Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы получения социологической информации




Процесс социологического исследования состоит из двух стадий — подготовительной и исследовательской. На подготовитель­ной стадии уточняется социальный заказ, определяются цель и за­дачи исследования, условия, сроки выполнения заказа, содержание и объем работ, рассчитываются финансовые и людские ресурсы. Вторая стадия включает весь процесс разработки и реализации про­граммы — от определения и анализа проблемы до написания отче­та и выдачи рекомендаций.

Программа представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских процедур, отвечающих ряду необходимых требований; она содержит два раздела — методологический и ме­тодический (процедурный).

Методологический раздел программывключает следующие элемен­ты: обоснование проблемы; формулировку цели и задач исследо­вания; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение рабочих гипотез.

Методический (процедурный) раздел программысодержит принци­пиальный (стратегический) план исследования; набросок основных процедур сбора и анализа первичной социологической информа­ции.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация как специфическое состояние объекта социологического исследования, характеризующегося противоречием между потреб­ностями его развития и его современным состоянием.

Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы между ее подсистемами, например про­тиворечие между уровнем подготовки выпускников вузов и потреб­ностями страны в высококвалифицированных специалистах.

На этапе определения объекта и предмета исследования обяза­тельной процедурой является предварительный системный анализ объекта. Его цель — построить гипотетическую (концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей. Социальный объект рассматривается с двух сторон — как часть целого и как целое, состоящее из частей. При этом выделяют его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и вы­двигают предположение о механизмах его функционирования и раз­вития.

Важнейшим элементом методического (процедурного) раздела программы является принципиальный (стратегический) план ис­следования. Его выбор зависит от объема информации об объекте исследования. Различают три варианта стратегического плана: разведывательный, аналитический и экспериментальный.

Разведывательныйплан применяется в том случае, когда име­ющейся информации недостаточно для выдвижения гипотез; его цель — уточнение (постановка) проблемы, формулировка гипотез. Работа по данному плану включает изучение документов, проведе­ние интервью, наблюдений.



Аналитическийплан социологического исследования предпола­гает наличие информации, достаточной для формулировки опи­сательной гипотезы; его цель — проверка выдвинутой гипотезы. Аналитический план предусматривает проведение выборочного или монографического исследования, анкетирования, использования статистических методов.

Экспериментальныйплан социологического исследования при­меняется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позво­ляют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель — уста­новление причинно-следственных связей в объекте. Для проверки гипотезы проводится эксперимент. В социологическом исследова­нии редко применяется какой-либо один вариант плана — чаще всего на разных этапах исследования используется сочетание всех трех вариантов.

Основными процедурами сбора и анализа первичной социологической информации являются заполнение анкет массовых опросов, карточек идентифицированного учета, бланков самофотографии рабочего времени; составление схем наблюдения, схем анали­за данных, планов интервью, инструкций по изучению документов и других текстов, подвергаемых контекстуальному анализу; расчет

материальных и финансовых затрат; расчет времени, требуемого для разных видов работ.

Завершается программа выбором методов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Основными методами сбора информации в социологическом исследовании являются анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос и др.

Роль мониторинга в оценке плановых и управленческих решений



Эффективность анализа трудовых показателей в значительной степени зависит от достоверности и качества исходной информа­ции, применяемой для проведения аналитической работы, которой зачастую бывает недостаточно для комплексного, всестороннего анализа. Поэтому необходимо создать адекватную современным за­дачам систему сбора информации, позволяющую отслеживать все значимые процессы в динамике и взаимосвязи. Для таких целей как нельзя лучше подходит система мониторинга.

Мониторинг — это система сбора данных о сложных явлениях, которые описываются с помощью определенных ключевых пока­зателей в целях оперативной диагностики состояния объекта иссле­дования, отслеживания тенденций и динамики происходящих в них изменений и на этой основе принятия оптимальных управленче­ских решений.

Система сбора данных о состоянии социально-трудовой сферы на основе мониторинга позволяет проводить систематический ана­лиз социально-трудовой сферы предприятия с целью выявления наиболее важных тенденций и требующих безотлагательного реше­ния проблем, а также оперативно подготавливать рекомендации их решений.

Исследования, выполняемые в рамках мониторинга, позволяют получить данные, которые не содержатся в статистической отчет­ности и могут быть получены только с помощью опросов. В рам­ках мониторинга статистическая информация объединяется с социо­логической, что повышает обоснованность и достоверность инфор­мации. Благодаря мониторингу удается получить данные, которые ранее не улавливались ни одним информационным каналом или су­щественно искажались.

Основные цели мониторинга:

• обеспечение руководителей информационно- аналитическими материалами о фактическом положении дел в социально-тру­довой сфере на предприятии, возникающих проблемах и про­тиворечиях;

• способствование принятию решений по выявленным в ходе мониторинга проблемам.

Важнейший раздел мониторинга, как правило, посвящен анали­зу оплаты труда работников предприятия, ее динамике и включает показатели, характеризующие фонд потребления, фонд оплаты тру­да. Полученные данные дают возможность оценить, какая часть фонда потребления идет на оплату труда, каков удельный вес тари­фа в общем фонде заработной платы и не пренебрегает ли админи­страция своими обязанностями в области социальной поддержки членов трудового коллектива.

Мониторинг о среднемесячной заработной плате проводится по отдельным категориям трудящихся — руководителям, специалис­там, служащим, рабочим. При этом в категории рабочих выделяют не менее трех основных профессий, что позволяет анализировать соотношение заработной платы внутри предприятия.

Мониторинг дает возможность не только оценить ситуацию, но и увидеть реальный результат принимаемых решений, так как яв­ляется надежным каналом обратной связи для руководителей.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова роль анализа в планировании труда?

2. Покажите роль и функции аудита в трудовой сфере.

3. По каким направлениям проводится аудит в трудовой сфере?

4. Что представляет собой процесс получения социологической ин­формации о социально-трудовых отношениях?

5. Какие методы используются в социологическом исследовании?

6. Раскройте роль и содержание мониторинга в сфере труда.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал