Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация налоговых систем. Практические характеристики налоговых систем.






 

Практическую ее характеристику дают конкретные показатели, к наиболее важным из которых следует отнести:

- показа­тели: налогового бремени;

- соотношения прямого и косвенного на­логообложения;

- уровня централизации налоговых полномочий;

- уровня неравенства доходов после их налогообложения.

Классифи­кации налоговых систем в зависимости от этих показателей пред­ставлены на рис. 5.

1. В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно классифицировать на:

либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера ориентировочно до 30% от ВВП. К этой группе относятся налоговые системы таких стран, как США, Австралия, Португалия, Япония и боль­шинство стран Латинской Америки;

умеренно фискальные с уровнем налогового бремени от 30 до 40% от ВВП. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Ис­пании, Греции, Великобритании, Канады и России;

жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредст­вом налогов более 40% от ВВП. Такой уровень изъятий обес­печивают налоговые системы таких стран, как Норвегия, Ни­дерланды, Франция, Бельгия, Финляндия, Дания, Швеция.

 

2. В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые
системы можно подразделить на:

подоходные, делающие основной акцент на обложении дохо­дов и имущества, где доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% от совокупных налоговых доходов. К этой группе относятся налоговые системы большинства англосак­сонских стран, таких, как США, Канада, Великобритания, Австралия;

умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, где доля кос­венных налогов составляет от 35 до 50% от совокупных нало­говых доходов. Данную группу составляют налоговые систе­мы развитых стран Европы, таких, как Германия, Франция, Италия и др.;

косвенные, делающие основной акцент на обложении потреб­ления, где косвенные налоги обеспечивают более 50% от со­вокупных налоговых доходов. Подобный уровень косвенного обложения характерен для налоговых систем развивающихся стран, например Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана. К этой же группе относится и налоговая система России.

 

3. В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий
налоговые системы можно разделить на:

централизованные, наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов — более 65% от консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

умеренно централизованные, наделяющие все уровни управле­ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю­щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% от консолидированных налоговых поступлений. Данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни управ­
ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­
печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до
55% от консолидированных налоговых поступлений. К этой
группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

 

4. В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить на:

прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не­равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран;

регрессивные, если после уплаты налогов экономическое нера­венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает. Примеры построения таких налоговых систем нам не известны;

нейтральные, если после уплаты налогов экономическое нера­венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным. К данной группе можно отнести налого­вую систему России.

 

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли и др.

 

Таким образом, российскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

 

Кроме представленных выше показателей для характеристики налоговой системы довольно часто используют такой обобщающий показатель, как эластичность налогообложения (налоговой систе­мы). В общепринятой трактовке данный показатель есть соотноше­ние относительного изменения налоговых поступлений (совокуп­ных, отдельных налогов или их групп) к относительному измене­нию какого-либо экономического показателя. В зависимости от целей исчисления таким показателем по стране может быть нацио­нальный доход (НД), но чаще всего в масштабе страны используют показатели ВВП. В этом слу­чае коэффициент эластичности налогообложения (налоговой сис­темы) — Кн рассчитывается следующим образом:

 

где АНП — прирост налоговых поступлений за искомый период;

НП — начальный (базовый) уровень налоговых поступлений на начало периода;

АВВП — прирост валового внутреннего продукта за искомый период:

ВВП — начальный (базовый) уровень валового внутреннего про­дукта на начало периода.

Эластичность налогообложения {налоговой системы) — это мера того, как изменяются налоговые поступления при изменении опре­деляющего экономического показателя (валового внутреннего про­дукта, валового регионального продукта или др.) на один процент­ный пункт. В количественном выражении эластичность налогооб­ложения будет показывать, на какой процент увеличатся (умень­шатся) совокупные налоговые поступления при увеличении валово­го экономического показателя (ВВП) на один процент.

Если Кэ = 1. то однопроцентный прирост ВВП обеспечивает аналогичный (од­нопроцентный) прирост налоговых поступлений, т.е. доля налогов в ВВП остается неизменной.

Когда Кэ > 1, однопроцентный прирост ВВП обеспечивает больший прирост налоговых поступлений, т.е. доля налогов в ВВП увеличивается.

При Кэ< 1 однопроцентный прирост ВВП обеспечивает меньший прирост налоговых поступле­ний, т.е. доля налогов в ВВП уменьшается.

Целевым ориентиром для нормально функционирующей эконо­мики должно быть значение показателя эластичности налогообложе­ния, близкое к единице, т.е. налоговая система должна обеспечивать адекватное изменение налоговых поступлений при росте (снижении) ВВП, сохраняя налоговую структуру последнего неизменной. Данное значение считается оптимальным. Низкое значение этого показателя или, наоборот, высокое его значение (значительно меньше или больше единицы) свидетельствует о необходимости корректировок нацио­нальной налоговой системы.

Следует заметить, что исчисление данного показателя прочно за­крепилось в обиходе экономического анализа развитых стран. Там эластичность оценивают за достаточно длительный период, как прави­ло, за 10 лет. Например, в Западной Германии в течение двух послед­них десятилетий эластичность налоговой системы традиционно сохра­няет значение, равное единице. К сожалению, в российских условиях из-за непрерывной изменчивости состава налогов объективно оценить эластичность налогообложения за сколько-нибудь значимый времен­ной промежуток (более пяти лет) не представляется возможным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.