Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зуева Л. Н.

3-93 Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 3 альбомах. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. — М.: ООО «Изда­тельство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. — 79, [1] с: ил.

 

 

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5—7 лет, способ­ствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарно­го запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Иллюстрации к пособию сделаны художником А. В. Савельевым.

Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям.

 

ISBN 5-17-003769-4 (Альбом 1)

ISBN 5-17-013363-4 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 5-271-00773-1 (Альбом 1)

ISBN 5-271-05863-8 (ООО «Издательство Астрель»)

 

УДК 376 ББК 74.3

 

 

Подписано в печать 3.12.2002. Печать офсетная. Формат 70x907, 5- Усл. печ. л. 5, 85. Доп. тираж 5000 экз. Заказ N° 2299.

ISBN 5-17-003769-4 (Альбом 1)

ISBN 5-17-013363-4 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 5-271-00773-1 (Альбом 1)

ISBN 5-271-05863-8 (ООО «Издательство Астрель»)

© ООО «Издательство Астрель», 2000


Уважаемые взрослые!

Предвидя ваше нетерпение и стремление как можно быстрее оку­нуться в мир красочных картинок, мы все же надеемся, что вы задер­жите свое внимание на этой странице.

Данное пособие содержит занимательные игровые задания для де­тей 5-7 лет, предназначенные для развития речи и в то же время ори­ентированные на всестороннее развитие ребенка. Выполняя с вашей помощью и под вашим руководством эти задания, ребенок будет раз­вивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, вообра­жение, а также приобретать графические навыки, не догадываясь об этом.

Комплект состоит из четырех красочно иллюстрированных альбо­мов, каждый из которых предназначен для работы над определенной группой звуков:

I - звуки с, сь, з, зь, ц;

II - звуки hi, ж, ч, щ;

III - звуки р, рь, л, ль;

IV - звуки п, пь, б, бь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х и йоти­рованные звуки.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонема­тическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в опреде­ленного рода игровые и речевые ситуации, где он - активный участ­ник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самосто­ятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фанта­зии и творчества.

Каждые две страницы в альбоме - так называемый разворот - это рабочая игровая площадка для ребенка, имеющая часто единый сю­жет. Если левая страница, как правило, несет основную речевую и по­знавательную нагрузку, то правая - содержит упражнения, развива­ющие мелкую моторику. Использование заданий такого рода окажет большую помощь в подготовке руки к письму.


Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения долж­ны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, автоматизации изолированного звука и автоматизации звука на уров­не слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начи­нается на этапе автоматизации звука в слове. Подбор заданий идет по выбору логопеда.

Мы советуем вам учитывать следующие рекомендации.

Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет работать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами картинки, выпол­няя задания, которые вы ему прочитаете.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изоб­раженные предметы и явления. Чтобы легче запоминались новые сло­ва, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, надо чаще использовать их в разговоре с ребен­ком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при от­вете ребенку приходилось самому использовать эти слова.

Эффективность занятий во многом зависит и от того, станут ли они интересными для ребенка, а поэтому они не должны быть принудитель­ными и утомительными. Организуйте занятия чаще, но продолжитель­ность их не должна превышать 25 минут.

Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжела­тельной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий долж­но соответствовать его индивидуальным возможностям и рекоменда­циям логопеда.

Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, уп­рекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

С самого начала объясните ребенку, что относиться к альбому надо бережно, а выполнять задания на его страницах - точно и аккуратно (раскрашивать только то, что указано, рисовать только то, что требу­ется и т.д.).

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим рекомен­дациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии дополнить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!


Рассмотри и назови картинки. Скажи, какой звук встречается в названии всех этих предметов? В каждом ряду найди и назови лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

 

 

 

 

 

 
 

 


 

Соедини дорожками разного цвета одинаковые предметы. Назови все, что ты видишь на рисунке, одним словом.


Каждая картинка — это слово. Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Назови слова первой цепочки. Сколько их? Назови слова второй цепочки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской

 

 


Раскрась самолеты: те, которые повернуты вправо, - синим цветом, а те, которые повернуты влево, — красным.

 

 

Рассмотри и назови предметы, спрятанные художником. Обведи контуры предметов разными карандашами. Сколько предметов нарисовал художник? С какого звука начинаются все эти слова?

 


ИГРА «УЛИТКА»

У участников игры фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях.

Описание игры: играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.

Выбери и назови предметы со звуком «С» в начале слова. А теперь найди предметы, в которых звук «С» спрятался в конце слова.

 

 

 

 

Назови тех, кто спрятался под масками (слон, лиса и пес). Кто стоит слева от елки? Кто стоит справа от елки? Назови их одним словом. Какой звук встречается в названии этих животных? Определи место звука «С» в слове (начало слова, середина, конец слова).


Рассмотри елочные игрушки, назови игрушки со звуком «С» в начале слова, в середине, в конце слова. Подумай, какими игрушками украсят свои елки слон, лиса, пес с учетом места звука «С» в этих словах? Соедини игрушки с нужной елкой.

 

 


Назови игрушки, которые ты видишь на картинке. Скажи, что забыл нарисовать художник? (Ответь, чего не хватает у Буратино, самолета, коляски и часов.)

 

 

 

Расскажи, используя слова «слева», «справа», о паре предметов на каждой картинке. Сравни картинки: 1 и 3, 2 и 4, 1 и 4, 2 и 3.

 

 
 


 

 


Рассмотри картинки и скажи, какие из нарисованных предметов никогда не бывают красными? Остальные предметы раскрась красным карандашом. А теперь подумай, про какие из них можно сказать: красная (пример: красная сумка); красный (пример: красный сарафан); красное (пример: красное яблоко); красные (пример: красные, бусы).

 


Ежедневно страус выставляет в своем магазине одни и те же товары. Назови то, что продает страус. Можно ли назвать предметы одним словом?

Назови игрушки, которые находятся на верхних полках. Что стоит справа от слона и слева от стакана? Что стоит справа от маски и слева от самовара? Где висит сабля?

Назови игрушки на средних полках. Где стоят маленькие совы? Где стоят большие совы? Сколько сов на крайней справа полке? Сколько сов на крайней слева полке? Сколько всего сов?

Назови игрушки, которые находятся на нижних полках. Что стоит справа от парусника? Что стоит слева от парусника?

В среду в магазин страуса зашла собака, чтобы купить детям подарки. Как ты думаешь, что могла купить собака? В субботу в магазин зашел аист и купил сувениры для аистят. Что, по-твоему, купил аист?


Слава, Стае и Соня пошли в магазин. Покажи каждого из них, если Стае самый высокий. Помоги детям сделать покупки: соедини дорожками продукты с сумками детей. Запомни, что Стае должен купить напитки, Слава - мясо-молочные продукты, а Соня - хлебобулочные изделия.


Назови тех, кто пришел на прием к доктору Айболиту, и определи, что у каждого болит. Как ты думаешь, почему так зовут доктора? Посчитай, сколько у доктора градусников, и скажи, хватит ли их на всех больных. В нижней части картинки нарисованы «лекарства». Ориентируясь на цифры, скажи, чем лечит Айболит слона, страуса и остальных пациентов. Какое «лекарство» оказалось лишним, почему ты так думаешь?

Где живут животные, которые пришли лечиться?

Назови детенышей: слона, лисы, страуса.

Для чего носорогу рог, слону хобот, страусу ноги и клюв?


Что перепутал художник? Исправь его ошибки.

 

 

 

Совпадают ли отражения предметов на картинке?

 

 


Помоги хозяйке навести порядок на кухне: распредели предметы по местам:

а) в холодильник (как ты назовешь эти предметы?);

б) на полки и плиту (назови эти предметы одним словом);

в) на стену;

г) в мусорное ведро.

 

 


Помоги бабе Соне отыскать предметы, которые нужны, чтобы связать носки, сварить суп, сварить сок (соковарка, абрикосы), вскипятить чай, сделать мясные котлеты, быстро сварить мясо (скороварка), навести порядок в доме. Что еще из изображенного начинается на «С».

 

 


«Налей» (нарисуй) в стаканы нижнего ряда сливовый сок - полстакана и полный стакан. В стаканы среднего ряда «налей» абрикосовый сок: в левый стакан до второй черточки снизу, в правый - до первой черточки снизу. В стаканы верхнего ряда «налей» томатный сок: в левый стакан до первой черточки снизу, в правый - до первой черточки сверху.

       
 
 
 
 
 

 

 


Чего больше - стаканов или кексов? Сделай так, чтобы их стало поровну.

 

 


Сима и Сева любят фотографировать. Сима фотографирует животный мир, а Сева - растительный. Определи, где чьи фотографии, и назови, кто на фото у Симы, а что - у Севы. Внимательно рассмотри кадры и найди ошибки фотографов.


С какого звука начинаются имена детей. Укажи фотографии, на которых изображены предметы со звуком «С» в начале слова.


Рассмотри картинки. Назови цвета красок. Соедини каждый предмет с нужной краской. Про какие предметы можно сказать: серая, синяя, сиреневая; серый, синий, сиреневый; сиреневое.

 

 

 


Боксер несет письма своим друзьям: лосю, гусю, рыси. Помоги отыскать боксеру домики друзей. Где чей след? (рысий и т.д.) Где чей домик? (гусиный и т.д.) Внимательно посмотри на домики и скажи, кто из друзей теннисист? велосипедист? боксер? Догадайся, кому какое письмо. О каких боксерах идет речь в предложениях:

1. По следу идет...

2. На ринге дерется...

 

 

 

 

Посмотри на картинку и скажи, кто это? Почему Снегурочку называют Снегурочкой? (Потому что она из снега.)

Назови картинки. Выбери те предметы, в названии которых слышится слово «снег», соедини их дорожками со Снегурочкой. Нарисуй на дорожке столько комочков снега, сколько слогов в каждом слове. Назови самое короткое слово и самое длинное.


Соня и Сеня играют в кубики. Соня собирает кубики, на которых нарисованы предметы с твердым звуком «С», а Сеня - с мягким звуком «СЬ». Соедини кубики с ребятами по образцу: Соня - сыр, Сеня - персик.

 

 

Зима, весна, лето, осень - что это? Покажи эти времена года на картинках. Как ты догадался? Рассмотри картинки и скажи, что к какому времени года относится? Соедини каждую картинку дорожкой с нужным временем года.


Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? Когда это бывает? Посмотри на картинку и скажи: с каких деревьев ветер сорвал листья? Лист осины называют осиновым. А как называют лист дуба? клена? рябины? Найди дерево с самым толстым стволом. У какого дерева такой ствол? Что собирают лисички? Как ты думаешь, почему грибы называют «лисички», «подосиновики», «опята», «мухоморы». Какие из них съедобные? Какие ядовитые? Сколько и каких грибов собрали лисички? О каких лисичках идет речь в следующих предложениях:

1. На поляне играют...

2. Под деревьями растут...

 

 


Посмотри на картинку и скажи, кто кого схватил? Как бывает, а как не бывает? Сравни: «собака» и «собака схватила лису». Где здесь слово, а где предложение? О чем сообщается в предложении? Сколько слов

в этом предложении? Проверь себя по схеме.

 

К каждой картинке нарисуй схему предложения.

 


Соедини картинки правильно (проведи линии). Назови одним словом пары картинок.

 


С помощью чего мы можем передвигаться по земле, под землей, по воздуху, по воде? Назови все, что ты перечислил, одним словом.

Автомобиль, велосипед, автобус - это наземный транспорт. А как назвать самолет и вертолет; метро; парусник, теплоход и лодку?

 

 

 

Про какой вид транспорта можно сказать: быстрый, самый быстрый,

стремительный?

 

 

 

 

Что передвигается по воде, по воздуху, по земле? Соедини по образцу.

 

 

Найди дом, в котором живет Человек Рассеянный. Почему этого человека так называют? Какие вещи он потерял?


«Отремонтируй» (найди нужную заплатку) Человеку Рассеянному свитер.

 

 

 

Подбери из носков пары. Соедини линиями каждую пару.

 


Посмотри на картинку и скажи, кого из детей как зовут, если Света светлее Сони, Саня самый высокий, Слава самый толстый, а Костя всегда веселый. У кого из них спаниель? такса? боксер? бассет? фокстерьер?

Скажи наоборот: темный -...; низкий -...; грустный —...; худой —....

Посмотри на картинку внизу и скажи, что снится собакам.

 

 

 

Придумай собакам клички со звуком «С». Нарисуй дорожки к пьедесталу и скажи, кто занял первое место, второе, третье.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь между безработицей и инфляцией в долгосрочном периоде (стагфляция) | Уважаемые взрослые!




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.