Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы менеджмента в Российской Федерации






I. Особенности ситуации. Сегодня в Российской Федерации наблюдается значительный рост уровня самостоятельности регионов в решении вопросов регионального значения. Государство, будучи по объективным причинам неспособным эффективно решать вопросы по управлению региональной экономикой на местах, передает соответствующие полномочия в ведение субъектов Федерации.

Это естественный процесс, направленный на максимальное использование преимуществ природно-ресурсного потенциала территорий, учет их демографических, социальных, экономических и экологических особенностей. Коренные изменения в структуре производственных отношений, развитие местного самоуправления, самостоятельность предприятий поставили новые задачи и приоритеты перед региональной экономикой.

Только в 2007 году субъектам Федерации федеральным центром были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. В 2008 году региональные органы власти приступили к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения и т.д. Такой подход диктует необходимость создания в регионах принципиально иной, более эффективной, системы управления региональной экономикой.

Решение проблем регионального управления на местах связано с повышенным вниманием к следующим аспектам, так или иначе связанным с функционированием экономики регионов:

– размещение производительных сил и социально-экономического развития территорий;

– проявление экономических закономерностей в связи со спецификой конкретной территории;

– важнейшие природно-экономические, демографические и экологические особенности территорий;

– развитие межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.

Экономическая ситуация в России требует создания эффективной системы региональной статистики и регионального управления, базирующейся с одной стороны на потребностях развития конкретного региона, а с другой стороны на местном фактическом материале. Федеральный центр, вместе с передачей полномочий, передает на места и ответственность за их реализацию, постепенно уходя из сферы регионального управления. И именно здесь теперь должны быть сосредоточены усилия органов регионального управления по созданию информационных потоков, обеспечивающих принятие адекватных и эффективных управленческих решений на местах.

. Перспективные направления развития. Применение методов системного анализа особенности актуально в процессе мониторинга, планирования и прогнозирования развития точек роста в экономике регионов. Разработка и применение указанной методологии для подготовки управленческих решений может включать в себя несколько взаимосвязанных задач:

1) Привязка моделей к конкретным системам управления. Например, отдельно для региона, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов с учетом их полномочий, финансовых и иных возможностей. Модели должны стать не территориальными, но управленческими. Непродуктивно в рамках модели, предназначенной для органов регионального управления, говорить о решении проблем, находящихся вне их компетенции.

2) Разработка многоуровневых моделей. Следует уйти от попыток создания всеохватных горизонтальных моделей в сторону формирования многоуровневых вертикальных моделей, в рамках которых происходит поэтапное исключение неактуальных факторов с целью выявления факторов роста или проблемных факторов. Сначала должна быть выявлена проблема, а уже потом предложены варианты её решения. Речь идёт о диверсификации моделирования, когда первый этап анализа един, а последующие – различаются в зависимости от результатов анализа.

3) Унификация основ моделирования. Модели должны быть простыми и понятными каждому, кто с ними сталкивается. Существует закономерность – чем сложнее модель, чем меньше перспектив для её внедрения. Время перспективных схем размещения производительных сил прошло. Результат моделирования должен быть востребованным конкретными исполнителями для решения конкретных проблем управления. Идеальный вариант – не сама модель, а технология моделирования, внедренная и самостоятельно используемая на местах.

4) Региональная статистика. Речь идёт о разработке и внедрении систем региональной и муниципальной статистики, ориентированной на потребности соответствующих органов управления. Эту функцию может осуществлять как федеральный Госкомстат, так и подразделения соответствующих органов управления на местах. Однако перечень данных будет существенно отличаться от данных, собираемых на федеральном уровне.

5) Методическая поддержка. Федеральный центр в лице заинтересованных министерств и ведомств, а также Академия наук РФ могли бы взять на себя выполнение контролирующих и координирующих функций. Речь идет о системе подготовки служащих, методическом руководстве, сборе и обобщении аналитической информации. Пока же всю нагрузку несет на себе Академия наук РФ. Федеральный центр мог бы взять на себя функцию контроля, координации и методического обеспечения. Речь идет о сборе, обобщении и распространении положительного опыта, о федеральном контроле за развитием ситуации в регионах.

Перспективные направления реформ. Сегодня органы регионального управления на местах представляют собой обособленные социально-экономические системы. [3] У них свой бюджет, свои «правила игры» и своя мера социальной ответственности. Неэффективная система управления сама становится тормозом экономического развития территорий, фактором их депрессивности.

В результате система государственного управления (как в центре, так и на местах) замыкается сама на себя. Региональные хозяйствующие субъекты и население живут своей жизнью, а государственная власть в лице региональных властей – своей. Федеральный центр выделяет деньги, региональные власти их тратят. Затем деньги заканчиваются, и все возвращается к началу.

Субъекты Федерации должны получить полную самостоятельность в использовании механизмов экономического стимулирования развития территорий без возможности перекладывать ответственность на Федеральный центр. Тогда как Федеральный центр должен сформировать критерии оценки эффективности регионального управления и возвести их в ранг закона: «не справился – уходи». Неумолимо и объективно.

Для этого, прежде всего, следует модернизировать саму сферу государственного управления:

Вариант ответа №2

Переход к рыночным отношениям изменил во многом управленческое поведение. После распада СССР, исчезновения централизованного планирования и монополии государственной собственности, образовался экономический вакуум, где благополучным был лишь государственный сектор. Поэтому зарабатывание прибыли уже не казалось нереальным, но было менее привлекательным, чем раздел собственности государства.

В условиях инфляции, неразвитости рынка, нестабильности в правовой сфере, почти ни один директор российского предприятия не заинтересован в долгосрочном финансировании проекта. В России преимущественно все ориентировано на краткосрочное развитие и моментальные результаты [1, с.44].

Таким образом, современный менеджмент - неотъемлемая часть современного бизнеса.

Существует множество различных методов и способов управления, кроме того, с развитием науки и компьютерной техники существуют специальные программные обеспечения, способствующие в помощи принятия решений. Так, имея даже старые модели управления, безусловно, возможно управление современными предприятиями, но, учитывая технический прогресс и достижения, все-таки тяжело с этим согласиться ввиду таких причин, как противостояние человека и техники. Выражая человеческую сторону, мы можем увидеть духовность, а со стороны техники - четкий «холодный расчет» [8].

Безусловно, четкие действия - это выгодное положение в управлении, но одного этого недостаточно, так как необходим творческий подход. Также невозможно творческое присутствие в большей степени, задача бизнеса зарабатывать. Единственный компромисс - объединить эти две вещи. В результате данного симбиоза образуется некий субъект, способный выполнить задачу двух сторон одновременно, а именно человек [7].

1) Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2) Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3) Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды [7]:

1) менеджмент социальной сферы;

2) банковский менеджмент;

3) налоговый менеджмент;

4) организационный менеджмент;

5) международный менеджмент;

6) кадровый и др.

«Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития» [2, с.78].

В регионах России есть такие люди, которые часто воспринимаются местным сообществом как " крепкие хозяйственники", но на деле являются представителями нового класса управленцев. Акцент при освещении таких историй должен делаться не на красивом результате работы, а на его общественной значимости, а также на самом процессе работы менеджера. Конечно, предмет гордости наиболее известных российских бизнесменов - их экономическая эффективность; но замыкаться на ней нельзя, и бизнес-лидеры России прекрасно понимают это. Понимают они и необходимость организации коммуникаций с целью создания положительного отношения не только к своему бизнесу, но и к российскому бизнесу в целом. Их относительные удачи или неудачи в этой области связаны со шлейфом справедливых упреков в адрес конкретных личностей, несмотря на успехи некоторых из них в области управления. Нельзя допускать переноса этого отрицательного отношения на весь класс менеджеров [7].

В ближайшие годы наверняка произойдут глубокие перемены в составе управленческой прослойки российского бизнеса. Однако в настоящее время многие молодые управленцы не видят для себя реально конструктивных примеров среди российских бизнесменов. Некоторые признают, что люди, ряд черт которых можно поставить в пример себе и своим ровесникам, на деле - очень неоднозначные личности.

Итак, мы можем сказать следующее, что посредствам окультуривания возможно

определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Нужно помнить то, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. [4, с.389].

В России в системе менеджмента существуют как проблемы, так и способы их решения.

Главное при этом учитывать особенности российского рынка и менталитета.

Важно так же отметить огромные перспективы развития данной науки как на теоретическом, так и на практическом уровне в нашей стране. Нужно использовать все ресурсы и все источники для перехода нашей страны на качественно новый уровень управления на мировой арене.

Во-первых, на всем протяжении экономического развития мы можем проследить стремление сферы управления расширить свои возможности не только за счет привлечения дополнительных ресурсов и источников, но и за счет построения правильной тактики и стратегии управления персоналом или организацией в целом.

Интересно то, что основная проблема экономических преобразований в современный период состоит в ограниченности внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов компенсировать недостаток капиталовложений для преодоления кризисной ситуации.

Во-вторых, в науке управления, как и в других науках, существует ряд остро стоящих проблем, которые требует немедленного решения и анализа, активизации дополнительных ресурсов и правильного принятия решений.

Важно отметить тот факт, что в настоящее время менеджмент является фундаментом Российской Федерации. Потому что именно от правильного управления зависит экономическое состояние не только отдельной хозяйственной единицы, но и экономическое состояние страны в целом.

В-третьих, переход российского хозяйства к рыночной экономике ни у кого не вызывает сомнения. Коренные изменения затронули не только категорию собственности, приведя к созданию частных предприятий, но и сферу управления. Внешне это выразилось, в частности, в появлении множества новых специальностей и в значительном изменении содержания работы ранее существовавших в нашей стране специалистов.

Сильно сдвинулись приоритеты в образовании, что не только привело к неизбежному возникновению учебных заведений с сомнительным качеством образовательных услуг, но и способствовало выдвижению на первый план ряда лидирующих вузов и бизнес-школ, рассчитанных как на подготовку молодых кадров, так и на переподготовку специалистов по экономическим специальностям и повышение квалификации экономистов.

Между тем содержание деятельности одной из ключевых фигур рыночной экономики - профессионального менеджера - до сих пор остается во многом загадкой. Особенности российского менеджмента мало раскрыты, а его короткая история связана в сознании общества с теневыми сторонами бизнеса.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что только в результате детального изучения, подробного анализа и планирования в сфере управления, а так же правильной подготовке специалистов-менеджеров наша страна может выйти на совершенно новый уровень на мировом рынке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.