Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия ситуационного анализа






Лекция 1

 

1.1. Предмет и назначение ситуационного анализа [1, c.165-169], [2, c.91-92]

Ситуационный подход – это методология исследования природы и причинности проблем, вызванных конкретными условиями и обстоятельствами, сложившимися в управлении организацией.

Считается, что ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении. Он включает в себя элементы системного анализа и позволяет наряду с целостным видением и полным представлением об объекте управления и его функционировании осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией и принимать адекватные ей решения.

Ситуационный подход позволяет руководителю, наряду с целостным представлением об объекте управления и его функционировании во внешней среде, осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Ситуационный подход дает возможность предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений, что позволяет избежать значительных потерь ресурсов и времени.

Принципы ситуационного анализа:

· наличие «поля воздействующих сил» (пространство факторов), инициирующих и сдерживающих возмущения;

· своевременность и оперативность, т.е. придание конкретной координаты времени и действия «полю сил»;

· причинно-следственная обусловленность, взаимозависимость факторов;

· определенность и конкретность приложения теоретических знаний к анализу реальных процессов и продуктивность результатов.

В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ. Ситуационный анализ – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, в основе которых – анализ отдельно взятой управленческой ситуации. Это анализ текущего состояния организации по системно увязанным направлениям ее деятельности. Ситуационный анализ рассматривается как экспресс-анализ деятельности организации в ее отношениях с внешней средой и как инструментарий для обоснования изменений в управлении организацией. Типичными проблемами ситуативного характера являются, например, международные конфликты и кризисы, стихийные бедствия.

Ситуация – это сочетание внутренних и внешних факторов, обстоятельств, условий, активных и пассивных действующих сил, требующее принятия соответствующих стратегических и важных тактических решений, определяющих деятельность организации, а также обеспечивающих предупреждение кризисных явлений. Предполагается, что ситуация развивается в соответствии с определенными закономерностями под действием некоторых механизмов и событий, происходящих вне организации.

Ситуация – совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода ее в новое состояние.

По источникам, вызывающим новые ситуации, их можно разделить на 3 группы: внутренней среды, внешней среды и ситуации взаимодействия внутренней и внешней среды. Ситуации могут иметь общесистемный характер, касаться отдельных подсистем или элементов системы, носить ярко выраженный производственный, экономический, социальный или психологический характер. Значительно чаще они носят комплексный характер и требуют всестороннего исследования на основе системного подхода.

Необходимость разработки решения может быть связана с задачами сохранения функционирования объекта, протекающего на определенном уровне; с появлением новой цели; с возникновением случайных обстоятельств; с искусственно создаваемыми трудностями (например, конкурентами).

Управленческие ситуации могут быть простыми и сложными, хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу.

Классификация ситуаций:

- по масштабу действий: общесистемные; возникающие в подсистемах; возникающие в элементах системы;

- по причинам возникновения: сохранения функционирования объекта; появление новой цели; искусственно создаваемые трудности (например, конкурентами); случайные обстоятельства;

- по содержанию: производственные; экономические; психологические; организационные; социальные;

- по оценке субъекта управления: удовлетворительные; неудовлетворительные; проблемные;

- по степени структуризации: хорошо структурированные; трудно поддающиеся анализу;

- по степени сложности: простые; сложные;

- по временному признаку: кратковременные; долгосрочные.

Ситуации могут требовать кратковременных, долговременных, глобальных, частичных, комплексных программ действий или разовых мер.

Ситуационный подход предполагает, что в деятельности организаций, особенно родственного профиля, есть много общего.

Ситуационный анализ в некотором смысле противоположен стратегическому управлению. Действительно, стратегическое управление идет от глобального представления целей организации и способов их достижения. Ситуационный анализ идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности, по которым должно быть принято управленческое решение. При этом разрешение конкретных ситуаций должно быть увязано с общими целями организации. Только органичное соединение стратегического управления и ситуационного анализа приводит к наиболее значительным результатам при управлении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.