходной возраст (от детства к более зрелой юности). Организм ребёнка глубоко перестраивается. Подросток осознаёт то новое, что появилось в его жизни, отношение к нему взрослых, окружающих и всё чаще задумываются над своими возможностями и недостатками. Этот возраст конфликтный, критический. Физиологические особенности: интенсивный рост, перестроение опорно-двигательного аппарата. Новообразования: чувство взрослости, самоутверждение, самосознание, самовоспитание. В своём стремлении быть взрослым часто прибегают к вредным привычкам, противопоставляют себя старшим, эмоциональное возбуждение.

7. Психологічна характеристика юнацького віку.

Юношеский возраст – 15-18 лет. Имеет два этапа: граница с детством или ранняя юность, граница со зрелостью или старшая юность. Это возраст непосредственной подготовки к жизни как взрослого человека. В физиологическом развитии выделяют три фазы: подготовительную (подготовка к дозреванию), пубертатную (процесс физического дозревания организма), постпубертатную (окончательная физическая зрелость). Основной вид деятельности: учебная, учебно-профессиональная. В этом возрасте исчезают последствия подросткового кризиса, отношения со взрослыми, сверстниками становятся более спокойными. Развиваются и усложняются все познавательные процессы. Значительное обогощение эмоциональной сферы (первая любовь).

8. Педагогічна діяльність та її компоненти.

Педагогическая деятельность – деятельность учителя в процессе обучения. Компоненты: конструктивный (конструирование урока, внеклассного мероприятия, подбор учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся); организаторский (всё, что планирует учитель провести в течении урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс) его направления: организация своего изложения (как ты будешь излагать материал), организация своего поведения, организация деятельности детей, постоянная активизация их познавательной сферы.; коммуникативный компонент (установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.