Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доходы, их состав и структура






Доходы населения это совокупность средств в денежном и нату­ральном выражении, полученных в результате деятельности. Они могут быть выражены в денежной форме (денежные доходы) и в натуральной форме (натуральные доходы).

Состав совокупного дохода семьи (зависит от источников его фор­мирования):

- заработная плата и другие виды оплаты труда;

- социальные трансферты (пенсии, стипендии, социальная помощь, страховые компенсации, возмещение затрат инвалидам, возмещение убытков репрессированным гражданам) и «бесплатные» услуги;

- предпринимательские доходы, проценты, дивиденды и другие доходы от собственности;

- средства, полученные от продажи продукции личного подсобного хозяйства;

- стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, использованных в семье;

- поступления от работодателя в виде оплаты жилья, транспорта, обучения и повышения квалификации и т.д.;

- другие поступления (алименты, гонорары, благотворительная помощь и т.д.).

Выделяют номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы представляют собой величину' начисленных де­нежных и натуральных выплат. Реальные доходы — это скорректированные с учётом динамики измене­ния потребительских цен номинальные доходы.

Совокупный и денежный доходы делятся на общий и чистый. В общий доход включаются все поступления. Он подсчитывается до уплаты налогов и обязательных платежей. Чистый доход представляет собой ту часть общего дохода, которая остаётся после уплаты всех налогов и обязательных платежей. Он является результатом перераспределительных процессов.

Конечные доходы включают скорректированные чистые доходы на­селения (сумму чистых доходов и сальдо натуральных трансфертов) и чис­тые долги населению.

Отношение суммы конечных доходов к численности населения представляет собой среднедуишвой денежный доход населения.

В зависимости от источников формирования доходы могут быть трудовыми и нетрудовыми.

Трудовой доход, по определению МОТ, это доход, который получает работник в результате своей экономической деятельности как наёмная рабо­чая сила или в условиях самостоятельной занятости.

Нетрудовые доходы представляют собой поступления от деятельно­сти, которая ведётся с отступлениями от действующих в государстве право­вых норм.

Различают также скрытые доходы, образование которых связано, прежде всего, с теневой экономикой (незаконный бизнес, неформальная экономическая деятельность, нелегальная деятельность - производство и продажа наркотиков, контрабанда и др.).

Использование совокупного дохода осуществляется по определённым направлениям. Основными из них являются: потребительские расходы; налоги, сборы, платежи; прочие расходы; накопления.

11.3. Дифференциация доходов населения и факторы, её определяющие

Одним из проявлений социальной политики в условиях рыночной экономики является наличие имущественного неравенства и существенной дифференциации в доходах различных слоев населения.

Дифференциация доходов в каждый момент времени определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Формирование доходов подчиняется общественным экономическим зако­нам, способ распределения существенно зависит от способа производства, законы и принципы распределения должны соответствовать всей системе экономических отношений.

Доходы отвечают условиям справедливости только тогда, когда их дифференциация связана, прежде всего, с дифференциацией оплаты труда, которая, в свою очередь, находится в зависимости от различий в труде. Имен­но труд должен быть главным фактором благосостояния, а заработная плата должна в существенной мере определять материальное положение семьи.

Для измерения неравномерности распределения доходов, получаемых различными группами населения, используют различные методы.

Все факторы, определяющие дифференциацию доходов населения, можно разбить на две группы по характеру их влияния на дифференциацию:

- нивелирующие факторы;

- дифференцирующие факторы.

К факторам, определяющим дифференциацию доходов населения, относятся: социально-политические факторы; социально-демографические факторы; социально-профессиональные факторы; социально-статусные факторы; социально-экономические факторы; социально-географические факторы.

Дифференциация доходов населения имеет место во всех странах, её уровень свидетельствует о степени совершенства социально-экономической системы в обществе.

11.4. Понятие и показатели уровня жизни населении

Уровень жизни - это социально-экономическая категория, которая отражает степень развития и удовлетворения физических, духовных, соци­альных потребностей населения и условия в обществе для развития и удов­летворения этих потребностей.

Показателем уровня жизни населения, наряду с измерением уровня дифференциации доходов, служит мера соответствия получаемых доходов прожиточному минимуму и величине потребительских бюджетов. Исследо­вание по этим признакам позволяет формировать социальную политику, ориентированную на определённые (установленные) уровни потребления.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объёма и структуры потребления основных материальных благ и услуг на минималь­но допустимом уровне, который обеспечивает поддержание активного фи­зического состояния различных социально-демографических групп населения. Этот показатель устанавливается на определённом этапе экономического кризиса с целью преодоления его последствий. В формировании прожиточного минимума используют различные подходы: статистический; комбинированный; субъективный; ресурсный.

Бюджет прожиточного минимума - это стоимостная оценка нату­рального набора прожиточного минимума и всех затрат на налоги и обяза­тельные платежи. Он рассчитывается с использованием следующих подхо­дов: нормативного и статистического.

В Украине по инициативе профсоюзов и с их участием разработана следующая методика расчёта прожиточного минимума:

- определяются минимальный ассортимент и стоимостная величина «потребительской корзины» на продукты питания, затраты на жилищно-коммунальные услуги, непродовольственные товары, транспортные услуги и др.;

- на основе полученного результата подсчитывается бюджет прожиточного минимума. Минимальные нормы и рассчитанная на их основе структура прожиточного минимума, периодически уточняются и пересматриваются.

Не реже одного раза в пять лет «потребительская корзина» пересмат­ривается и на основе полученных данных устанавливается новый прожиточ­ный минимум.

Более полный набор (в стоимостной и натуральной формах) материальных и духовных благ отражает такой показатель как минимальный потребительский бюджет — баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни тех групп населения, которые вынуждены располагать минимальными доходами.

Минимальный потребительский бюджет это законодательно установленная в государстве среднедушевая месячная стоимость набора про­дуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты необходимых ус­луг, лекарств, предметов быта, в том числе и продолжительного пользования, удовлетворения в установленных пределах культурных потребностей, рассчитанных на основе научно обоснованных норм и нормативов с учётом национальных особенностей. Он представляет собой денежную оценку благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Примерное соотношение прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета составляет 1: 2. В Украине расчёт стоимости минимального потребительского бюджета впервые проведён в 1991 г. для 13 половозрастных групп.

Методы расчёта минимального потребительского бюджета аналогичны методам расчёта прожиточного минимума, однако он формируется на основе более высоких норм потребления, закладываемых в состав потребительской корзины.

Прожиточный уровень рассчитывается не только в среднем на душу населения или семью, но и для различных категорий населения в отдельно­сти: для трудоспособных граждан, детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, пенсионеров. При этом учитывается, что для проживающих в семье среднеду­шевые потребительские затраты ниже, чем у одинокого человека (за счёт платы за жильё, непродовольственные товары длительного пользования и др.). Так, в семье из четырёх взрослых людей потребительские затраты на каждого снижаются примерно на 10%, а у одинокого пенсионера они на 10% выше, чем у того, который живёт в семье.

На жизненном уровне населения негативно сказывается инфляция. В связи с этим в Украине в 1997 г. был принят закон, предусматривающий ин­дексацию доходов населения в случае, если инфляция превышает 5%.

Факторы, влияющие на потребности и уровень жизни:

- уровень развития производства и сферы услуг;

- научно-технический прогресс;

- культурно-образовательный уровень населения и др.

Повышение уровня жизни содействует росту качества жизни (усло­вий существования человека), которое характеризуется уровнем потребле­ния товаров и услуг, средней продолжительностью жизни, уровнем заболе­ваемости, условиями и охраной труда, социальной защищённостью населе­ния, улучшением социальной среды, обеспечением прав человека.

В соответствии с рекомендациями МОТ уровень жизни отражают следующие показатели:

- объём фонда потребления на душу населения, реальные доходы, продолжительность жизни, образование;

- объём потребления важных продуктов на душу населения в натуральном выражении, обеспеченность жильём, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью;

- охрана здоровья, социальное обеспечение.

При этом учитываются занятость и условия труда, действующие со­циальные гарантии, демографические, экологические условия, наличие до­машнего имущества и др.

Мировая практика выработала для характеристики уровня жизни интегральный показатель индекс человеческого развития.

Индекс человеческого развития включает следующие индикаторы.

· национальный либо валовой внутренний продукт на душу населения (ВВП), который исчисляется в «долларах паритета покупательской способности»;

· продолжительность жизни в годах;

· уровень образования населения, он измеряется в % количеством лет обучения и уровнем грамотности взрослого населения.

Для определения индекса человеческого развития эти величины по исследуемой стране соотносятся с наиболее высокими мировыми уровнями данных показателей.

Как сказано выше, уровень жизни населения в значительной степени определяется величиной ВВП и структурой его использования.

Источником повышения уровня жизни населения является рост национального дохода, который представляет собой вновь созданную стои­мость, т.е. часть совокупного общественного продукта после вычета затра­ченных в процессе производства средств труда и материальных затрат.

Национальный доход делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления это часть национального дохода, которая используется на расширенное воспроизводство, увеличение непроизводственных фондов, создание государственных резервов и запасов.

Фонд потребления это часть национального дохода, которая исполь­зуется на удовлетворение непроизводственных потребностей (личных и об­щественных), на содержание организаций непроизводственной сферы. В состав фонда потребления входят:

· личное потребление населением материальных благ и услуг:

· материальные затраты в организациях непроизводственной сферы, которые обслуживают население (образование, охрана здоровья, физкультура и спорт, культурное и непроизводственное бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и др.);

· материальные затраты в организациях, которые обслуживают интересы общества в целом (управление, наука, оборона, служба безопасности).

Фонд потребления, в зависимости от формирования и использования, делится на фонд заработной платы и доходов, фонд общественного потреб­ления, фонд содержания общественных организаций и аппарата управления.

Исходя из понимания стоимости жизни как стоимости затрат на вос­производство рабочей силы, совокупности расходов, которые несёт работ­ник (семья, группа населения) на приобретение товаров и услуг, необходи­мых для восстановления работоспособности и поддержания жизнедеятель­ности, она может определяться на основе не только прожиточного миниму­ма и минимального потребительского бюджета, но и рационального потре­бительского бюджета.

Рациональный потребительский бюджет предполагает полное удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах.

В отечественной и зарубежной практике для характеристики уровня жизни используют показатели абсолютной и относительной бедности.

К абсолютно бедным относится часть домохозяйств, которые не мо­гут обеспечить себя суммой благ, необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни.

К относительно бедным относится часть домохозяйств, имеющих низкие доходы (в зарубежной практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% сложившегося в стране дохода).

На понятие бедности как социально-экономическое явление влияет проводимая в стране социальная политика.

11.5. Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления

В международной практике концепция социальной защиты населения предполагает законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, ока завшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового ста­жа, размера страховых взносов и т.п. Поэтому социальную защиту населения можно рассматри­вать как систему мер правового, социально-экономического и организацион­ного характера гарантируемую и реализуемую государством для обеспечения достойной жизни, т.е. материальной обеспеченности на уровне стандартов со­временного развития общества и свободного развития человека.

В Украине в настоящее время система государственной социальной зашиты выполняет следующие функции:

- помощь одиноким, престарелым, инвалидам, другим наиболее уязвимым категориям населения через соци& тьные выплаты и социальное обслуживание;

- поддержка социально незащищённых других слоев населения;

- обеспечение защиты всех категорий населения через систему социальных гарантий.

Основные права граждан нашего государства в сфере социальной за­щиты закреплены в Конституции Украины.

В основе государственных социальных гарантий лежат минимальные социальные стандарты - установленные законодательством страны нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицин­ского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреж­дениями.

В области образования Конституцией Украины гарантируется обще­доступность и бесплатность общего и среднего профессионального образо­вания в государственных общеобразовательных учреждениях и учреждени­ях, относящихся к коммунальной собственности.

В области культуры для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей по этому направлению учитывают нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности.

В области охраны труда и окружающей среды в качестве минималь­ных государственных стандартов принимаются установленные законода­тельством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержа­ния химических и других вредных веществ, которые отрицательно действу­ют на работо- и трудоспособность граждан, Установлены нормы перемеще­ния грузов, их подъёма на определённую высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности работ и производственной среды.

Установлены и реализуются государством определённые гарантии в области занятости, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания.

Социальная защита населения осуществляется посредством пассив­ных и активных методов.

Пассивные методы состоят в помощи общества отдельным его граж­данам или семьям, которые не имеют достаточных доходов для нормального существования. Такая помощь носит в основном адресный характер.

Активные методы направлены на защиту гражданина или семьи от потерь дохода, связанных с безработицей, старостью, болезнью, получением образования или повышением квалификации.

Социальная защита осуществляется через социальные трансферты (передачу населению государственными и негосударственными организа­циями ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на без­возмездной основе).

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупного дохода граждан.

Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах: в виде социальной помощи, государственных социальных гарантий, в том числе социальных льгот отдельным категориям населения, социального страхования.

Социальная помощь предоставляется государством и некоммерчески­ми организациями в виде благ и услуг социально уязвимым группам населе­ния на основе проверки нуждаемости. Объектом социальной помощи выступают матобеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Механизм осуществления социальной помощи сводится к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков, что позволяет преодолеть в какой-то степени не­равенство в доходах населения. Через систему социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция гарантии минимального дохода всем группам населения.

Государственные социальные гарантии предполагают предоставле­ние социально значимых благ всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Эта форма социальных трансфертов базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования расхо­дов на социальные цели.

Социальное страхование направлено на защиту населения от различ­ных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а значит и до­хода. В их числе: болезнь, материнство и детство, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, потеря работы, ста­рость, потеря кормильца.

Для этой категории трансфертов характерно предварительное аккуму­лирование средств, в том числе и личных, с целью последующей выплаты застрахованному при наступлении страхового случая.

Пособия регулярные или разовые денежные выплаты гражданам в предусмотренных законодательством случаях. Законодательством Украины предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

Пенсии предусмотренные законодательством регулярные денежные выплаты отдельным категориям граждан (по возрасту, по инвалидности и др.)

Стипендии — регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.

Уровень осуществления социальной защиты и социально-экономической поддержки населения является свидетельством зрелости со­циальной системы в государстве.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность понятия «доходы населения». Из каких источников они формируются?

2. Чем определяется дифференциация доходов?

 

3. Охарактеризуйте дифференциацию доходов населения в Украине и сравните с дифференциацией доходов населения в других странах.

4. Каковы, на ваш взгляд, причины высокого уровня дифференциации доходов населения в Украине?

5. Какие факторы влияют на формирование доходов?

6. Что представляет собой прожиточный минимум?

7. Как осуществляются расчёты прожиточного минимума?

8. Охарактеризуйте минимальный потребительский бюджет, его сущность и отличие от бюджета прожиточного минимума.

9. Каков порядок осуществления индексации доходов населения?

 

Тема 12. Анализ и планирование трудовых показателей

12.1. Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале (труда и персонала).

12.2. Планирование производительности труда.

12.3. Планирование численности персонала.

12.4. Планирование фонда оплаты труда.

 

Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале (труда и персонала).

Планирование потребности предприятия в персонале, необходимом для выпол­нения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу (рис. 12.1).

Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рацио­нальной (экономически обоснованной) потребности предприятия в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда, относятся следующие:

1) создание трудового коллектива, способного выполнить намеченные такти­ческим планом цели;

2) формирование оптимальной поло-возрастной и квалификационной струк­туры трудового коллектива;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы;

4) совершенствование организации труда;

5) совершенствование стимулирования труда;

6) повышение производительности труда и качества труда;

7) создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;

8) обеспечение оптимального соотношения между численностью персо­нала, заработной платой и производительностью труда;

9) ротация персонала (прием, увольнение, перевод);

10) оптимизация средств на оплату труда и т.д.

План по труду и персоналу связан с основными разделами тактического плана: планом производства и реализации продукции; нормами и нормативами; планом инноваций; планом по издержкам, финансовым планом и т.д.

Технологический процесс планирования труда и численности состоит из сле­дующих этапов:

1) анализ выполнения плана по труду и численности за предшествующий пе­риод;

2) расчёт плановых показателей производительности труда;

3) определение нормативной трудоёмкости изготовления единицы продук­ции, работ и товарного выпуска;

4) расчёт планового баланса рабочего времени одного работающего;

5) расчёт потребности в персонале, его плановой структуры и движения;

6) планирование развития персонала.

 

Рис.12.1. Структура плана по труду и персоналу.

Планирование производительности труда.

В планировании повышения производительности труда используются абсолют­ные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относи­тельные, определяющие динамику её роста. Для оценки уровня производительно­сти труда в плановых расчётах применяются три метода: натуральный (условно-натуральный); трудовой и стоимостной. При этом наиболее часто применяются два показателя: выработка и трудоёмкость.

Выработка (В) рассчитывается по следующей формуле:

где – объём производства продукции, рассчитанный в натуральных (условно-натуральных), стоимостных или трудовых показателях по реализованной, валовой, товарной, чистой (условно-чистой) продукции за определённый период (код, квартал, месяц, день, час);

– затраты труда на данный объём производства продукции, чел-час.

В практике планирования наиболее часто применяются показатели годовой, ме­сячной, дневной и часовой выработки.

Годовая (месячная) выработка рассчитывается делением запланированного объёма продукции на плановую среднесписочную численность промышленно-про­изводственного персонала (ППП) или рабочих. Этот показатель получил название выработки на одного работающего (рабочего) и характеризует использование рабо­чего времени за год (месяц).

Дневная выработка рассчитывается делением запланированного объёма про­дукции на количество человеко-дней, которые должны быть отработаны ППП (ра­бочими) в данном плановом периоде. Она характеризует эффективность использо­вания рабочего дня.

Часовая выработка определяется делением объёма продукции на количество человеко-часов, которые должны быть отработаны ППП (рабочими) в данном пла­новом периоде. Она характеризует часовую эффективность труда.

Трудоёмкость (Т) рассчитывается по формуле:

затраты труда измеряются в часах.

Относительный показатель производительности труда, определяющий ди­намику её роста в процентах по сравнению с предшествующими периодами , рассчитывается по формуле:

,

где , – выработка на одного работающего (рабочего) в плановом и базисном (отчётном) периодах.

В практике внутрифирменного планирования применяются следующие методы планирования производительности труда:

1. метод прямого счёта (на основе трудоёмкости производственной про­граммы);

2. метод планирования по технико-экономическим факторам;

3. укрупнённые методы.

Каждый из них имеет свою точность и область применения.

1. Методом прямого счёта планируют производительность труда по цехам, участкам, рабочим местам. Применение данного метода предполагает наличие у предприятия обоснованных норм времени, сдельных расценок на все виды работ, точный учёт затрат труда.

В этом случае показатель производительности труда (выработка продукции одним работником – В) рассчитывается по формуле:

,

где – объём производства, тыс. грн;

– трудоёмкость производственной программы, час;

– полезный фонд времени одного работника, час.

Этот метод и метод планировании по технико-экономическим факторам обладает точностью и обоснованностью планируемых показателей, однако имеет большую трудоёмкость расчётов. Поэтому они применяются на стадии окончательного составления плана и при планировании отдельных инновационных проектов и мероприятий.

2. Планирование производительности труда по технико-экономическим факторам (в целом по предприятию) осуществляется в следующем порядке:

- определяется экономия численности от разработки и внедрения каждого мероприятия по повышению производительности труда ;

- вычисляется суммарная экономия численности под воздействием всех технико-экономических факторов и мероприятий ;

- рассчитывается прирост производительности труда на предприятии (в цехе, участке) достигаемый под влиянием всех факторов и мероприятий по формуле:

,

где – численность ППП, необходимое для выполнения годового объёма производства при сохранении выработки (производительности) базисного периода, человек.

Факторы роста производительности труда зависят от отраслевой принадлежности предприятия и ряда других причин, однако общепринято выделять такие группы факторов:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение организации производства и труда;

3) изменение объёма производства и структурные изменения в производстве;

4) факторы внешней среды.

3. Укрупнённые методы планирования производительности труда.

Данные методы позволяют приблизительно оценить уровень производительности труда в планируемом периоде, имеют незначительную трудоёмкость реализации, характеризуются относительно невысокой точностью расчётов. Они применяются в прогнозных расчётах роста производительности труда, на стадии предплановой подготовки.

Укрупнённые методы основаны на связи производительности труда с другими параметрами производства (например, величиной потерь рабочего времени и др.). Для установления характера и количественного выражения связи широко применяются экономико-математические модели, учитывается сложившаяся динамика показателей.

Планирование численности персонала.

Расчёт потребности в персонале производится по категориям работающих. В настоящее время принято следующая классификация персонала.

Все работники предприятия (фирмы) подразделяются на две группы:

1) промышленно-производственный персонал (ППП) (персонал основной деятельности);

2) непромышленный персонал.

В состав ППП входят следующие категории работников:

1) рабочие (основные и вспомогательные);

2) руководители;

3) специалисты;

4) служащие.

Часто категории 2), 3) и 4) объединяют в одну: служащие.

При планировании численности работников различают явочную, списочную и среднесписочную численность.

Явочную численность определяют при планировании численности рабочих.

Явочная численность – это численность рабочих, необходимая для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.

Списочная численность работников предприятия – это общее число всех работников списочного состава (постоянных, временных, сезонных)на определённое число или дату.

В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности.

Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Она определяется за месяц путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, и делением полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность за .

Определение потребности в персонале на предприятии ведется раздельно по группам ППП и непромышленного персонала и по категориям.

Исходными данными для планирования численности являются:

1) производственная программа;

2) нормы времени, выработки, обслуживания, численности;

3) номинальный (реальный) фонд рабочего времени за год;

4) мероприятия по сокращению затрат труда и т.д.

Основными методами планирования численности являются:

1) метод, основанный на трудоемкости производственной программы (определяется численность основных рабочих-сдельщиков);

,

где – плановая трудоемкость производственной программы, нормо-час;

– полезный фонд рабочего времени одного рабочего в плановом году,

– коэффициент выполнения норм времени рабочим.

Метод расчета численности по трудоемкости производственной программы является наиболее точным и достоверным.

2)метод расчета численности по нормам выработки (определяется численность рабочих).

,

где – плановый объем продукции (работ) в установленных единицах за определенный период времени;

– плановая норма выработки в тех же единицах измерения и за тот же период времени;

– коэффициент выполнения норм выработки рабочими.

3) по нормам обслуживания (определяется численность основных рабочих в аппаратурных процессах и вспомогательных рабочих на тех работах, на которые имеются нормы обслуживания:

,

где – количество единиц установленного оборудования;

– количество рабочих смен;

– норма обслуживания (количество единиц оборудования, обслуживаемое одним рабочим);

– коэффициент списочности (коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную).

4) по рабочим местам (определяется численность вспомогательных рабочих, для которых не могут быть установлены ни объемы работ, ни нормы обслуживания);

где – число рабочих мест.

В прерывных производствах определяется как отношение номинального фонда времени к полезному (эффективному), а в непрерывных – как отношение календарного времени к полезному (эффективному).

Численность вспомогательных рабочих рассчитывается по приведенным ранее формулам, при этом учитываются трудоемкость обслуживания, нормы выработки (времени), коэффициенты выполнения норм и др., относящиеся к вспомогательному производству.

Численность работников аппарата управления по отдельным категориям (руководители, специалисты, служащие)определяется в зависимости от трудоемкости закрепленных функций, норм управляемости, степени механизации и автоматизации управления и с учетом типовых штатных расписаний.

Планирование численности целесообразно начинать со структурных подразделений предприятия (фирмы): участков, цехов, корпусов, производств и заканчивать подразделениями аппарата управления. Общая численность работающих в целом по фирме определяется путем суммирования

численности работающих (по категориям) по всем подразделениям предприятия.

Заканчивается расчет потребности в персонале определением дополнительной потребности в кадрах или избытка рабочей силы (обычно отдельно по каждой категории работников с учетом профессии, квалификации и т.д.).

Одновременно с расчетом дополнительной потребности в кадрах определяются источники ее обеспечения (внешние и внутренние).

Планирование фонда оплаты труда.

Планирование средств на оплату труда является важнейшим элементом механизма стимулирования труда работников предприятия (фирмы).

Цель планирования средств на оплату труда – определение оптимального размера фонда заработной платы исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности фирмы.

В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) выбор форм и систем оплаты труда, в наибольшей мере соответствующих стратегии и тактике развития фирмы;

2) определение нормируемой величины расходов на оплату труда,

включаемых в себестоимость продукции;

3) расчет величины чистой прибыли, направляемой на оплату труда;

4) расчет средней заработной платы работников предприятия;

5) определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооруженностью труда;

6) расчет налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы (ФЗП);

7) обеспечения участия работников предприятия в капитале и прибыли, получаемой по итогам хозяйственной деятельности и т.д.

ФЗП включает в себя не только фонд оплаты труда (нормируемую часть), относимый к издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Поэтому планирование средств на оплату труда состоит из расчета фонда оплаты труда (ФОТ), расчета выплат из фонда потребления, который формируется из чистой прибыли, а также расчета выплат социального характера (пособий по временной нетрудоспособности, пособий семьям, воспитывающим детей и т.п.).

Средства, направляемые на оплату труда, образуют ФЗП предприятия и входят в состав средств, направляемых на потребление (рис.12.2.).

 

Фонд оплаты труда (ФОТ) Суммы трудовых и социальных льгот Дивиденды, проценты по акциям и вкладам в имущество
Фонд заработной платы (ФЗП)
Средства, направляемые на потребление

Рис. 12.2. Состав средств, направляемых на потребление

 

В состав планового ФЗП входят фонд оплаты труда (регламентируемая часть) и сумма представляемых предприятием трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь, выплачиваемую из чистой прибыли. Кроме ФЗП в состав средств потребления входят доходы (дивиденды и проценты) по акциям и вкладам в имущество предприятия членов трудового коллектива, планируемые к выплатам работникам предприятия.

Структура ФОТ. В состав ФОТ включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из: сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества; стимулирующих и компенсирующих выплат; систем премирования рабочих и служащих за производственные результаты; иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда.

Состав расходов на оплату труда регламентируется действующим законодательством.

Для удобства планирование ФЗП целесообразно разделить на три части:

1) фонд основной заработной платы;

2) фонд дополнительной заработной платы;

3) другие компенсирующие и поощрительные выплаты.

Плановая величина ФОТ может определяться различными методами укрупненно или дифференцированно.

1. Укрупнённо плановый ФОТ () можно рассчитать следующими основными методами:

1.1 на основе норматива заработной платы на единицу продукции ()

,

где – планируемый объем продукции в натуральном (стоимостном) выражении;

1.2 на основе индексов изменения заработной платы и производительности труда:

,

где – базовая величина ФОТ в предыдущем (отчетном) году;

и – индексы изменений заработной платы и производительности труда в планируемом периоде;

1.3 на основе норматива прироста ФОТ за каждый процент прироста объема продукции:

1.4 исходя из численности работающих () и их среднегодовой заработной платы с доплатами и начислениями ():

.

При этом методе ФОТ может быть рассчитан как в целом по предприятию, так и по категориям и группам работников.

Применяются также другие укрупненные методы планирования ФОТ (на основе индексов изменения заработной платы и производительности труда, норматива прироста ФОТ за каждый процент прироста объема производства).

2. Дифференцированный (детальный, поэлементный) расчет планового ФОТ производится раздельно по категориям ППП по цехам (подразделениям) и в целом по предприятию и включает следующие расчеты.

Тарифный ФОТ включает оплату труда рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.

1) Прямой сдельный ФОТ.

ФОТ рабочих-сдельщиков за запланированный объем продукции (работ) по сдельным расценкам рассчитывается по формуле:

,

где – сдельная расценка на единицу объема производственной программы;

– объем продукции I – го вида.

2) Прямой тарифный ФОТ.

ФОТ рабочих-повременщиков за подлежащее отработке время по тарифным ставкам определяется по формуле:

,

где – часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i -го разряда; грн/час;

– планируемый фонд рабочего времени одного рабочего i -го разряда, час;

– списочная численность рабочих-повременщиков i -го разряда, чел.

В ФОТ включаются также выплаты стимулирующего характера – премии. Их размер по сдельно-премиальной и повременно-премиальной системам оплаты труда определяется в соответствии с действующими на предприятии премиальными системами. Для этого используются формулы:

3) или

,

где – процент премии к сдельной заработной плате или тарифной ставке.

Составной частью ФОТ являются также выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Это следующие виды выплат:

4) доплаты за работу в ночное (вечернее) время:

,

где – численность работников, работающих в ночное (вечернее) время;

– часовая тарифная ставка работников i - й группы

– фонд ночного (вечернего) времени, час;

– процент доплат к тарифной ставке за каждый час работы в ночное (вечернее) время, %

5) доплаты за работу в праздничные дни

где – численность работников, которые будут работать в праздничные дни;

– тарифная ставка (планируемый среднечасовой заработок рабочих-сдельщиков) i-той группы рабочих, грн;

– продолжительность смены, час;

– количество праздничных дней в году;

– коэффициент доплат (К=1).

Аналогично рассчитывается плановый фонд доплат за совмещение профессий, работу в многосменном режиме, расширение зон обслуживания, за работу в тяжёлых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.

6) доплаты не освобожденным бригадирам за руководство бригадой:

,

где – заработная плата бригадира по тарифу в плановом периоде;

– число бригадиров;

– размер доплаты бригадиру за руководство бригадой, %.

В состав ФОТ включаются также денежные суммы за неотработанно время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных основных и дополнительных отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, доплаты матерям за время перерывов в работе на кормление грудных детей и доплаты подросткам за сокращённый рабочий день).

7) оплата отпусков (времени выполнения государственных и общественных обязанностей):

,

где – средняя заработная плата работников;

– средняя плановая продолжительность отпуска, .

– средняя плановая продолжительность времени выполнения государственных обязанностей, .

Расчёты по п.п. 1, 2, 4, 5, могут проводиться с использованием средневзвешенной часовой тарифной ставки.

Общий плановый ФОТ рабочих рассчитывается как сумма (п. 1-7) указанных выплат и доплат.

Среднегодовая заработная плата рассчитывается по формуле:

,

Среднемесячная заработная плата:

,

где – общий плановый ФОТ;

– списочная численность работников.

Планирование ФОТ служащих.

ФОТ служащих (руководителей, специалистов и служащих) на планируемый период рассчитывается исходя из установленных месячных должностных окладов и численности работников.

,

где – численность работников, имеющих одинаковый должностной оклад, чел.

– месячный оклад данной группы работников, грн.

Для руководителей, специалистов и служащих определяется среднегодовая и среднемесячная заработная плата, а для рабочих среднегодовая, - месячная, - дневная, - часовая.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите задачи плана по труду и персоналу.

2. Раскройте содержание методов планирования производительностей труда.

3. Назовите и охарактеризуйте основные методы планирования численности персонала.

4. Сформулируйте цель и задачи планирования средств на оплату труда.

5. Назовите состав статей фонда оплаты труда; фонда заработной платы; средств, направляемых на потребление.

6. Какие методы планирования фонда оплаты труда вам известны? Раскройте их суть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.