Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пантеистические идеи Николая Кузанского.






Родоначальником ренессансного платонизма был крупнейший европейский

мыслитель

 

XV в. Николай Кузанский (1401— 1464). Он родился в Германии—в местечке Куза

Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина-рыбопромышленника Иоганна

Кребса. Свое первоначальное образование он получил в Девентере в школе

«братьев общей жизни». Это формально светское, но по характеру своему

близкое к монашеству сообщество, возникшее на основе религиозного движения

«нового благочестия» в Нидерландах во второй половине XIV в., ставило своей

целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной

религиозности. Господствующей внешней обрядности и хитросплетениям

схоластической теологии «братья» противопоставляли стремление к

совершенствованию путем «подражания Христу», его земным поступкам и

человеческим добродетелям. Мистицизм «братьев общей жизни» способствовал

отчуждению будущего философа от «рационализма» схоластического богословия.

В дальнейшем он продолжил образование в Гейдельбергском и Падуанском

университетах, где стал доктором канонического права, а позднее—в Кельнском

университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие

неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого.

Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает

успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования

церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448г.) кардиналом. Его

многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к попыткам

восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и

согласия вероисповеданий; он принимает участие в посольстве в

Константинополь с целью добиться участия православной церкви в Феррарско-

Флорентийском соборе, ведет переговоры с гуситами, выдвигает планы

имперских реформ, борется с развращенностью духовенства. Благодаря

покровительству пап (особенно папы-гуманиста Пия II) Николай Кузанский

играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего времени,

вместе с тем уделяя большое внимание ученым занятиям. Им оставлено обширное

литературное наследие, включающее научные трактаты и проповеди, сочинения

по философии, богословию, по церковно-политическим вопросам и объединяемое

единой системой религиозно-философских воззрений[1].

Философия Николая Кузанского тесно связана с традицией средневекового

неоплатонизма начиная с «Ареопагитик» (творений, приписывавшихся по

церковной традиции ученику ап. Павла Дионисию Ареопагиту) и включая

тяготеющий к неоплатоническому пантеизму труд Иоанна Скота Эриугены «О

разделении природы», сочинения средневековых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.