Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу






Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. [1]

За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жестокой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но все эти проблемы решаемы. Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитого частное предпринимательство требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

В римском праве “предпринимательство” рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие “предприниматель” употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

Понятие “предпринимательского риска” получает свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей. В экономической литературе понятие “предприниматель” впервые появилось во «Всеобщем словаре коммерции» изданном в Париже в 1723г., где под ним понимается человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие “предприниматель” появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Целью работы является определение понятия «предпринимательство», описание предпринимательской деятельности в Казахстане, раскрытие его сущности, форм и особенностей, проблем и перспектив дальнейшего развития.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические положения предпринимательства и проследить историю его развития.

2. Изучить развитие предпринимательства в Республике Казахстан.

Работа состоит из 33 страниц, содержит три главы, два приложения. Использованных источников – 16.

 

 

Глава 1. Виды и формы предпринимательской деятельности.

 

1.1. Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством». Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Предпринимательская деятельность может быть охарактеризована с двух точек зрения – экономической и правовой.

С экономической точки зрения предпринимательская деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Наиболее ярко эту функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями он называл “хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций”. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных новшеств и т.п. Синонимом русского термина “нововведение” является все более часто употребляемое понятие «инновация».

Следовательно, с экономической точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочились в процессе развития экономической теории. В западной экономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают с Р. Кантильоном, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж. Б. Сэем, а также с К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом, Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И. Кирцнером, М. Вебером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства – несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В. И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо. Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями.

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Предпринимательство - является деятельностью, которая связана с вложениемсредств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды собщественной пользой.Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. Вней подчеркнуто, что предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определённой деятельностью. Этаформулировка отличается и от той, что дана в законе Республики Казахстан сизменениями и дополнениями от 13 января 1993 г. " О свободе хозяйственнойдеятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан": предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая за счёт собственных, заемных и других средств и имущества вцелях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодныхрезультатов и дохода. Как видим, здесь отсутствует важный элемент определенияпредпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды собщественной пользой.

 

Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее " угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие - своеобразную компенсацию за этот риск.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
- инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
- прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
- процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
- действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль. Ведь то, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность - вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех.

Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес -это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства:
1. производственная,
2. коммерческая,
3. финансовая
4. сфера потребления.

Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое в совокупности должно быть присуще экономической деятельности, чтобы ее можно было с полным основание назвать предпринимательской

или бизнесом.

Чтобы быть на равных с теми, кто вас окружает, представьте, что вы бежите стометровку. Только остальные стартовали на 100 м впереди вас. Значит, чтобы догнать их, надо выкладываться в два раза больше.

Очень интересное определение предпринимательства дает профессор В. Богачев «Предприниматель - это бедолага и вечный должник: идейный оптимист, добровольно избравший жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть сферу хозяйствования, вероятно разориться и снова пытаться встать на ноги. Немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий».

Достижение цели, стремление к чему-то новому почти всегда связано с достаточно болезненным процессом ограничения собственных желаний и прежде всего лени. И это не зависит от того, в какой стране работает предприниматель.

Предпринимательская деятельность может осуществляться двумя путями:
1) непосредственным производством какого-либо товара, продукта или услуги;
2) производством посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю.

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар и получая за это денежную выручку. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.

Чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для осуществления наличия ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы у их обладателей, собственников за денежную сумму и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар.

В простейшем случае, когда факторы сами и есть нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товаров и потребителем. Предприниматель приобретает за деньги средства предпринимательской деятельности, затем преобразует их в товары и реализует их, получает в итоге деньги. Вырученные, полученные в итоге деньги должны быть больше денег затраченных на факторы, с тем чтобы иметь прибыть.

Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, а с другой - увеличивается оборачиваемость денежных средств и потому меньше денег связывается в обращении. Таким образом, есть основания утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. По отношению к такой операции допустимо применять термин «бизнес-сделка». При этом сделка понимается вовсе не как тайный противозаконный сговор. В бизнесе под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйственных субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды.

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:

1. Новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;

2. Действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.

В результате каждого типа предпринимательской деятельности достигаются поставленные предпринимателем цели. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

1. получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

2. удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:

- накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;

- улучшение социальных условий сотрудникам организации;

- оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;

- оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи
предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления.

Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя.

Второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

- с потребителем как основным его контрагентом;

- с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;

- с наемными работниками;

- с партнерами по бизнесу.

Нынешняя российская практика привела к тому, что определение " предприниматель" закрепилось за каждым человеком, вступившим или вступающим в сферу деловой активности. И это, очевидно, справедливо, ибо в период общественной трансформации риск, ответственность и пр. свойственны любому индивидуальному товаропроизводителю и посреднику, самостоятельно организующему дело.

 

1.2. Виды предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другим.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную. (рис. 1) Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляющаяся по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы; к основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.

Производственное предпринимательство.

Состав производственного предпринимательства. Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого широкому развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделять наибольшее внимание.

К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственное производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношениях надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

Основные производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент и приспособления, производственный инвентарь, прочие основные фонды. К основным производственным фондам относятся также здания производственных цехов, заводоуправления, лаборатории и другие.

 

Коммерческое предпринимательство.

Товарные биржи. Полем деятельности коммерческого пред­принимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и за­ранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разра­ботанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыноч­ные цены. Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандар­там. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими по­ставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных салках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

• оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

• упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

• сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производ­ства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только броке­ры — биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах — также посетите­ли. По характеру биржевых операций товарные биржи подраз­деляются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

В функции маркетинга наряду с оперативной управленческой работой входят также исследование рынка, оценка ситуации, пред­видение, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций.

Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельству­ют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предприни­мателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов.

 

 

Финансовое предпринимательство

Коммерческий банк — это финансово-кредитное учрежде­ние акционерного типа, кредитующее на платной основе пре­имущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные опе­рации по поручению клиентов. Источником доходов коммерче­ского банка является разница между процентными ставками де­позитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пас­сивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии)..

Особенность деятельности коммерческих банков России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выпла­тить своим кредиторам деньги в определенный заранее срок с уста­новленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерче­ским банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не воз­вращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков России в современный период заключается в том, что большинство из них не обладает воз­можностями предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств во многих коммерческих банках России нет. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. А главным источником доходов в коммерческих банках экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерче­ских банков России, нередкое их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформлен­ный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способ­ствующий повышению мобильности капитала и выявлению реаль­ной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и пред­ложения. На фондовой бирже проводятся так называемые коти­ровки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специали­стами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через бир­жу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на све­товом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюл­летенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный мо­мент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности — своеоб­разных барометров экономической конъюнктуры.

 

Консультативное предпринимательство

Сущность и этапы консультативных услуг. Слово «консультант» происходит от лат. consultans — советующий. Под этим термином понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления по­лучила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независи­мых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту ненаблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не пол­ностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжелом экономическом положении не­редко по причинам организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям, не используя при этом имеющийся интеллектуальный потенциал в данной области.

Те же руководители, которые своевременно прибегли к помо­щи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоров­ления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и фи­нансовой политики и т.д.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще они предоставляются в виде консал­тинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

• выявление проблем (диагностика);

• разработка решений, проекта;

• осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда кон­такты с клиентами могут быть и многолетними.

Методы консультирования. Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида кон­сультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование — наиболее пассивная ферма кон­салтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагности­ку, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинго­вой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодей­ствуют с клиентом, побуждая его высказать свои идеи, предложе­ния; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и. разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов — подготовить почву для возникно­вения идей, для выработки решений- С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя всю необходимую теоретическую и практи­ческую информацию. На практике в чистом виде ни один из пере­численных методов консультирования не применяется, как прави­ло, применяются комбинации всех трех.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объеди­няемых в восемь групп: общее управление, администрирование, фи­нансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производст­во, информационная технология, специализированные услуги.

Организация выполнения консультационного проекта. После того как установлен контакт с фирмой-клиентом, приступают к раз­работке предложения. Разработка начинается с совместного обсужде­ния проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо по­лучить достаточно подробную информацию о фирме-клиенте. Кон­сультанту необходимо знать, что производит или чем занимается фирма; каковы численность работающих, их квалификация, доля управленческого персонала; объем производства или работ, услуг, структура затрат и величина прибыли и ее источники; финансовое положение фирмы, наличие договоров, надежность партнеров. Затем определяют ситуацию, динамику ее изменения и суть проблемы. Да­лее составляется план-график выполнения работ и оформляются не­обходимые юридические документы. Особое внимание следует обратить на план-график выполнения работ, наиболее точно определить фоки их завершения. Престиж консультанта в значительной степени будет сохранен, если не произойдет срыва намеченных сроков вы­полнения работ или значительного их опережения.

Следует определить также, в какой форме предполагается за­вершить работы: будет ли это услуга или достижение конкретного результата. Все это должно найти отражение в плане-графике работ.

В ходе выполнения заказа необходимо учесть психологию фир­мы-заказчика. По мере продвижения работы интерес клиента будет падать и надо принять меры к его поддержанию. Для этого в период наибольшего интереса рекомендуется реализовать какой-либо промежуточный вариант. Это могут быть конкретное пред­ложение для руководства фирмы-заказчика, обсуждение предло­жений консультанта на служебном совещании, подготовка приказа о реализации отдельных предложений и др. В заключение оформ­ляется письменный отчет либо план мероприятий по реализации проекта, либо перечень рекомендаций. Не исключаются и другие заранее оговоренные виды оформления результатов консультации;

Способы привлечения клиентов консалтинговой фирмой. Особенности рынка консультационных услуг состоят в том, что у фирм, занимающихся этим видом деятельности, отсутствует возможность показать образец своего товара, образец своей ус­луги. Поэтому перед такими фирмами очень остро стоит задача привлечения клиентов через посредников, использование реко­мендаций предыдущих заказчиков, положительно отзывающих­ся о деятельности фирмы, и др.

Наиболее простой и широко применяемый способ — реклами­рование. Фирма распространяет различного рода рекламные справки, рекламные объявления, в которых приводятся ее возмож­ности в области консультирования, примерная стоимость услуг, ссылка на успешно выполненные проекты. Широко распростране­на такая форма привлечения клиентов, как использование посред­ников. Ими могут быть сотрудники фирм-клиентов, пользующиеся доверием у своего руководителя, В западных странах разработаны специальные методики для поиска такого посредника. На эти цели выделяются специальные средства.

Конечно, решающим фактором, определяющим престиж фирмы-консультанта, служит ее успешная, результативная предыду­щая деятельность. Положительные рекомендации крупных или даже средних клиентов — лучшая реклама.

Определенную роль в обеспечении заказов по консультирова­нию может сыграть имидж фирмы-консультанта. Наличие визит пой карточки, проспекта, соответствующая обстановка в офисе, внешний вид, одежда и приветливость сотрудников фирмы — все это может повлиять на положительное решение заказчика сотруд­ничать с данной фирмой-консультантом.

Насколько вообще нужны фирме консультанты? Для нынешне­го этапа развития экономики России, когда экономическая ситуа­ция и деятельность отдельных предприятий претерпевают сущест­венные изменения и постоянно возникают новые проблемы, ответ может быть только однозначным: да, нужны, необходимы.

 

 

Глава 2. Методы управления предпринимательской деятельности

 

2.1 Типы структур управления

 

Традиционно под термином «управление» понимается организационное управление, будем придерживаться такого понимания.

Процесс управления независимо от объекта управления состоит из функциональных частей (функций), (рис 2). Он включает в себя: организацию - формирование структуры фирмы, планирование - составление плана фирмы, контроль - количественную и качественную оценку результатов работы, мотивацию - деятельность по активизации сотрудников фирмы, координацию - обеспечение бесперебойной и непрерывной работы фирмы, согласование деятельности всех подсистем и подразделений.

На уровне фирмы как целого в фирмах-корпорациях объектом управления выступает корпорация и соответственно осуществляется корпоративное управление, субъектами которого могут быть только участники корпорации (общее собрание) или избранные ими корпоративные органы управления.

Состав и полномочия высших органов корпоративного управления определяются организационно-правовой формой фирмы, должны соответствовать законодательным нормам и определяются корпоративными актами, принимаемыми на собрании учредителей или акционеров.

Корпоративное управление - это комплекс действий, направленных на осуществление миссии фирмы и достижение целей, поставленных перед ней. Вопросы, подлежащие решению на уровне корпорации, регламентируются в учредительных документах фирмы, определяющих компетенцию собрания учредителей и исполнительных органов. К компетенции общего собрания относятся вопросы назначения на высшие исполнительные должности корпорации, а также важнейшие вопросы, относящиеся к управлению имуществом общества: формирование филиалов, крупные сделки с недвижимостью, инвестиционные проекты и т.д. К компетенции корпоративного управления относятся также внутрикорпоративные вопросы: распределение прибыли, эмиссия акций, продажа и ликвидация фирмы, слияние с другой фирмой, изменение размера уставного капитала и другие вопросы управления корпоративными финансами.

А) Корпоративные органы управления акционерными обществами.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает следующие органы управления акционерного общества: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), ревизионная комиссия. Закон предоставляет возможность использования четырех моделей управления акционерным обществом.

При выборе структуры корпоративного управления необходимо учитывать следующие особенности:

Согласно Закону «Об акционерных обществах» модели могут быть использованы в любых акционерных обществах, модели - в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти, при этом в уставе может быть предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров, определенное лицо или орган. Кроме того, члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять большинства в совете директоров. Совет директоров (наблюдательный совет) создается только при количестве акционеров более пятидесяти.

Модель а) усиливает полномочия совета директоров в ущерб полномочиям генерального директора, так как закон запрещает совмещение в одном лице должностей председателя совета директоров и генерального директора.

Модель б) позволяет усилить полномочия генерального директора.

 

Б) Корпоративные органы управления общества с ограниченной ответственностью.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет следующие корпоративные органы управления ООО: общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.), ревизионная комиссия (ревизор). Закон предусматривает четыре возможные модели управления ООО.

При выборе структуры корпоративного управления ООО необходимо учесть следующее:

Закон предусматривает обязательное наличие в ООО общего собрания и единоличного исполнительного органа. Остальные органы управления, могут формироваться по инициативе общего собрания участников.

Модель усиливает компетенцию председателя совета директоров и ослабляет влияние генерального директора (по закону эти должности не может занимать одно и то же лицо, а число членов правления в совете директоров не должно превышать четверти состава правления). Рекомендуется в случае наличия среди участников юридических лиц, наиболее заинтересованных в контроле над деятельностью ООО..

Модели рекомендуются для ООО с небольшим количеством участников. При этом модель наиболее подходит для малого и среднего предпринимательства и делает директора подконтрольным только общему собранию.

Выбор структуры корпоративного управления происходит при создании ООО, когда объемы компетенции участников могут быть сужены (расширены) за счет единоличного исполнительного органа. К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

определение основных направлений деятельности ООО;

изменение устава и размера уставного капитала;

внесение изменений в учредительный договор;

образование исполнительных органов ООО, утверждение его полномочий;

избрание ревизионной комиссии (ревизора);

утверждение годовых отчетов и годового баланса;

распределение чистой прибыли;

утверждение внутренних документов;

эмиссионная деятельность;

назначение аудиторской проверки;

реорганизация и ликвидация ООО;

создание филиалов и представительств;

принятие в общество новых участников;

совершение крупных сделок;

избрание совета директоров.

Компетенция общего собрания участников ООО может распространяться и на ряд других вопросов.

Из всех вопросов, относящихся к компетенции общего собрания на решение совета директоров (наблюдательного совета) могут быть переданы образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий.

 

2.2. Организация управления предпринимательской деятельности

Органы исполнительного управления корпорации осуществляют управление текущей предпринимательской деятельностью фирмы (оперативное управление) по вопросам производства, коммерции и финансов. Исполнительный орган может быть единоличным (директор, президент, управляющий и др.) или коллегиальным (правление). Его компетенция распространяется на оперативные вопросы: выполнение решений общего собрания и совета директоров, обеспечение выполнения годового плана, текущей хозяйственной политики, оперативное планирование, назначение руководителей подразделений, ведение корпоративного бухгалтерского и статистического учета и т.д.

В управлении следует различать объекты и субъекты управления. Объекты управления объединяются в основные и обеспечивающие подсистемы. Основные подсистемы включают объекты управления, представляющие виды предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую. К субъектам производственно - коммерческих подсистем относятся процессы производства, закупок, торговли и сбыта, маркетинга - управление строится на основе информации о параметрах процессов. Финансовая подсистема включает распределение прибыли, кредит, инвестиции, внереализационную деятельность.

К обеспечивающим подсистемам управления относится деятельность по управлению персоналом, бухгалтерским учетом и отчетностью, системами экономического учета, анализа и планирования, материально-технического снабжения, делопроизводства, безопасности.

К самостоятельному объекту управления предпринимательской деятельностью относится инновационная деятельность, или реинжиниринг. В него входят важнейшие функции предпринимательства: расширение производства; разработка и освоение новых товаров, технологий, финансовых схем и методов управления; освоение новых рынков; формирование новых каналов распространения. К реинжинирингу относятся также внедрение новых информационных технологий, перепрофилирование фирмы, приобретение новых производств и направлений и другие инициативные действия, направленные на максимизацию прибыли и привлечение инвесторов. При создании новой фирмы аналогичный комплекс функций объединяется в понятие инжиниринга.

Субъектами оперативного (текущего) управления являются менеджеры, образующие иерархию управления: высший уровень (топ-менеджеры) и менеджеры, руководящие группами (отделами) непосредственных исполнителей или выполняющих отдельные функции управления.

В небольших фирмах индивидуальный предприниматель-собственник (или собственники) совмещает управленческие функции с исполнительскими. Когда число работников превышает 10, собственник обычно уже не может одновременно участвовать в производстве и в управлении, сосредотачиваясь на управлении.

С ростом масштаба деятельности фирмы управление усложняется. Поясним это на следующей модели. Пусть имеется n работников. Управлять означает координировать связи между ними. Сложность управления k пропорциональна максимальному количеству возможных связей

,

где - коэффициент пропорциональности. При увеличении количества работников n сложность управления возрастает значительно быстрее, чем само число n, следовательно, резко возрастает объем информации, необходимой для принятия решения.

Выход из проблемы усложнения системы управления состоит в разбиении объектов управления и состава исполнителей на отдельные подразделения, т.е. в реорганизации структуры. В новой структуре выделяются производственные и обеспечивающие подразделения. В книжном деле при организации производственных подразделений издательских и книготорговых фирм используется технологический принцип: подразделения образуются путем деления технологической цепочки подготовки издания или организации продажи. В структуре издательства, например, выделяются редакционные, художественно-оформительские, производственные, маркетинговые и сбытовые подразделения. В книжном магазине - менеджерские подразделения для работы с поставщиками, подразделения приема литературы на склад, организации торговли, маркетинга.

Степень дробности структуры зависит от объема производства и торговли, численности штатных и нештатных сотрудников. Так, например, в крупном издательстве целесообразно выделить отдельные тематические редакции и корректорскую службу; в торговой деятельности большого книжного магазина - секции торгового зала, в оптовой фирме - регионы продаж.

В результате формирования структуры возрастает количество наемных менеджеров, которым предприниматель делегирует часть своих функций управления. Собственники сосредотачиваются на принятии корпоративных решений, контроле их выполнения, распределении прибыли.

В крупнейших акционерных обществах могут быть тысячи собственников акций, участие которых в оперативном управлении нецелесообразно. Часть собственников выступает в виде совета директоров, остальные участвуют только в распределении прибыли. Если считать полный объем властных полномочий за 100%, то в индивидуальных предприятиях (ИП) и товариществах владельцы осуществляют их полностью в акционерных обществах (АО) объем оперативных полномочий сокращается. Лидирующее положение в оперативном управлении акционерным обществом занимают менеджеры. Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) осуществляют управленческие функции наряду с менеджерами.

Делегирование функций управления выражается в объеме компетенции отдельных менеджеров, который на практике определяется системой должностных инструкций и иерархией управления. Чем ниже уровень иерархии, тем уже компетенция менеджера и степень его влияния на принятие решений по фирме в целом. Иерархия управления реализуется в штатном расписании.

Организационно распределение функций исполнительного управления реализуется в виде структуры управления - упорядоченной совокупности подразделений фирмы, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих деятельность фирмы как единого целого.

Между отдельными элементами структуры действуют горизонтальные связи, обеспечивающие согласованность действий, и вертикальные связи, определяющие соподчиненность подразделений. Кроме того, действуют линейные связи, отражающие согласование управленческих решений между отдельными подразделениями, и функциональные связи, отражающие связи по функциям управления.

Менеджеры осуществляют оперативное управление, доводящее управляющее воздействие до отдельных рабочих мест. Особыми случаями являются: ситуационное управление, необходимость которого возникает при незапланированных ситуациях, например при форс-мажоре, и целевое управление, обеспечивающее сквозное управляющее воздействие на все уровни иерархии управления, необходимое для решения инновационных задач. В последнем случае управление направлено на конкретный результат.

В книжном деле характерна иерархическая структура управления предпринимательской деятельностью, основанная на четком разделении труда:

1) управленческий аппарат разбивается на уровни, когда нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им;

2) система внутрифирменных стандартов и норм определяет права, обязанности и ответственность менеджеров, и квалификационные требования к ним;

3) стандартизирована процедура подготовки и принятия решений.

Организационная структура фирмы и ее штат определяются корпоративным руководством или единолично предпринимателем в соответствии с целями, направлениями и масштабами ее деятельности, которые формируют ее уникальность. В книжном деле исторически сложилась структура управления и номенклатура должностей, соответствующая производственному и коммерческому предпринимательству, т.е. издательству и книготорговой фирме.

В качестве примера рассмотрим организационно-управленческую структуру, характерную для крупного универсального частного издательства, выпускающего в год более 100 изданий.

Издательство возглавляет генеральный директор, которому подчиняются заместители - главный редактор (с правами первого заместителя), коммерческий директор и главный инженер. Главный редактор управляет процессом отбора и подготовки изданий, коммерческий директор возглавляет коммерческую деятельность издательства, включая маркетинг и рекламу, реализацию готовой продукции, склад готовой продукции. Коммерческому директору подчиняется бухгалтерия. Главный инженер осуществляет связь с типографиями через производственный отдел, занимается обеспечением типографий полиграфическими материалами, ведет информационно-аналитические службы. Непосредственно генеральному директору подчиняются управление персоналом, секретариат, архив, библиотека.

В более крупных издательствах выделяется служба финансового директора, отраслевые редакции по разделам литературы, художественная редакция. Каждый отдел или редакция в свою очередь также могут иметь свои внутренние структуры. Например, такой важный для эффективности издательской деятельности отдел, как отдел реализации, в московских издательствах подразделяется на группы работы с московскими и региональными клиентами, операторскую группу, готовящую первичные отгрузочные документы.

В этой структуре маркетинговые функции (например, принятие предложений от издательств, размещение предложений по получателям, формирование сводного заказа) отделены от коммерческих (транспортно-экспедиционная служба, складское хозяйство, диспетчирование поставок) и финансовых операций. При увеличении объема складских операций формируется подразделение главного инженера, отвечающего за механизацию работ, информационные технологии, транспортное обслуживание..

Первый заместитель руководит торговым процессом в секциях торгового зала, удаленных точках и т.д., ему подчиняется библиографическая служба, осуществляющая подготовку библиографической базы данных магазина, другие службы. Коммерческий директор возглавляет отделы маркетинга и рекламы, службу закупок товаров, товарный склад. Непосредственно генеральному директору подчиняются бухгалтерия, управление персоналом, информационно-аналитические службы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.