Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы собственности в Российской Федерации






Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются ча- I стная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

По своим субъектам частная собственность делится на частную собственность граждан и юридических лиц. В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. В частности, граждане могут быть собственниками различ- [ ных видов недвижимости (предприятий, имущественных комплексов, I жилых домов и квартир). Конституция РФ провозглашает право граждан иметь в частной собственности землю (земельные участки).

Граждане могут иметь в собственности также движимое имущество и отдельные обязательственные права. Лишь имущество, изъятое из оборота, составляющее объект исключительной собственности госу- [ дарства, не может быть собственностью граждан.

В силу п. 2 ст. 213 ГК РФ не подлежат ограничению количество, а также стоимость объектов права собственности граждан, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 213 ГК РФ).

Юридические лица являются собственниками своего имущества, включая имущество, переданное им в виде вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Исключением признается лишь имущество унитарных государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.

В круг объектов права собственности юридических лиц может входить как недвижимость (здания, сооружения, имущественные ком- плексы и т.д.), так и неизъятое из оборота движимое имущество. Ограничения по количеству и стоимости этого имущества допустимы лишь в порядке исключения в тех же случаях, в которых они допустимы в отношении объектов частной собственности граждан (п. 2 ст. 213 ГК РФ).

Государственная собственность в Российской Федерации составляет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, для государственной собственности характерна множественность субъектов. Ее субъектами являются государственные образования как таковые.

Объектами государственной собственности могут быть недвижимость (земельные участки, предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения), движимое имущество, предметы потребительского характера, ценные бумаги, вклады в кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, памятники истории и культуры.

Порядок распределения государственной собственности между Российской Федерацией и ее субъектами установлен действующим до принятия специального закона постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» (в редакции от 21 июля 1993 г. с изменениями от 10 сентября 1993 г.). В Приложении № 1 к этому постановлению перечислены объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности (ресурсы континентального шельфа, территориальной и морской экономической зоны РФ), объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, имущество государственной казны, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства и объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и др. В Приложении № 2 к постановлению Верховного Совета указаны объекты государственного имущества, которые хотя и относятся к федеральной собственности, но могут быть переданы в собственность субъектов Федерации. Сюда отнесены предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках товаров (работ и услуг), крупнейшие предприятия народного хозяйства, предприятия атомного и энергетического машиностроения и др. (в Приложении № 2 указаны объекты 15 наименований).

Если же объекты государственной собственности не указаны ни в одном из приложений к упомянутому постановлению, они передаются в собственность субъектов Федерации на основе обращения их высших органов.

Все государственное имущество, принадлежит ли оно Российской Федерации или ее субъектам, разделяется на две основные группы:

1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на началах хозяйственного ведения или оперативного управления; 2) имущество, поступающее в собственность государства и остающееся не распределенным между его юридическими лицами (например, средства госбюджета, различные фонды, конфискованное, бесхозяйное, выморочное имущество, пошлины и сборы и т.п.). Имущество этой второй группы находится не только в юридическом, но и в фактическом владении государства в лице уполномоченных им государственных органов. Это имущество составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики, входящей в состав Федерации, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга.

Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит регистрации по каждому объекту в реестре собственности, который ведет Комитет по управлению государственным имуществом. Записи объекта в реестре придается правоустанавливающее значение. При отсутствии такой записи право собственности на соответствующий объект не может считаться установленным.

В Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность представляет собой самостоятельную форму собственности. Поэтому попытки объединить государственную и муниципальную собственность в единую публичную собственность представляются не заслуживающими поддержки.

Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

От имени муниципального образования управление такой собственностью осуществляют представительные (выборные) органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, и порядок такой передачи определены в Приложении № 3 к упомянутому ранее постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и в распоряжении Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп.Муниципальное имущество, так же как и государственное, делится на две группы. Первую из них составляет имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и управление и закрепленное за ними на принципах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вторую часть муниципальной собственности составляет казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, представляющая собой муниципальное имущество, не закрепляемое за предприятиями или учреждениями и находящееся в непосредственном ведении муниципального образования.

95 Существует два вида Конституций:

1. Конституция РФ.

2. Конституция республики в составе РФ.

В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика " имеет свою конституцию и законодательство", а другие субъекты " имеют свой устав и законодательство".

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.

Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием " законодательство".

В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции.

Именно совокупным действием учредительной власти Федерации и ее субъектов в полной мере определяется статус субъекта, основы его устройства, организация системы власти, полномочия субъекта.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другим федеральным законам. Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.

Естественно, включение в конституцию и устав этих общефедеральных начал устройства государства и общества каждым конкретным субъектом не означает, что он их самостоятельно учреждает. В силу прямого действия Конституции РФ на всей территории страны ее принципы и начала реализуются непосредственно в каждом субъекте. Однако их отражение в конституциях и уставах субъектов имеет важное значение для целостной правовой характеристики статуса субъекта, основных начал его устройства, положения человека и гражданина. Таким путем обеспечивается правовая форма распространения основных начал федеральной Конституции на уровень субъектов, что необходимо для сохранения единства правовой системы государства.

Отражение принципов федеральной Конституции в учредительных актах субъектов выступает непосредственной юридической основой обязанности всех органов государственной власти каждого конкретного субъекта их соблюдать, включать в их охрану не только федеральные механизмы защиты, но и те, которые есть на уровне субъектов Федерации. Имеет значение и то обстоятельство, что через конституции и уставы субъектов положения федеральной Конституции, реализуемые на региональном уровне, становятся более близкими и понятными населению субъекта.

В одних конституциях и уставах такое воспроизведение положений федеральной Конституции дается более полно, в других менее полно. Это разнообразие не является неправомерным. Указанное воспроизведение не должно быть зеркальным, как было в прошлом конституционном законодательстве советского периода, когда конституции республик практически полностью воспроизводили текст Конституции СССР. Однако если то или иное принципиальное положение федеральной Конституции не отражено в конституции или уставе субъекта, это не означает, что в данном субъекте оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Конституции РФ оно обязательно для субъекта.

93 Послание Президента России Федеральному Собранию — ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.

Конституционно-правовой статус[править | править вики-текст]

Обращение главы Российского государства с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом «е» ст. 84 Конституции Президент

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

С сугубо правовой точки зрения, президентское Послание не является нормативным правовым актом главы государства и не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма реагирования Федерального Собрания на послания Президента.[9]

По своей конституционной природе Послание не может рассматриваться как юридический документ Президента, поскольку Конституцией предусмотрено только два вида правовых актов главы государства — его указы и распоряжения. При этом Послание является значимым политическим и программным документом, адресованным, по сути дела, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, обществу в целом. Поэтому справедлива характеристика таких посланий как политических актов с элементами распорядительных функций[10] или как нормативно-политической формы деятельности главы государства.[11]

Содержание и форма Послания в целом зависят от усмотрения Президента и какими-либо специальными правилами не регламентируются, не считая того, что Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» установлено следующее требование: «Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год» (ч. 2 ст. 5).[12] Однако на практике это требование не соблюдается.

Палаты Федерального Собрания по итогам заслушивания президентских посланий нередко принимают специальные постановления, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных мероприятий.[13]

Федеральные органы исполнительной власти также реагируют на послания главы государства принятием соответствующих правовых актов, которыми устанавливаются меры по реализации поставленных Президентом задач. Пунктом 2.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утверждённого Правительством РФ, предусмотрено, что «планирование работы федерального органа исполнительной власти по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации…».[14]

Субъекты Российской Федерации в развитие положений Послания также принимают свои нормативные акты.[15]

Всё сказанное свидетельствует о значительной роли, которую играют послания Президента не только в политическом, но и в правотворческом процессе.

91 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ " О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Обзор документа

Республика Крым и г. Севастополь теперь субъекты Российской Федерации.
Принят ФКЗ о вхождении Крыма в состав России.
В первую очередь отметим, что в нем приводится обоснование законности присоединения. Например, в качестве оснований для присоединения названы: итоги общекрымского референдума (напомним, что он был проведен 16 марта 2014 г.), Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, Договор между Россией и Крымом о принятии последнего в состав нашей страны (подписан 18 марта 2014 г.), предложения Республики и г. Севастополя о принятии.
Крым считается принятым в состав России с даты подписания упомянутого выше договора между Россией и Республикой Крым.
В составе России образуются 2 новых субъекта - это Республика Крым и город федерального значения Севастополь (определены их границы). На их территории вводятся 3 государственных языка - русский, украинский, крымско-татарский.
Всем украинцам и апатридам, постоянно проживающим в Республике Крым и г. Севастополе на день принятия Крыма в состав России, оформляется российское гражданство. От него можно отказаться, заявив о желании сохранить имеющееся гражданство (остаться апатридом). Срок - 1 месяц. Российские паспорта должны выдать в течение 3-х месяцев.
Денежной единицей на территориях новых субъектов Федерации является рубль. При этом хождение гривны разрешено до 1 января 2016 г. Однако некоторые операции сразу (т. е. с момента принятия Крыма в состав России) осуществляются в рублях. Речь идет об уплате налогов, таможенных и иных сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды. Выплатах работникам бюджетных организаций и социальных выплатах. Платежах с юрлицами, зарегистрированными в других субъектах Федерации (за исключением платежей, осуществляемых при проведении банковских операций между кредитными организациями). До 1 января 2015 г. обмен гривен на рубли осуществляется по официальному курсу, установленному ЦБ РФ.
До 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Федерации в различные системы (правовую, экономическую, финансовую, кредитную и др.). Лишь с 1 января 2015 г. в этих субъектах применяется российское законодательство о налогах и сборах.
Определено, как формируются органы Республики Крым и г. Севастополя, органы прокуратуры и местного самоуправления, суды. Установлено, как функционируют банки, бюджетные учреждения, некредитные финансовые организации, адвокатура, нотариат. Уделено внимание соцгарантиям и вопросам воинской обязанности и военной службы.
ФКЗ вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Россией и Крымом о принятии последнего в состав России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.