Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационное управление






Ситуационное управление (от лат situatio - положение) - оперативное управление, осуществляемое в дополнение к стратегическому, перспективному. С.У. заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.

Ситуационные теории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и во многом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частные подходы к управлению. В результате их развития стало возможным сформулировать концепцию ситуационного управления, основные положения которой сводятся к следующему.

1.Не существует какого-то универсального подхода к управлению. Различные проблемные ситуации требуют различных подходов к их разрешению.

2.Ситуационные вероятностные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах, в результате чего достигается эффективное принятие решений.

3.Существует более одного пути достижения цели.

4.Результаты одних и тех же управленческих решений могут сильно отличаться друг от друга.

5.Всякая управленческая проблема должна рассматриваться только в тесной связи с другими проблемами. При принятии решения в отношении какого-либо объекта управления необходимо рассматривать влияние этого решения и на другие объекты. Осуществляя управленческие действия, необходимо исходить из того, в какой ситуации они принимаются.

6.Менеджеры могут приспосабливать свои организации к ситуации или изменять ситуацию согласно требованию организации.

7.Управление – это, прежде всего искусство менеджера правильно определить и оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные методы управления, наилучшим образом отвечающие возникшей ситуации.

Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение основных целей и задач организации. Эти элементы бывают переменными и постоянными. Существенные элементы ситуации: [3]

· состояние выполнения намеченного плана, программы в настоящее время или за прошлый период;

· потенциал кадров, производительность труда;

· состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;

· цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;

· соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленными целями и задачами; резервы и условия их выявления;

· масштабы оперативного простора, возможность его четкого фиксирования и вероятных изменений;

· основные факторы регулирования (поведение, организация);

· временные условия (сроки, ход производственного процесса) и другие ограничения, которые нужно учитывать при выполнении задачи;

· условия окружающей среды и качество взаимоотношений с ней;

· внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

· материальные, моральные стимулы и их эффективность;

· работоспособность менеджеров;

· положение руководителя (престиж, авторитет), его объективные позиции.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. Решающее значение для успешного разрешения ситуации имеет правильная ее оценка. Можно достаточно полно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, ответив на 7 вопросов: кто (субъект) – что (объект) – чем (средство) – почему (цель) – как (способ) – когда (время) – где (место). [3]. Эти вопросы предложил еще Цицерон.

При этом процесс управления должен состоять из следующих обязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

1. Получение необходимых знаний. Менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов приятия решений.

2. Определение и анализ ситуации. Руководитель должен правильно определить, какие требования к организации предъявляет ситуация и что для нее характерно, какие факторы являются наиболее важными в данный момент и какой вероятных эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

3. Выбор подхода и методов управления. Менеджер должен выбрать такой подход к осуществлению управления, который бы наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации, такие конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и тем самым обеспечили бы достижение целей организации наиболее эффективным путем.

4. Оценка вероятных последствий управления. Поскольку каждая из управленческих методик и концепций имеет свои достоинства и недостатки, менеджер должен проанализировать и оценить конечные результаты их использования в данной конкретной ситуации – как положительные, так и отрицательные.

5. Создание необходимых условий. Руководитель должен сознавать, что потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

6. Проведение изменений. Управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к сложившейся ситуации.

Применение ситуационных теорий в управлении предполагает учет при выработке и принятии решений ограничивающих или сдерживающих факторов, существующих в самой организации. В рамках этих теорий выделяют три основных типа ограничений: технологические, человеческие и ограничения в постановке задачи.

1. Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров и услуг. Различные типы организаций требуют разных видов технологических ресурсов. Поэтому, например, из-за больших капитальных вложений в машины и технологическое оборудование иногда бывает очень сложно переориентировать производство на выпуск новой продукции, призванной удовлетворить вновь возникшие потребности населения. Технология также во многом определяет степень взаимосвязи различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.

2. Ограничения в постановке задачи возникают из-за фактического характера работ, выполняемых работниками. Некоторые, например, могут работать в методической манере с небольшой вариацией действий, как в случае сборочного конвейера. Другие же, наоборот, могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, например, как проверка и диагностика неисправностей телерадиоаппаратуры, где рабочим приходится устранять самые разные дефекты в изделиях.

3. Человеческие ограничения отражают уровни компетентности персонала организации, факторы мотивации трудовой деятельности, степень восприятия работниками происходящих в организации изменений и т.д.

 

1.3. Основные этапы ситуационного анализа [1, c.176-188]

1.3.1. Подготовка к ситуационному анализу

Четко определяется ситуация принятия решения. Нужно, чтобы все специалисты, приглашенные к участию в проведении ситуационного анализа, однозначно и одинаково понимали цели проводимого анализа и стоящие перед ними задачи. Подготавливается необходимое информационное обеспечение, позволяющее лучше представлять ситуацию, ее сильные и слабые стороны, основные факты, определяющие ее развитие. Организуется методическое, организационное, компьютерное сопровождение ситуационного анализа. Формируется рабочая группа, которая должна обеспечить организационное и техническое сопровождение процедур ситуационного анализа. Формируется аналитическая группа, отвечающая за методическое, информационное и содержательное сопровождение. Основная задача аналитической группы – четкое определение и постановка задачи ситуационного анализа. Вся работа по организации и проведению ситуационного анализа на всех этапах осуществляется аналитической и рабочей группами. Их задачи:

· разработка системы отслеживания возникновения критических ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;

· создание мониторинга по отслеживаемым направлениям деятельности;

· подбор, адаптация и разработка методов анализа и синтеза информации;

· подбор методов статистического анализа данных;

· определение и актуализация перечня отслеживаемых направлений деятельности;

· определение эталонных ситуаций для каждого отслеживаемого направления деятельности;

· формирование и актуализация банка ситуаций;

· формирование и актуализация списка экспертов;

· подготовка инструментария, включая матем аппарат, для определения факторов, характеризующих развитие ситуации, и индексов оценки их состояния;

· определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов состояния ситуации;

· подбор и адаптация методов формирования оценочных систем;

· подбор и адаптация методов экспертного оценивания.Ы

Определяются профильные специализации экспертов 1-го уровня.

Эксперты 1-го уровня – высококвалифицированные специалисты, обладающие профессиональными познаниями и опытом в одной из областей или проблем, имеющих непосредственное отношение к объекту ситуационного анализа.

Определяются также требования, предъявляемые к экспертам 2-го уровня.

Эксперты 2-го уровня – высококвалифицированные специалисты, способные проанализировать и оценить ситуацию в целом.

Подбираются эксперты 1-го и 2-го уровней, т.е. формируются экспертные комиссии для проведения ситуационного анализа.

1.3.2. Анализ информации.

Выполняется аналитической группой. Анализ поступившей информации о ситуации начинается с поиска возможных аналогов. Эталонная ситуация – типичная, характерная для данного направления ситуация, уже возникавшая ранее, по которой есть информация о принятых решениях и результатах этих решений. Эталонная ситуация характеризуется тем, что о ней достаточно много известно: какие решения в ней принимались, каковы результаты принятых решений и какие решения приводят к цели.

В ситуационном анализе используется банк эталонных ситуаций. Это систематизированная информация о ситуациях, хранящаяся, как правило, на магнитном носителе, снабженная специальным инструментарием для эффективного хранения, поиска и актуализации (обновления) данных. Если анализируемая ситуация близка к эталонной, то подготовка и принятие решения особого труда не вызовет. Если же ситуация не относится к числу эталонных, то из центральных задач ситуационного анализа выявляются основные факторы, определяющие развитие ситуации, производится оценка их сравнительной значимости.

Если возникшая ситуация – одна из эталонных, то известно, как в ней действовать. Информация об аналогичной эталонной ситуации передается экспертной комиссии для подготовки окончательного заключения.

Если возникшая ситуация кажется близкой к одной из эталонных, то нужно оценить имеющиеся различия. Иногда различия на первый взгляд не очень существенные могут приводить при одних и тех же действиях к противоположным результатам. Информация о соответствующей эталонной ситуации передается экспертной комиссии для выработки окончательного заключения. При этом указываются установленные различия.

Если для возникшей ситуации нет близких эталонных ситуаций, то вся имеющаяся информация о ситуации передается аналитической группой экспертной комиссии.

Этап анализа информации может завершаться подготовкой аналитического обзора о ситуации для участников коллективной экспертизы. Обзор включает сведения:

· о принимавшихся ранее стратегических и тактических решениях в анализируемой ситуации и аналогичных ей;

· о механизмах их выполнения;

· о контроле за исполнением решений;

· о результатах оценки эффективности принятых решений;

· о результатах оценки эффективности их выполнения.

1.3.3. Анализ ситуации.

Если ситуация не относится к эталонной, то выявляются факторы, определяющих развитие ситуации. Наиболее часто используют метод экспертных оценок, т.е. работа экспертной комиссии. После того как факторы установлены, определяется их сравнительная значимость, т.е. степень их влияния на развитие ситуации. Затем фиксируются измерительные шкалы, в которых предполагается измерять каждый из факторов.

Формируют решающие правила для оценки ситуации. Решающее правило включает экономический показатель и пороговые значения от критического до наиболее предпочтительного. Именно с использованием решающих правил определяются состояния ситуации, в которых необходимо применение управляющих воздействий.

Одна из основных задач третьего этапа ситуационного анализа – проведение анализа ключевых профильных проблем ситуации, включая оценку сильных и слабых сторон; опасностей, угроз и рисков; перспектив развития ситуации в рамках рассматриваемых проблем.

Результат такого анализа – более четкое представление проблем организации в связи со сложившейся ситуацией. Задача этапа анализа считается выполненной, если в результате его проведения ЛПР получит четкое, достаточно полное представление о ситуации, необходимое для принятия важных управленческих решений.

Завершает этап анализа ситуации оценка ее устойчивости к возможным изменениям внешней и внутренней среды, к наиболее вероятным изменениям показателей, характеризующих динамику развития ситуации.

1.3.4. Разработка сценариев возможного развития ситуации.

Этап начинается с содержательного описания и определения перечня наиболее вероятных сценариев (вариантов) развития ситуации (например, с помощью метода мозговой атаки). Формируется перечень основных факторов, влияющих на развитие ситуации. Выделить все факторы, которые влияют на развитие ситуации, невозможно. Поэтому одна из основных задач ситуационного анализа – установление не всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказывать не могут.

Эксперты дают прогнозные оценки изменениям основных факторов.

Разработанные варианты развития ситуации тщательно анализируются экспертами для выявления основных опасностей, угроз, рисков, сильных сторон, перспектив при развитии ситуации.

Результат 4-го этапа – разработка экспертного прогноза изменения факторов и индексов, характеризующих ситуацию, представленного в виде наиболее вероятных сценариев развития ситуации. Этап завершается оценкой устойчивости ситуации для разработанных альтернативных сценариев ее развития.

1.3.5. Оценка ситуации.

Возможные сценарии развития ситуации оцениваются экспертами с точки зрения возможности достижения целей, стоящих перед организацией. Параллельно с оценкой генерируются альтернативные варианты управленческих решений и управляющих воздействий для достижения целей, стоящих перед организацией.

1.3.6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы.

Разработка сценариев возможного развития ситуации требует соответствующей обработки данных, в том числе математической. Например, обязательна обработка данных, полученных в результате коллективной экспертизы, для определения результирующего мнения. Математическая обработка требуется и при разработке прогнозов.

Результат 6-го этапа – оценка сформулированных на предыдущем этапе управленческих решений, определение рекомендаций и предложений по разрешению ситуации.

1.3.7. Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа.

На этом заключительном этапе поводится итог всей работы. Аналитические материалы должны содержать рекомендации по:

· принятию стратегических и тактических решений в анализируемой ситуации;

· механизмам их выполнения;

· контролю за исполнением решений;

· сопровождению хода реализации принимаемых решений;

· анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и эффективности их выполнения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.