Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.






1) Дети с отставанием в развитии (5-12%). Этот тип осложненных девиаций обусловлен выраженной стойкой медицинской патологией; то, что можно обозначить как патологическое развитие вследствие болезни). К этой тяжелой форме девиации можно отнести осложенные сенсорные и интеллектуальные девиации, ДЦП, поведенческие и речевые нарушения.

Отставание в развитии («ретардация») охватывает в психологическом отношении преимущественно уровень индивида, т.е. психофизиологической организации систем ребенка. Основная технология воспитания и обучения – лечебная. В связи с чем сегодня вновь отмечается возрождение лечебной (медицинской) педагогики в ее новом качестве.

Она занимается с действительно больными детьми, имеющими выраженную соматическую, неврологическую или психиатрическую патологию. Обучение и воспитание поэтому проводится преимущественно в условиях медицинских учреждений. Особенности работы лечебного педагога заключается в восполнении социальной, семейной депривации, что особенно важно в раннем дошкольном возрасте. Он уменьшает психотравмирующее влияние операций, процедур; обеспечивает психолого-педагогическую поддержку детей, длительно находящихся на постельном режиме.

2) Дети с отклонениями в развитии (7-8%). Данный тип выраженной девиации связан с дефектологическими, чаще врожденными отклонениями (или дефицитарным развитием). При этом имеется стойкий дефект функциональных систем, но без текущей медицинской патологии. Т.е. в этом случае нет собственно болезни, а есть необратимая дефицитарность определенных функций.

Поэтому раньше этими детьми занималась дефектология (или генетическая педагогика по Л.С. Выготскому), т.к. в основе нарушений развития обычно лежит неполноценность генофонда. К этой группе относятся дети слепые и слабовидящие; глухие и слабослышащие; с дебильностью; ДЦП с самообслуживанием; выраженные речевые и поведенческие нарушения.

По механизму отклонения развития – это ретардация не уровне индивида. Она требует коррекционных технологий воспитания и обучения, обычно в условиях специальных образовательных учреждений, реже специальных классов. Часто они ограничиваются начально-приспособительным обучением.

3) Дети с проблемами в развитии (30-45%). Это тип детей с умеренной девиацией, проявляющейся как дефицитарное состояние. Он формируется в результате «прерывания» (интерапции) развития субьектного уровня ребенка. К этому типу относятся умеренные девиации зрения, слуха, ЗПР; умеренные моторные, речевые и поведенческие девиации.

Данная категория детей требует развивающего обучения и воспитания, ускоряющего дальнейшее становление субьекта. Обычно реализуется в рамках специальных классов КРО в общеобразовательных учреждениях, реже в обычных классах. Функционально эти дети относятся к собственно коррекционной педагогике, составляя одну из основных по численности группу.

4) Дети с проблемами обучения (40-50%). Это наиболее многочисленная группа детей, выделяемая только в современных условиях развития специальной педагогики. Отмечается слабовыраженная девиация на фоне социально-психологической дезадаптации. Может рассматриваться как дефицитарная реакция. Она связана с декомпенсацией индивидуальности ребенка, т.е. нарушениям наиболее сложно организованного психологического уровня. Сюда относятся слабовыраженные сенсорные, интеллектуальные, моторные, поведенческие и речевые девиации.

Особый вид обучения и воспитания – компенсирующий; осуществляется в условиях обычного класса общеобразовательного учреждения. Для этого используются специальные группы для дополнительной психолого-педагогической работы. В ряде случаев организуются специальные классы компенсирующего обучения.

Так, ведущий специалист по компенсирующему обучению Г.Ф.Кумарина (1997), называет эту девиацию «школьной дезадаптацией», а детей относит к группе риска. При этом выделяются три ее формы:

1) группа академического риска

- дефицит развития школьных навыков (счет, письмо, чтение);

- недостаточность психофизиологических функций (умеренные сенсорные, моторные нарушения);

- речевые проблемы;

- педагогически запущенные; «не желающие учиться» (не имеющих учебной мотивации);

- со специальными проблемами развития.

2) группа социального риска

- социально депревированные дети;

- с недостатками характера;

- с умеренными физическими недостатками и физиологическими нарушениями.

3) группа риска по здоровью (хронически больные).

Мы выделяем по характеру данной девиации следующие формы:

1) дети с психическими проблемами обучения. Девиация связана с психоэмоциональной декомпенсацией ребенка (декомпенсация индивидуальности. Требуются психолого-сберегающие технологии обучения и воспитания в группе психической поддержки общеобразовательных учреждений и реабилитационных центров; которая осуществляется при участии квалифицированного врача-психиатра или психотерапевта (не желание учится, аутизм; недостатки характера и депривация с психическими проявлениями психопатического и акцентуированного круга). Это осуществляется в рамках индивидуальной педагогики по Л.И.Виноградову.

2) дети с психологическими проблемами обучения. Девиация развивается в связи с кризологической декомпенсацией индивидуальности на фоне возрастного, динамического или ситуативного кризиса развития. В этом случае применяются психолого-сберегающие технологии обучения и воспитания, разрабатываемые кризологической педагогикой (Трошин О.В., 1996).

Кризисы развития являются очень частой причиной психологической декомпенсации ребенка, которая может купироваться в группе психологической компенсации при участии медицинского психолога и психотерапевта. В них с ребенком осваиваются конструктивные пути выхода из кризисной ситуации (временный психофизический дефицит, преходящие речевые нарушения (заикание); дети, испытывающие проблемы с леворукостью; при внезапной социальной депривации, семейном конфликте; нарушениям общения с учителем или сверстниками; обеспокоенность своими физическими недостатками). По-видимому, эта группа детей наиболее многочисленна среди детей с проблемами обучения.

3) Дети с педагогическими проблемами обучения. Девиация формируется в результате педагогической субкомпенсации индивидуальности. Они требуют использования образовательно-сберегающих технологий в группе педагогической поддержки, восстанавливающих учебную мотивацию ребенка, способствующих актуализации и реализации потребности в обучении. Для этого используются подходы реабилитационной педагогики (Н.П. Вайзман, 1996). К этой группе относятся дети с педагогической запущенностью; «не умеющие учится» и т.д.

4) Дети с валеологическими проблемами обучения. У них девиация развивается при валеологической дезадаптации личности ребенка. Требуется применение здоровье-сберегающих технологий воспитания и обучения в группе валеологической поддержки. Сюда относятся «группа риска по здоровью» с хроническими заболеваниями, затрудняющими обучение. Нарушение социально-психологической адаптации к среде при снижении здоровья исследуется валеологической педагогикой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.