Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Североамериканская практика обеспечения и защиты социально уязвимых слоев населения в XVII-XIX веках






1. Зарождение конфессиональных благотворительных организаций в колониальной Америке.

2. Открытие приютов для детей-сирот.

3. Оформление обществ и благотворительных ассоциаций.

4. Активизация феминистского благотворительного движения, становление гражданских агентств социального обеспечения.

5. Оформление национальной системы социального обеспечения и здравоохранения.

6. Работа в сеттльментах с переселенцами, бедными и нищими.

7. Оформление ассоциации социальных служб.

Вопросы и задания

Как решались проблемы нуждающихся в колониальный период США?

Какие тенденции преобладали в модели поддержки в период революции?

Какие тенденции вызвали к жизни новую парадигму помощи и поддержки?

В чем историческое отличие направлений деятельности дружеских визитеров от резидентов сеттльментов.

Раскройте программу деятельности Благотворительных детских организаций.

В чем отличие американской парадигмы помощи от европейской и российской?

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002.

3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998.

4. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2. М., 1997.

5. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. М., 1994.

6. Социальная политика Швеции. М., 1999

7. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3т. Т.3. М., 1994.

 

Тема 3. Российская практика общественного призрения и частной благотворительности в XIX – начале ХХ вв.

1. Основные тенденции в системе общественного призрения в период Империи.

2. Формирование институтов помощи в XIX веке.

3. Новые тенденции в практике помощи и поддержки проявляются в период становления приказов общественного призрения.

4. Благотворительная деятельность Императорской семьи и Императорского дома.

5. Становление земской и городской системы помощи.

6. Новые явления в практике общественного призрения на рубеже XIX-XX века.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002.

3. Антология социальной работы в России. / Составитель Фирсов М.В., М. 1994-1995.

4. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

5. Фирсов М.В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000.

6. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

7. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1994.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3т. Т.1. М., 1994

Тема 4. Европейские модели социального обеспечения и социальной работы в ХХ веке.

1. Особенность и пути развития профессиональной социальной работы в Европе в ХХ веке.

2. Германская модель социального обеспечения и социальной работы.

3. Английская модель социального обеспечения и социальной работы.

4. Французская модель социального обеспечения и социальной работы.

5. Скандинавская модель социального обеспечения и социальной работы.

Вопросы и задания:

1. Дайте сравнительную характеристику системы социальной защиты Франции и Германии.

2. Покажите основные отличия системы социального обеспечения Германии и Англии.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002.

3. Введение в законодательство о социальной защите в странах членах Европейского сообщества М., 1995.

4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М., 1997.

5. Дорьон Ж., Гионне А. Социальное страхование во Франции. М., 1996.

6. Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001.

7. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы, М., 1998

8. Социальное государство и социальная система в Федеративной Республике Германии. Берлин, 1998.

 

Тема 5. Североамериканская профессиональная социальная работа в системе социального обеспечения в ХХ веке.

1. Становление социального законодательства в начале ХХ века на уровне местного управления и штатов.

2. Федеральные программы занятости.

3. Становление практики индивидуальной работы со случаем, работы в микросоциальной среде (коммьюните), с группой.

4. Оформление федерального обеспечения: социального страхования, государственной поддержки, служб здоровья и социального обеспечения.

5. Программы стимулирования трудовой деятельности.

6. Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности общества.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002.

3. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению М., 1995

4. Саппс М., Уэлс К. Опыт социальной работы М., 1994.

5. Социальная работа / Выпуск 1-10. Под редакцией Зимней И.А.

6. Социальное обеспечение в зарубежных станах М. 1989

7. Энциклопедия социальной работы в 3 т. Т1., М., 1994.

 

Тема 6. Российская практика социального обеспечения, социального обслуживания и социальной работы в ХХ веке.

1. Становление институциональной помощи в начале ХХ века.

2. Зарождение социального страхования и пенсионного обеспечения.

3. Советская модель социального обеспечения: приоритеты и противоречия.

4. Становление системы социального обслуживания в России в новейший период, институциональная помощь и поддержка: виды, типы, направления.

5. Социальная работа как вид профессиональной деятельности.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002.

3. Антология социальной работы в России. / Составитель Фирсов М.В., М. 1994-1995.

4. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

5. Фирсов М.В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000.

6. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

7. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1994.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3т. Т.1. М., 1994.

 

Тема 7. Донаучный этап развития теории филантропии и милосердия в Западной цивилизации.

1. Зарождение идей филантропии в Древней Греции и Риме.

2. Подходы Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона к индивидуальной и государственной помощи человеку.

3. Понятие дружественности в социальном взаимодействии человека. Христианские представления о милосердии и помощи ближнему. Каппадокийская школа в развитие христианских подходов к помощи и поддержке нуждающихся.

4. Идеология реформации, критика христианских подходов к милосердию.

5. Оформление идеологии солидарности.

6. Теория естественного права и развитие философских подходов к благотворительности. Локк, Монтескье, Кант, деятели французской революции о государстве и его роли в деле поддержки населения.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: хрестоматия текстов германских преподавателей и экспертов по социальной работе и социальной педагогике. М., 2001.

3. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

4. Дорьон Ж., Гионне А. Социальное страхование во Франции. Presses, 1983.

5. Иванова Е.В., Иванова Ж. Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001

6. Прюс Ф., Кен Б. Социальное государство и социальная система в Федеративной Республике Германии. Грайфсвальд, 1998.

7. Российская энциклопедия социальной работы в 2-х т. /Под ред. Панова А.М, Холостовой Е.И. М., 1997

8. Фирсов М.В. Студенова Е.Г.. Теория социальной работы. М., Владос, 2000

 

Тема 8. Становление идей солидарности и социальной благотворительности в XVIII-XIX веках в Западной Европе и США.

1. Основные социально-политические тенденции становления западной мысли в области социального благосостояния.

2. Государственные и негосударственные подходы к помощи и поддержки нуждающимся.

3. Принципы обязательного вспомосуществования нуждающихся и проблемы трудовой мотивации нищих и безработных.

4. Теоретические вопросы соотношения личности и благотворительности, гражданское общество в решении проблем пауперизма, бедности и преступности.

5. Развитие теоретических подходов к практике помощи и поддержки в США в XIX веке.

6. Оформление концептов прав человека, движение за права женщин, развитие практики социальной благотворительности как важнейшие социально-исторические тенденции повлиявшие на становление теории социальной работы в США.

Вопросы и задания

1. В чем различие марксистских и анархических взглядов на сущность государственной помощи?

2. Какие основные этические дилеммы волновали деятелей европейской науки в отношении бедности и социальной помощи в XIX столетии?

3. Как рассматривали практики общественной благотворительности подходы к личности клиента?

4. Какими социально-историческими тенденциями было обусловлено развитие теоретической мысли в области помощи нуждающихся в США?

5. Развитие концептов «прав человека» и их влияние а политику социальной поддержки в США в XIX веке?

6. Какова роль феминистского движение в развитии и становлении теории социальной работы в США.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: хрестоматия текстов германских преподавателей и экспертов по социальной работе и социальной педагогике. М., 2001.

3. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

4. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

5. Леннеер- Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению М., 1995.

6. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок. М., 1997

7. Фирсов М.В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000.

8. Фирсов М.В. Студенова Е.Г.. Теория социальной работы. М., Владос, 2000

 

Тема 9. Становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX- начале XX веках.

1. Становление основных теоретических направлений общественного призрения в XIX начале ХХ века.

2. Оформление политических концептов социального благосостояния в XIX веке.

3. Развитие идей общественной благотворительности в теории полицейского права.

4. Историко-эволюционное направление в теории общественного призрения.

5. Становление теории трудовой помощи и социального страхования на рубеже XIX- начала ХХ века.

Вопросы и задания

1. Как в теории полицейского права осмысляются подходы к общественной и частной благотворительности?

2. Сопоставьте основные социально-политические подходы к общественному благосостоянию в XIX веке? Каково их влияние на развитие идей в области теории общественного призрения?

3. Как понимаются концепты общественного призрения в теории трудовой помощи?

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (Х - начало ХХ века). М., 1996.

3. Антология социальной работы в России. / Составитель Фирсов М.В., М. 1994-1995.

4. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

5. Павлов- Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого: Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты. М., 2000.

6. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

 

Тема 10. Оформление теории социальной работы в России 20-90-е годы ХХ столетия.

1. Основные тенденции развития теории социальной работы в ХХ веке.

2. Развитие концепций благосостояния в России в ХХ веке.

3. Теоретическая парадигма социальной работы в 20-80-е годы (В. Кащенко, Л. Выготский, П. Блонский, А. Макаренко, С. Шацкий).

4. Оформление теоретических подходов к социальной работе в 90-е годы.

5. Новый этап становления научной парадигмы социальной помощи в России и проблемы организации инфраструктуры помощи, теоретические подходы к проблемам подготовки специалистов различного профиля, определение научного статуса теории социальной работы.

Вопросы и задания

1. Сделайте сопоставительный анализ концепциям социальной реабилитации 20-х годов и 70-х, 90-х.

2. Какие основные тенденции дали основанию развитию теории социальной работы в конце 90-х годов?

3. Раскройте основные тенденции развития теории социальной работы в 90-е годы.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В двух томах М., 1979.

3. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

4. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок. М., 1997

5. Теория и методика социальной работы / Под общей редакцией Жукова В.И. М., 1994

6. Фирсов М.В. Студенова Е.Г.. Теория социальной работы. М., Владос, 2000

7. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В двух томах М., 1980

 

Тема 11. Становление социального образования за рубежом.

1. Основные теоретические подходы к системе образования за рубежом.

2. Оформление школ социальной работы в Европе.

3. Деятельность добровольных визитеров и формирование первых курсов добровольных благотворителей в США.

4. Формирование национальных подходов к практике подготовки социальных работников в Европе.

5. Особенности современных систем социального образования в США, Франции, Великобритании, Германии.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. № 1.Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования (материалы российско-шведского семинара, Москва, З-6 марта 1991 г.). - М.; 1992. - 191 с.

3. Выпуск № З. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США (учебно-методическое пособие). - М.; 1992. - 200 с.

4. Выпуск № 4. Социальная работа в Германии и Австрии. - М.; 1992. - 130 с.

5. Социально-молодежная работа: международный опыт: Учебно-методическое пособие. - М.: Гос. Ком-т РФ по делам молодежи, Ин-т молодежи, Центр образования молодежи «Демократия и развитие», 1997. - 288 с.

 

Тема 12. Становление социального образования в России.

1. Особенности становления социального образования в Древней Руси.

2. Особенности социального образования в период петровских реформ.

3. Социальное образование в благотворительных обществах и организациях

4. Тенденции современного этапа становления социального образования в России.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

2. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1999.

3. Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. № 1.Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования (материалы российско-шведского семинара, Москва, З-6 марта 1991 г.). - М.; 1992. - 191 с.

4. Выпуск № 2. Социальная работа и проблема подготовки кадров. - М.; 1992. - 104 с.

5. Выпуск № 6. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания, 12-14 октября 1992 г., Москва). - М.: 1992. - 207 с.

Методика написания контрольной работы

Контрольные работы по дисциплине «История социальной работы», являясь формой самостоятельной работы с источниками: учебниками, учебными пособиями, научной литературой, выполняются студентами заочной формы обучения в межсессионный период.

Выполнение контрольной работы имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентом в ходе аудиторных занятий, что способствует лучшей подготовке к итоговой отчетности по дисциплине. При этом решаются следующие задачи:

1. Актуализация знаний студента по одной из изучаемых в рамках дисциплины тем.

2. Устранение пробелов в знаниях.

3. Выработка навыков работы с научной литературой и анализа источников.

4. Развитие умений кратко, четко, последовательно, научным языком излагать материал.

Контрольная работа выполняется в письменном виде. Объем работы – 8–10 листов формата А4, отпечатанных на на принтере или написанных от руки (разборчиво, чтобы текст свободно читался). Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Писать можно на отдельных, затем скрепленных листах или в школьной тетради с полями.

Тему для контрольной работы каждый студент выбирает из предложенного списка. Если в тексте контрольной работы используются цитаты (желательно, чтобы последние были небольшими по объему и значимыми по содержанию), то на них следует дать сноску с указанием автора, названия работы, места и года издания и цитируемой страницы.

Не рекомендуется использовать эпиграфы, стереотипные суждения, широко известные статистические данные, речевые штампы, а также приводить большие таблицы или графики (достаточно сделать ссылку на соответствующий источник).

Следует контролировать употребление новых, ранее не встречавшихся понятий и терминов. Их следует обязательно определить и выяснить содержание, обратившись к соответствующим словарям, справочникам или к преподавателю. Приступая к изложению новой мысли, рассмотрению следующего вопроса, к формулировке вывода, их записывают с «красной строки». Основные же понятия и суждения в тексте рекомендуется выделять другим шрифтом, с помощью другого цвета или подчеркиванием.

Завершая написание контрольной работы, нужно сделать общий вывод, подытоживающий основное содержание рассмотренной темы. В конце указывается список той литературы, которая использовалась при подготовке контрольной работы (не менее трех названий).

Контрольная работа заверяется подписью исполнителя, проставляется дата окончания работы; сама же работа сдается в заочное отделение не позднее, чем за неделю до начала сессии.

 

Методика написания эссе или реферата

Реферат – краткое, связное изложение какой-либо проблемы, в которой содержатся мысли самого автора.

1. Реферат должен раскрывать проблему с исторических позиций, с точки зрения современной науки и с позиций самого автора.

2. Начинать работу над рефератом лучше с изучения современных трактовок данной проблемы, выделения ее существенных признаков, направлений и пр.

3. Далее необходимо отобрать круг авторов, систем, источников и пр., в которых так или иначе представлено научное или практическое решение проблемы.

4. Рассматривая взгляды мыслителей прошлого, необходимо использовать первоисточники, так как оценочные суждения авторов монографий и учебных пособий могут не соответствовать современным трактовкам рассматриваемых явлений.

5. При рассмотрении взглядов авторов прошлого необходимо пользоваться современной терминологией, соотнося современные понятия с историческими, авторскими.

6. Использование цитат украшает реферат, делает его более доказательным, но цитат не должно быть слишком много, они не должны быть слишком большими по объему и их необходимо пояснять современными педагогическими понятиями (если это необходимо).

7. Оценивая вклад того или иногодеятеля в развитие науки и практики необходимо отметить, что нового внес данный деятель по сравнению со своими предшественниками и насколько его идеи актуальны в настоящее время.

8. При рассмотрении социальных явлений необходимо проследить, как данное явление в истории возникло, какие этапы в своем развитии проходило и чем оно стало теперь.

9. Неотъемлемой частью реферата является грамотно оформленный список использованной литературы (См. список литературы).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.