Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысложизненных ориентаций






СЖО Уровни сформированности (% от выборки)
  Высокий Средний Низкий
Цель 25, 8 51, 6 22, 6
Процесс 21, 0 54.8 24, 2
Результат 14, 5 62, 9 22, 6
ЛК-Я 14, 5 58, 0 27, 5
ЛК-жизнь 16, 1 71, 0 12, 9
ОЖ 22, 6 61, 3 16, 1

Итак, высокие показатели осмысленности прошлого, настоящего и будущего, представленные в первых трех шкалах и свидетельствующие о сформированности смысложизненных ориентаций, выявлены у 61, 3% испытуемых. Можно предположить, что эти студенты воспринимают прошедшие этапы своей жизни, как продуктивные осмысленные, жизнь в настоящем приносит удовлетворение, вызывает интерес и наполнен различными эмоциями. Кроме того, испытуемые, вероятно, имеют ясные цели в будущем, направлены на реализацию своих возможностей.

Низкие показатели сформированности смысложизненных ориентаций имеют 69, 4% испытуемых. Это говорит о том, что на сегодняшний день у этих людей не обнаруживается стремление к реализации смысла жизни. кроме того, сам этот смысл нельзя у них нельзя назвать определенным. возможно, эти люди не удовлетворены прожитой частью своей жизни, и настоящим временем, им трудно осмыслить то, что происходит с ними сейчас. Вероятно, они не верят в свои силы, возможность повлиять на происходящее. Таким людям трудно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, у них нет ясных, осмысленных целей в будущем.

С целью проверки гипотезы о наличии связи между смысложизненными ориентациями и мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов нами был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Мы проверили связь каждого из вышеперечисленных мотивов с каждым компонентом СЖО. Наиболее значимая положительная корреляция была обнаружена между:

· стремлением стать хорошим специалистом и целями(r=0, 315):

· результатами и мотивом успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», а также, - этого стремления с локусом контроля- Я (r=0, 316);

· локусом контроля «жизнь» и желанием постоянно быть готовым к занятиям (r=0, 271);

· желанием постоянно получать стипендию и локусом контроля «жизнь» (r=0, 03);

· мотивом приобретения знаний и целью, процессом, результатом и экстернальным локусом контроля (r=0, 394; 0, 332; 0, 356; 0, 388);

· мотивом овладения профессией и результатом (r=0, 334)

Выявлена значимая отрицательная корреляция между:

· стремлением выполнять педагогические требования и процессом жизни (r=0, 348);

· овладением профессией и процессом жизни (r=0, 318);

Стремление стать хорошим специалистом может не только побуждать учебно-профессиональную деятельность студента, но и стать самостоятельной целью, и тогда обучение в вузе становится средством ее достижения.

Чем больше человек принимает то, что он-хозяин своей жизни и несет за нее ответственность, тем больше он стремится к тому, чтобы сделать ее максимально продуктивной. А успешная сдача экзаменов – один из показателей успешности в учебно-профессиональной жизни.

Если человек убежден, что вся его жизнь подвластна контролю сознания, то, постоянно готовясь к занятиям, он может находить этому подтверждения. И наоборот, если человек считает, что ничего не контролирует, тогда, вероятно, не будет тратить силы на подготовку. Подобная зависимость имеет место и в отношении мотива получения стипендии.

Стремление к получению знаний может быть как самостоятельной целью, так и одним из компонентов более глобальной цели. Если желание получить знания побуждает активность студента, то, вероятно, информация вызывает интерес, процесс ее получения – удовольствие, а знания, приобретенные ранее, признаются полезными. При этом студент оставляет за собой право выбирать информацию, наиболее интересную и полезную для него.

Если мотив выполнения педагогических требований выступает, как самостоятельный побудитель активности студента, то, вероятно, его студенческая жизнь не будет приносить ему удовольствие, поскольку деятельность обусловлена воздействием из вне и не сопряжена с выбором самого человека.

Можно предположить, что для данной студенческой выборки характерно, что овладение профессией не предполагает получение удовольствия, эмоциональной отдачи, чувство самоактуализации и не предполагает осмысленности. Трудно однозначно судить о причинах подобного результата, но можно предположить, что он может быть связан с тем, что многие выбирали профессию исходя не из своих способностей и интересов, а из других, часто внешних, причин.

Итак, на основании проведенного исследования, можно сказать, что гипотеза о связи смысложизненных ориентаций и мотивов учебно-профессиональной деятельности частично подтверждена.

Было выявлено, что стремление стать хорошим специалистом связано со способностью студента ставить перед собой ясные цели. Кроме того, было обнаружено, что стремление сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» связано с удовлетворенностью прошлым, оценкой прожитой части жизни, как продуктивной. Также признание продуктивности прошедшего отрезка жизни связано с мотивом овладения профессией. Помимо этого, мотив приобретения знаний тесно связан со всеми тремя составляющими смысложизненных ориентаций: способностью к целеполаганию, а так же удовлетворенностью прошлым и настоящим. Эти результаты выступают основаниями для подтверждения выдвинутой гипотезы. Однако, в связи с тем, что обнаружилась отрицательная связь между мотивом овладения профессией и получением удовлетворения от настоящего времени жизни, наша гипотеза не может быть подтверждена в полной мере.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.