Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское общество, его структура и признаки.






Гражданское общество, основанное на юридическом равенстве.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальный структур, обособление его как самостоятельной сферы общественной жизни и, одновременно, разгосударствление ряда общественных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ, гражданское общество:

1. основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе.

2. Становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением государства.

Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играет сложившееся позднее Средневековье, централизованные национальные государства, которые стремились к упразднению разнообразных прав, существовавших в период феодальной раздробленности.

3. Само понятие «государство», отличного от общества, получило широкое признание лишь в Новое время.

Дело в том, что при докапиталистическом сословно-стартовом строе государство практически совпадало с какой-то частью общества, и было обособлено от основной части населения.

4. Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различие структур, принципов организации и строении.

Цели граждан и их объединений разнообразны, изменчивы с учетом их интересов.

5. Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток и на способы правового регулирования частных и публичных отношений, то есть, на всю систему права того или иного государства.

Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют, или должны, по крайней мере, действовать строго на основе права.

Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которое гражданин использует по своему усмотрению. Использование права не является обязанностью гражданина. Однако должностные лица и государственные органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для решения стоящих перед ними задач. Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обуславливающих те особенности современного государства, которые отличают его от государств кастово-сословной эпохи:

1. разграничение первичных частных и публичных в ряду общих интересов находит отражение в системе права.

В частности, выделение его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где уже существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, ставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права, закрепляются идеи равенства членов общества, их личные свободы, безопасности, незыблемости собственности и так далее.

2. Развитие гражданского общества порождает представление о Конституции, как о законе, определяющем устройство высших органов государства, но также и права и свободы граждан, в результате чего сама Конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности.

3. Развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть.

В структуре высших органов государств Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные, а не только сословные, представительные учреждения парламентского типа.

Система гражданского общества отличается развитой структурой. Структура гражданского общества – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В эту систему входят следующие основные элементы:

1. гуманитарный, под которым понимается человеческий состав общества – свободные индивиды;

2. социальный, имеется ввиду социальное деление общества на социальные группы, слои, классы;

3. экономический, то есть формы собственности, отношения собственности, производство, обмен, распределение и так далее;

4. духовный, сюда входят наука, образование, культура, религия и так далее;

5. информационный, охватывает средства и формы информации, общественное мнение и так далее;

6. территориально-управленческий, охватывающий местное самоуправление;

7. организационный, охватывающий разнообразные формы общественных и групповых организаций.

58. Правовое государство: понятие и принципы.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация яв­ляется правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое госу­дарство, которое признает в качестве своих особенностей и институ­тов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учрежде­нием. Главное в идее правового государства — связанность государ­ства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возмож­ного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми норма­ми, которым обязаны подчиняться все без исключения государствен­ные органы, должностные лица, общественные объединения и гражда­не. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство зако­на. Оно выражается в том, что главные, основополагающие обществен­ные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его господ­ства, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты

об­щественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).

Почему характеристика правового государства связывается с вер­ховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о за­коне, а о праве в целом как системе общеобязательных норм, обеспе­чиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся. В правом государстве должны соблюдаться все пра­вовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы будут соответствовать законам — нормативным ГОСТам, принятым законодательным органом.

Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права.

При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего, нормы, выра­жающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.

Господство закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон и любая острая проблема будет решена.

Все законы должны быть опубликованы.

«Закон подлежит официальному опубликованию, — указывается в Конституции РФ (ст. 15), — неопубликованные законы не применяются. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не обоснованы официально для всеобщего сведения».

Одной из важных характерных черт правового государства связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которымимогут столкнуться граждане. Провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется неочевидным.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое государство базируется на следующих принципах:

- наи6олее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (т.е. социальный аспект);

- последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федера­лизме, верховенстве закона и наличии гражданского общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.