Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение…../4






СОДЕРЖАНИЕ

Обозначения и сокращения……………………………………………………/3

Введение…………………………………………………………………………../4

Глава 1. Права женщин в международном праве прав человека……………/5-

§1. Причины необходимости специальной защиты прав женщин в международном праве………………………………………………………………

§2. Формирование нормативной базы по правам женщин в международном праве…………………………………………………………………………………

Глава 2. З ащита прав женщин в рамках системы ООН………………………...

§1. Нормативно-правовая база по защите прав женщин в рамках системы ООН………………………………………………………………………………….

§2. Деятельность органов и специализированных учреждений системы ООН по обеспечению прав женщин……………………………………………………..

Глава 3. Региональные системы обеспечения и защиты прав женщин………..

§1. Защита прав женщин в рамках Совета Европы………………………………

§2. Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее ОБСЕ) в обеспечении прав женщин……………………………………………….

§3. Иные региональные механизмы защиты прав женщин……………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………

 

 

Значения использованных аббревиатур

РФ – Российская Федерация

РА - Республика Армения

ЕС – Европейский Союз

ФЗ - Федеральный Закон

ООН - (UNH - United Nations Headquarters) - Организация Объединенных Наций

ЮНЕСКО - (UNESCO -The United Nations Educational, Scientific and C ultural O rganization) - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

КЛДЖ – (CEDAW - The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women) - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

ЕСХ – (The European Social Charter) - Европейская социальная хартия

ХЕС – ()Хартия Европейского союза

 

 

Актуальность дипломной работы. Вопросы защиты прав женщин являются предметом юридических споров уже многие века. Современный исторический период характеризуется развитием и наличием существенных международных гарантий в данной сфере. Это в первую очередь связано с тем, что права человека в целом сейчас есть предмет сотрудничества международного сообщества. В наши дни особое место в совокупности прав человека стали занимать права такой категории как женщины. Однако, будучи неотделимой частью прав человека, права женщин в полной мере не осуществляются, пожалуй, ни в одном государстве.

Трудно поверить, что в современном мире есть еще государства, где права женщин в сравнении с правами мужчин значительно урезаны. К примеру, в странах Азии и Африки женщина во многих отношениях все еще является рабой у мужчины. Целый ряд государств Азии и Африки, как, например, Египет и Саудовская Аравия, известны тем, что девочкам в малом возрасте делается операция по женскому обрезанию.[1] Несколько лет назад в одной из столичных школ Саудовской Аравии имел место акт невообразимой жестокости: религиозная полиция запретила девочкам покинуть здание школы в момент пожара, по причине того, что они были без паранджи, в результате 15 девочек сгорели заживо. [2]

Еще одна существенная проблема свойственна таким крупным государствам, как Китай и Индия. Там еще с древних времен имел мест женский инфантицид - убийство младенцев женского пола.[3] Этот обычай в наши дни имеет своеобразное выражение - рост количества искусственных прерываний беременности в случае, когда родители имеют возможность при помощи различных медицинских аппаратов узнать пол будущего ребенка. Статистика абортов имеет столь удручающий характер, что властям этих государств пришлось принять меры по запрещению врачам сообщать родителям результаты УЗИ беременности.[4] К сожалению аналогичная проблема в последние годы наблюдалась и в Республике Армения.[5]

Конечно же, эти факты являются наиболее ужасающими, однако даже наиболее прогрессивные в вопросах защиты прав человека государства, к всеобщему сожалению, также не избавлены от половой дискриминации.

В сфере трудовых правоотношений, для работы на государственной должности женщина на практике должна быть более высококвалифицированным специалистом, чем её коллеги-мужчины.[6] Однако, многочисленные статистические данные показывают, что женщины хотя и более образованы, чем мужчины, их зарплата во многом уступает зарплате мужчин при осуществлении аналогичного труда.[7] В связи с этим, представительницы слабого пола наиболее часто являются безработными или же работают на низкооплачиваемых должностях.

В Древней Греции и Риме власть народа была только для мужчин. Женщины Франции получили пассивное избирательно право лишь через 150 лет после Великой французской революции. Это покажется невозможным, но государством, где дольше всего противились становлению равноправия между полами, является Швейцария. Только в недалеком 1968 г. в Швейцарии было решено предоставить женщинам право голоса. До 19 века избирательное право женщинам предоставлялось в сопровождении с различными ограничениями (имущественный, семейный, общественный ценз и т.д.).

Со временем началась борьба за активизацию женского избирательного права, что привело к его закреплению в различных источниках международного права уже в середине 20 века. Одним из первых государств, которые ввели это понятие в национальное законодательство, являлись Новая Зеландия (1893), Австралия (1902) и Российская империя (1906), в числе последних были ОАЭ (2006) и Саудовская Аравия (2011).

Право голоса для женщин стало неотъемлемой частью международного права в 1948 году, когда страны Организации американских государств приняли Межамериканскую конвенцию о закреплении политических прав женщин, а ООН – Всеобщую декларацию прав человека. [8]Статья 21декларации определяет:

  1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Однако будет несправедливым сказать, что женское политическое и гражданское правосознание произошло лишь в наши дни или в период образования мировой системы социализма вначале 20 в. Так, стоит упомянуть Олимпию де Гуж – известную французскую писательницу, вошедшую в историю как автор первого манифеста феминизма «Декларация прав женщины и гражданки» 1791 года, написанной в противовес самому знаменитому в современной истории документу «Декларации прав человека и гражданина». За такой бесстрашный шаг к установлению справедливости в обществе, Олимпия де Гуж была отправлена на гильотину, как преступник, презревший общественный порядок. Этот документ стал первым в истории, где было четко выражено требование женщин – ввести равноправие мужчин и женщин перед законом. Декларация начиналась со слов: " Женщина рождается и остается свободной и равноправной с мужчиной перед лицом закона".[9] В заключении Олимпия де Гуж пророчески изрекала: " Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право подняться и на трибуну".[10] Две других женщины, которые достойны упоминания, были Мэри Уолстонкрафт и Эбигейл Адамс. Мэри Уолстонкрафт известна миру своей книгой «В защиту прав женщины», написанную в 1792 г.[11] Этим произведением британская писательница пыталась утвердить мнение, что женщина отнюдь не существо, стоящее на низшей ступени развития, чем мужчина. Уолстонкрафт выдвинула идею рассмотрения мужчин и женщин как одинаково разумных существ, добавив, что женщина должна получить такой же набор прав, что и мужчины. В общих чертах книга Уолстонкрафт – это полемика с другими известными философами и авторами, в числе которых Жан-Жак Руссо, утверждавший, что женщине вовсе не обязательно иметь образование так, как она лишь предмет для радости мужчины. И наконец, Американка Эбигейл Адамс (1744 – 1818), жена второго президента США Джона Адамса, была убежденной сторонницей прав женщин и яркой представительницей женской эмансипации в американской истории. В своем письме к мужу от 31 марта 1776 г. она призвала ввести право голоса или представительство для женщин в новом государстве – Соединенных Штатах Америки: «Я слышала, что вы провозгласили независимость и, кстати, я полагаю, что вам необходимо вспомнить о женщинах и быть более щедрыми и благосклонными к ним, чем ваши предки… Если женщины не получат должной заботы и внимания, мы вынуждены будем поднять восстание и не будем придерживаться никаких законов, в которых мы не имеем голоса или представительства… Разумные мужчины во все века отвергали такие обычаи, которые относятся к нам лишь как к вассалам вашего пола», - заключает Эбигейл Адамс.[12] Всех этих защитниц женского пола назвали «феминистками», а их идеи и взгляды – идеей гражданского равноправия женщин и мужчин, то есть «феминизм».[AK1]  

Цель дипломной работы. Исследовать основные проблемы, связанные с защитой прав женщин в современном международном праве.

 

Задачи, которые необходимо решить, исходя из вышеуказанной цели:

1) Исследовать специфические практические проблемы защиты прав женщин и их правового статуса, проблему дискриминации женщин в целом;

2) Изучить содержание основных международно-правовых норм и принципов в сфере защиты прав женщин;

3) Рассмотреть роль ООН в вопросах международно-правовой защиты женщин;

4) Исследовать иные действующие механизмы, поддерживающие права женщин, как на универсальном, так и региональном уровнях.

При выполнении работы были использованы методы: формально-логический, сравнительно-правовой, историко-правового сравнения, статистики и обобщения.

 

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1.1. Причины необходимости специальной защиты прав женщин в международном праве

Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина.
(Сократ)

Со времен жизни Сократа прошло две тысячи лет, но и в нашей современности государственные и общественные деятели, ученые и социологи не принимают такое явление, как «социальная дискриминация женщины». Вместо этого чаще используются призывы к борьбе за равноправие женщин с мужчинами. Однако это далеко не одно и то же.

В современном мире права человека воспринимаются как универсальная категория, отражающая наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. С этой точки зрения, права человека – это не просто юридический, правовой термин, а социальное понятие. Как отмечает Лукашева Е.А: «права человека – это объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве.»[13]

Права человека в широком смысле понимаются как фундаментальные права, которые присущи всем людям, только лишь потому, что они являются людьми. Несмотря на то, что сама идея «прав человека» существует уже долгое время, она не находила универсального выражения до создания ООН в конце Второй мировой войны. Устав ООН закрепляет в качестве одной из основополагающих целей организации «поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Эта цель четко выражена во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».[14]

Так что же такое права женщин и чем они заслуживают отдельного внимания?

Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, социальной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.[15] Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира.[16]

" Женский вопрос" - это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, разная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового статуса, роль женщины в обществе и семье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. К сожалению, и по сей день женщины зачастую испытывают прямую дискриминацию во многих сферах общественной и частной жизни, им может быть затруднено получение определенных профессий или должности, возможно неравное с мужчинами вознаграждение за идентичный труд. Часто женщина может потерять свое рабочее место из-за наличия детей, хотя это, как правило, прямо запрещено законодательством. Также имеют место частые домогательства со стороны начальства.

" Чтобы одеться в соответствии с наставлениями модных журналов, была необходима помощь посторонних: девушка не могла одна затянуть потуже корсет, водрузить на себя одну за другой тяжёлые юбки»- так Р.М.Кирсанова писала в своей книге " Русский костюм и быт 18 - 19 веков" [17]. И действительно, мода и " женский вопрос" также связаны между собой. Не случайно девушки и женщины, боровшиеся за женские права, стремились преобразиться внешне. Стремление к простой и удобной юбке рассматривалось как преступление против морали. Для женщин 19 века свобода в выборе одежды была равнозначна борьбе за право на образование или свободу от принудительных браков.

 

Женская дискриминация во все времена, и по сей день, к сожалению, также, имеет прямое влияние в различных сферах общественной и частной жизни. Женщине может быть затруднено получение определенных профессий или должности, возможны назначения неравных вознаграждений за труд, который одинаково выполняют представители обоих полов. Женщина на рабочем месте во много раз больше подвергается домогательствам со стороны начальства. Нередки случаи, когда женщина теряет свое рабочее место из-за наличия детей, хотя это прямо запрещено в национальных законодательствах почти всех стран мира.

 

Женские гражданские права в России вплоть до XX века были ущемлены и только в 1907 г. женщинам было на законном уровне позволено распоряжаться своим заработком.[18] Революция 1917г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни - политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной.

Л.В. Бабаева приурочила начало женского движения в России к 1918 году. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы " Работница", " Крестьянка"), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр " Библиотечка для женщин".

Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы.

Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны.[19] Борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоевывание женщинами прав на труд рядом с мужчиной; образование (доступ к высшему образованию женщины получили лишь в конце XIX в); участие в выборах.

 

Активное движение по установлению равенства мужчин и женщин наблюдалось в период с 70 – 80-е гг. XX в, который ООН объявил периодом " равенства, развития, мира". Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Общество считается недемократичным, если женщины не участвуют в принятии решений.[20] [KA2]

 

Проходившая в Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положению женщины обсуждала вопросы дискриминации женщин – такие, как разные формы насилия. Принятая программа действий направлена на улучшение положения женщин - искоренение нищеты, ликвидация неравенства в области образования, обеспечение доступа к соответствующему медицинскому обслуживанию, трудоустройство, укрепление образа женщины в средствах массовой информации, содействие правам женщины, искоренение насилия в отношении женщин.

Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191 страна, приняла Платформу Действий, направленную на закрепление принципа равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе. [21]

 

Распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины на уровне семьи и государства поспособствовала деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции. Благодаря этому импульсу стало эффективно развиваться женское движение и сформировался новый тип женщины.[22]

 

Еще одной сферой, где смог своеобразно развернуться институт дискриминации является религия так, в обесценивании прав женщин велика роль ислама, причем дискриминационный характер отношения к женщинам осуществляется не только с помощью религиозных ритуалов, но и посредством создания базовых мифов, догм и концептуальных схем.

С помощью разнообразных форм контроля, начиная от предписаний в одежде и заканчивая нормами отношения к мужчине как к господину, женщине четко определяются границы дозволенного и недозволенного с позиций доминирующей мужской культуры.

Духовное равенство между мужчиной и женщиной возможно только перед Аллахом, а в практике ему нет места. В том числе, женщине отказано в исполнении религиозных обязанностей, исполняемых мужчиной. К примеру, в исламе запрещено женщине занимать должности служителя культа, она недостойна, как существо второстепенное, быть муфтием, ахундой, муллой и т.д. Эти должности предназначены только для мужчин.[KA3] [23]

Актуальным будет добавить, что буквально недавно главный муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз Али Шейх заявил: «Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его. Женщина должна отнестись к этому решению супруга с преданностью и смирением", — уточнил муфтий.[24] Этот акт чудовищного каннибализма в наши дни требует незамедлительного отклика со стороны всего мирового сообщества для искоренения таких нечеловеческих проявлений по отношению к женщинам.

Разумеется, неверно и несправедливо сводить проблему лишь к одной религии. Так, даже в наиболее развитых государствах уже христианская католическая церковь до сих пор не допускает женщин в церковную иерархию. Одновременно, наиболее ужасающие практики, нарушающие права женщин, такие как женское обрезание, имеют свои корни скорее в культурный традициях, нежели религиозных установках.

Основные виды нарушений прав, жертвами которых являются именно женщины и девочки по итогам моего исследования стали затрудненность судебной защиты своих законных прав и интересов, доступ к законному прерыванию беременности и торговля женщинами.

Насилие над женщинами - всемирная проблема, в той или иной форме затрагивающая каждую третью женщину на земле. Весь мир рассмотреть крайне трудно, однако, наше исследование коснулось действующего гендерного состояния государств на постсоветском пространстве.

В ходе изучения материалов по данным государствам, стало понятно, что жертвы половой дискриминации не пользуются возможностью охраны прав своих законных интересов посредством внутригосударственных механизмов. В основном правонарушения на территории данных государств, глубоко корнями уходят в традиции и (или) религию общества и в качестве нарушений прав человека вовсе не рассматриваются. В обществе же эти правонарушения перестали замечать, потому что женщина, с одной стороны, находится во власти у мужчины и его семьи, а с другой - под постоянным пристальным контролем общественности.

Большой несправедливостью является то, что традиции и религия бросают тень на деятельность правоохранительных органов к актам дискриминации женщин в семье.

Правозащитные органы не считают правильным вмешиваться во внутренние семейные конфликты, хотя именно эти споры в большинстве случаев носят в себе акты дискриминации, включая любое проявление бытового насилия. Женщине, которая вдруг решится законным образом защитить свои права, нередко грозит социальный остракизм, изгнание из семьи, в итоге лишение средств к существованию так, как в большинстве случаев, женщина финансово зависима от мужчины.
Именно религиозные взгляды на должное поведение женщины и ее место в семье и в жизни вообще, влияют на то, что жертвам гендерных правонарушений очень трудно осуществить свои права на внутригосударственном уровне.

Вот почему международным органам по правам человека представляется крайне низкое количество сообщений по факту дискриминаций из стран региона.

Равный доступ женщин и мужчин к правосудию необходим для создания правового государства. В противном случае, пренебрегая потребностями женщин в правосудии, государство ставит женщину в положение граждан второго сорта.

В Армении по проведенному в 2011 году переписи населения проживает 3 018 854 человек, из них женщины – 1 570 802, а мужчины соответственно – 1 448 052.

И из этого немалого числа, более четверти женщин имели горький опыт домашнего насилия: побои родственников и супруга, психологическое давление. Несмотря на это, бывший заместитель министра труда Армении Карине Акопян высказала свое отрицательное мнение по поводу нового законопроекта «Против дискриминации»[25], который в 2012 году предложил Карен Андреасян – уполномоченный по правам человека. По словам К.Акопян в Армении уже и так имеются законы в сферах инвалидности, гендерной политики, которые и без того направлены на ликвидацию дискриминации и абсолютно нет необходимости в принятии новых схожих.[26]

Эксперт по Армении Лоренс Броерс в своем докладе “Молчание не делает чести: домашнее и сексуальное насилие над женщинами в Армении” Amnesty International[27] выдвинула на обозрение всем основополагающие проблемы, с которыми армянской женщине приходится сталкиваться буквально каждый день на каждом шагу. По словам Л.Броерс «женщина в Армении непропорционально страдает от насилия, сексуального домогательства на работе и дома»[28] -все это делает ее объектом дискриминации, нарушения прав человека. В докладе также было установлено, что лишь очень малое число имевших место преступлений проходят официальную регистрацию в соответствующих органах, а люди, их совершившие, крайне редко получают справедливое наказание. К представителям Amnesty International часто обращаются за помощью женщины, которые рассказывают о том ужасе, в котором они живут. Их избивают мужья, родственники, прямо ограничивают их свободу, не позволяя встречаться с родителями, друзьями. Женщины в один голос твердят, что они чувствуют себя крайне беспомощными так, как никто не хочет защитить их права.

Власти Армении не гарантируют женщинам возможность разорвать отношения, подверженные насилию, не разрабатывают систему, которая смогла бы защитить женщину от бытового насилия изначально, либо поддержать впоследствии, предоставив ей работу и жильё.

Для решения этой проблемы, предлагаю более основательно бороться с проявлением гендерного неравенства. Для начала нужно признать домашнее насилие уголовно-наказуемым деянием. Установить полное, справедливое наказание за его совершение. Тем самым ввести в обществе идеологию того, что насилие над женщинами – это одна из самых явных форм нарушения прав человека.

Мы провели свое личное исследование – социальный опрос в рамках Российско-Армянского (Славянского) Университета. Нами было опрошено 160 человек. Студентам были заданы различные вопросы на тему «Дискриминация внутри Республики Армения». В их числе: «Имеют ли место в вашем регионе дискриминационные проявления?», «Существуют ли механизмы борьбы с проявлениями половой дискриминации в вашем регионе?». В результате стало ясно, что:

1. 75.2% опрошенных считают, что в Армении имеет место проявления гендерного неравенства;

2. 13.4% выбрали ответ «нет, в Армении дискриминации нету»;

3. 11, 4% затруднились ответить.

На вопрос «Существуют ли механизмы борьбы с проявлениями половой дискриминации в вашем регионе?» были получены следующие ответы:

1. 51.8% из общего числа участвовавших в опросе студентов, ответили, что в Республике Армения действительно существуют различные механизмы борьбы с дискриминацией прав женщин, однако, они не эффективны и не гарантируют жертвам дискриминации полный набор защиты их законных прав и интересов.

2. 33.9% выбрали ответ «Не знаю, не могу ответить»;

3. И только 14, 3% дали положительный ответ, подтвердив слова Карине Акопян о том, что в Армении женщины и без того защищены государством различными механизмами и принятыми законами.

Однако на этом исследование не закончилось. В Армении с 2003 года активно действует организация «The Women's Resource Center Armenia»[29]. Ее деятельность направлена на оказание помощи жертвам половой дискриминации. Организация также содействует в решении вопросов уже на судебной стадии, предоставляет услуги различных специалистов: психологов, врачей, юристов и многих других. Я с 2014 года являюсь волонтером в Женском ресурсном центре. К нам обращаются большое количество женщин с абсолютно разными проблемами, но всех их связывает одно – невозможность защитить свои законные права и интересы. В основном, жертвы желают оставаться анонимными, в страхе дальнейшего их презрения со стороны близких и родственников. Еще одной целевой направленностью деятельности Центра является проведение среди населения Армении, а в особенности, в отдаленных сельских районах, семинаров, круглых столов, конференций для увеличения правосознания женской половины общества. Зачастую, женщина из провинциального городка даже и не знает о полном объеме прав и обязанностей, которыми она обладает, о своих законных возможностях на получение более достойных условий для жизни. Но, к сожалению, такие центры помощи для женщин в Армении очень малочисленны, и не в силах в полной степени реализовать цели, ради которых они создавались.

Посмотрим как ситуация обстоит в соседних для Армении государствах.

По официальным данным на 2013 год, более 33% азербайджанских женщин заявили, что они были подвергнуты насилию со стороны мужа или родственников. Однако, число официально зарегистрированных фактов бытового насилия является несравненно низким, по сравнению с числом действительно подвергшихся, но являющихся молчаливыми жертвами.[30] Такое огромное количество правонарушений имеет место, несмотря на наличие вполне антидискриминационного законодательства, в том числе принцип равного доступа к правосудию. Права азербайджанских женщин вполне всеобъмлюще защищены Конституцией РА, Уголовным Кодексом РА, Законом о государственных гарантиях для мужчин и женщин, а также рядом ратифицированных государством договоров по правам человека, в том числе, КЛДЖ. Помимо перечисленных нормативно-правовых актов были приняты ряд постановлений по борьбе с насилием в отношении женщин. Однако данное законодательство в предоставлении женщинам доступа к правосудию является недействующим.

Основной причиной, по которой женщины даже не пытаются заявить о домашнем насилии, является сложившаяся второстепенная роль женщины, и своеобразное отношение общества к насилию в семье, как к обычному личному делу. Женщина боится, что обратившись за помощью к соответствующим органам, она опозорит семью и будет подвержена социальному остракизму. В ряде случаев, женщина опасается мести со стороны мужа, потому что ее защита не гарантирована правоохранительными органами. Неоднократны случаи, когда полиция прямо игнорировала показания женщины, рассчитывая на ее примирение с мужем, оставляя без внимания вред, причиненный ее здоровью и жизни. Однако, даже если женщина, все-таки смогла добиться развода в судебном порядке, то ее ждут долгая борьба не только за имущество, нажитое совместным путем, но и за детей. Кроме этого она будет подвержена осуждению родных со стороны супруга, а со стороны своих близких у женщины будет полное отсутствие поддержки. Если же брак был заключен только по религиозным нормам, без государственной регистрации в соответствующих органах, то женщина может даже не рассчитывать после развода на собственность и детей.

Как уже говорилось выше, женщина материально зависит от своего супруга, и это еще одна причина на пути реализации своих прав, а именно права на судебную защиту так, как юридическая помощь лишь в некоторых случаях может предоставляться безвозмездно. В Азербайджане родители стараются выдать замуж своих дочерей в раннем возрасте, когда те еще не получили даже среднее образование, это в дальнейшем может затруднить им возможность получить достойную работу, что еще раз подтверждает несамостоятельность в финансовых вопросах.

Именно по этим причинам совсем неудивительно, что лишь очень малое число жертв бытового насилия решаются осуществить свои права посредством юридической судебной защиты.

Исследовав ситуацию в Кыргызстане, мы пришли к выводу, что
каждый год почти сотня киргизских девушек подвергается явлению, так называемому «похищение невест». Тысячи женщин молча страдают, не имея возможности оспорить старинный обычай их предков. Данное всем известное правонарушение имеет место тогда, когда Кыргызстан принял как внутригосударственный, так и международный закон против дискриминации женщин.

Согласно Конституции Кыргызстана мужчина и женщина равны перед законом и судом. В Уголовном Кодексе же есть специальная статья, прямо запрещающая похищение невест. Права женщин также регулируются Законом о социально-правовой защите от насилия в семье, Конвенцией КЛДЖ и рядом ратифицированных государством международных договоров по правам человека.

Крайне малое количество случаев похищения невест становится известным правоохранительным органам, поэтому принятые многочисленные нормативно-правовые акты по защите женщин в реальной жизни практически не действуют.

Девочки в кыргызских семьях воспитываются в строгих национальных традициях и устоях, где с раннего детства им объясняют, что девушка появляется на свет с одной лишь целью – стать женой и матерью. И потому, когда девушка становится жертвой похищения, лишь в незначительных ситуациях она пытается бороться за справедливость на внутригосударственном уровне. Большинство жертв даже не надеется, что государство сможет обеспечить им достойную правовую защиту. Другая половина «невест» переживает наступления негативной реакции со стороны правоохранительных органов, ведь доверие к государственным органам в Кыргызстане находится на очень низком уровне.

Похищенная женщина находится под сильнейшим психологическим давлением, поскольку она не только боится быть проклятой и позднее преследуемой похитителем и его родственниками, если решится покинуть его дом, а прежде всего боится негативной реакции со стороны своих родственников, соседей и знакомых. В результате огромное количество девушек убеждают себя остаться в домах похитителей, где они часто подвержены физическому и психическому принуждению, избиению, насилию и унижению.

Из-за низкого уровня правосознания у женской половины населения Кыргызстана, не странно, что закон о защите женщин практически не реализуется, а индивидуальные жалобы, конечно же, в международные органы, к примеру, как КЛДЖ, не представляются.

В Польше проживает более 10 миллион женщин репродуктивного возраста, а по официальным данным легальные аборты в государственных медицинских учреждениях производятся невероятно редко. За 2013 год было зарегистрировано только 721 случай законного медицинского прерывания беременности. На первый взгляд, кажется, что это происходит по добровольному желанию самих женщин, однако, это не так. Аборты происходят повсеместно и в ужасающих количествах, однако, они не законны и потому нигде не зарегистрированы.

В Польше принят Закон «О планировании семьи», который допускает три случая официального прерывания беременности:

· Если беременность представляет угрозу жизни или здоровью женщины;

· Если беременность есть прямое последствие преступных действий;

· Если есть высокая вероятность серьезного необратимого дефекта плода или его неизлечимой болезни.

Несмотря на наличие специального закона, разрешающего женщинам выбирать судьбу своей «нежелательной» беременности, каждый год тысячи польских женщин на самом деле ущемлены в правах решать, рожать ли им неизлечимо больных и зачатых в результате изнасилования детей.

Одной из препятствий к законному прерыванию беременности для женщин является сильное влияние польской католической церкви на мнение общества, в том числе на работников медицины, сотрудников правоохранительных органов, а также на самих женщин.

Агрессивное отношение католической церкви к прерыванию беременности привело к тому, что в обществе аборт приравнен к убийству и остается под сильнейшим запретом.

Еще одной преградой для женщин является осложненная процедура получения направления в больницу от своего терапевта так, как католическая церковь повлияла и на эту сторону жизни польского общества. Излишняя бюрократия в этом вопросе отнимает много необходимого времени, что впоследствии, сказывается на безопасных сроках для осуществления аборта. И в результате женщины решаются на нелегальное прерывание беременности или выезжают делать аборт заграницу.

Министерство здравоохранения и правовая система Польши не делают никаких шагов для облегчения доступа женщин к законным абортам.

Однако, за последнее десятилетие были предприняты меры, способствующие лучшей защиты прав человека женщин, в их числе – апелляционный механизм, позволяющий женщинам обжаловать решение врача на легальный аборт, но на самом деле этот инструмент защиты абсолютно не используется женщинами, а является даже дополнительным препятствием на пути доступа женщин к правосудию на международном уровне.

Из-за негативного отношения в обществе к абортам, женщина, которой необходим доступ к законному прерыванию беременности, опасается не только отрицательной реакции со стороны медицинского персонала и сотрудников правоохранительных органов, но и членов своих семей. Этот «страх» особенно сильно заметен в провинциях Польши, где церковь имеет особо веское влияние.

Табу касательно абортов в Польше настолько велико, что совсем нестранно, что женщины даже не задумываются о борьбе в судебном порядке за свои права, против системы религиозных ценностей.

В результате всех перечисленных причин, в Комитет КЛДЖ не было представлено ни одного сообщения по факту дискриминации прав женщин относительно отказа в доступе к законному аборту.

Узбекистан «прославился» в нашем исследовании широкой практикой в торговле людьми, в том числе, в качестве сексуальной эксплуатации. Правительство Узбекистана предприняло меры по борьбе с транснациональной торговлей людьми, приняв законодательство о противодействии торговле людьми. Гарантия равноправия мужчины и женщины в стране регулируются различными законодательными актами, в их числе: Конституция и Трудовой Кодекс, Закон о противодействии торговле людьми, различные договоры по правам человека в отношении борьбы с торговлей людьми. Также, Узбекистан - это государство- участник Конвенции КЛДЖ.

Несмотря на наличие столь важных нормативно-правовых актов, женщины Узбекистана слишком часто становятся жертвами торговли людьми. Возвращение женщин из рабства на родину в большинстве случаев не является для них счастливым финалом так, как узбекское общество существует по определенным традициям и стереотипам, которые имеют большое значение для их восприятия реальной действительности. Именно поэтому, женщине-рабыне опять-таки тяжело добиться справедливости в судебном порядке.

Кроме отрицательного отношения широких слоев населения к женщинам, попавшим в рабство, полиция и прокуратура также не подготовлена и не желает обеспечить пострадавшим надлежащую защиту и поддержку. Нередки и случаи, когда жертва впоследствии становится сама преступницей, которая обвиняется в незаконном пересечении границы или использовании поддельных документов, удостоверяющих личность.

Таким образом, жертвы насилия, чьи права были фундаментально нарушены, не обращаются в правоохранительные органы из-за чувства стыда, страха от негативного отношения со стороны общества, а также от недоверия к государственным органам, включая, судебные инстанции.

Ясно, что жертва не пробует защитить свои законные права у себя в государстве, при помощи внутринациональных механизмов, трудно ожидать того, что они подадут жалобу в международные органы.

Результатом исследования, стало то, что те барьеры, которые существуют в рассмотренных мною странах, препятствующие доступ женщины к правосудию на внутригосударственном уровне, не могут быть преодолены только путем принятия законодательных актов. Ведь лишь некоторые препятствия носят правовой характер, в основном же это барьеры с социально-экономическим и культурным акцентом из-за специфических религиозных и традиционных ценностей.[KA4]

 

1.2. Формирование нормативной базы по правам женщин в международном праве

Женщина рождается и остается свободной и имеет равные с мужчиной права. Женщина имеет право взойти на гильотину; она также должна иметь право взойти на трибуну.

Олимпия де Гуж

Разработка и вознесение на высокий уровень международных стандартов такое явление, как права человека, - это одна из самых существенных достижений цивилизованного мира. Национальное право ряда государства, в том числе США и Франция, которая сформировалась под воздействием великих буржуазных революций конца 18 века. Этот факт сыграл большую роль на становление и развитие в международном праве принципов и норм, касающихся прав человека.[31] Несмотря на все предпринятые шаги, фундаментальные улучшения в положении женщин имели место лишь в начале 20 в.

В 1902 г. были принят Гаагские конвенции по международному частному праву, касающиеся законов о браке, разводе и опеке над несовершеннолетними, о личных и имущественных отношениях между супругами, о международном гражданском процессе; 1904 и 1910 гг. - международные конвенции о запрещении торговли женщинами и детьми. [32]

В целях искоренения половой дискриминации, ООН были предприняты меры, по принятию различных нормативных документов, которые должны суметь урегулировать данную правовую проблему на мировом уровне. Самым важным на наш взгляд является принятие в 1948 году 10 декабря Всеобщей декларации прав человека. Нельзя не отметить временной отрезок, в котором Декларация создавалась – это период после Второй мировой войны. Мировое сообщество в то время как никогда осознавало необходимость в развитии и создании новых правовых механизмов для защиты прав человека и его законных интересов. Как указано в преамбуле Всеобщей декларации прав человека, она должна признаваться стандартом для всех государств на пути их правового и социального становления.[33] Не являясь с правовой точки зрения конвенцией, то есть многосторонним международным договором, Всеобщая декларация прав человека стала одним из основных источников не только международного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях. Исключительную роль для нашей проблемы носит ст. 2: «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»[34]. Именно данная статья стала отправной точкой для создания и развития в будущем всего международного и национального антидискриминационного законодательства.

Одним из важнейших документов, разработанных ООН по улучшению положению женщин можно считать Конвенцию МОТ №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1956 г. Принятием этого документа впервые на международно-правовом уровне был сформулирован принцип оплаты труда, свободный от дискриминации на основании пола[AK5].

Следующим шагом в развитии мировой нормотворческой деятельности стали принятие Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

В этих пактах идеи и принципы, которые были отражены в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие.[35] В данных документах установлен минимальный стандарт прав человека, который обязаны признать и обеспечить государства-участники. Также посредством пактом устанавливаются специальные механизмы, способствующие реализации защиты основных прав и свобод человека и гражданина в случаях, когда они нарушаются государственными органами участников Хартии прав человека.

Пакты содержат статьи, касающиеся дискриминации людей по какому-либо признаку: принадлежность к определенной расе, национальности, религии и полу.

Еще одним важным документом является Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г., которая в 1979 г. была переформирована в Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция ратифицирована почти всеми странами мира. В тексте Конвенции различие полов как таковое не интерпретируется как препятствие для равенства прав, а является важным аспектом только тогда, когда выступает основанием нарушения прав, квалифицирующееся как дискриминация.

Конвенция допускает специальное обращение (в виде позитивной дискриминации или квотирования), равно как и " принятие государствами-участниками специальных мер, направленных на охрану материнства…" и они не считаются дискриминационными.

В дополнение к Конвенции Комиссия по положению женщин разработала протокол, позволяющий частным лицам обращаться с жалобами в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Органами системы ООН принят ряд международно-правовых документов, касающихся конкретных прав женщин. К их числу относится Конвенция 1952 г. о политических правах женщин, Конвенция 1957 г. о гражданстве замужней женщины, Конвенция 1962 г. о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, а также Рекомендация к ней 1965 г., Декларация 1974 г. о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.

Нельзя не отметить значимость в антидискриминационной политике Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, созданную в 1949 году, но вступившую в силу только в 1953 г. Особенностью ЕКПЧ, её отличительной чертой является наличие реального механизма защиты декларируемых прав, а именно – Европейского Суда по правам человека. В ЕКПЧ установлен список неотъемлемых прав и свобод каждого гражданина и человека.

В рамках нашей дипломной работы особый интерес представляет ст.14 Конвенции - «Запрещение дискриминации». В статье говорится, что права и свободы, указанные данной Конвенцией должны быть гарантированы всем без ограничения по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.[36] Также тему дискриминации женщин затронули Дополнительные протоколы №7 и №12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В них соответственно содержатся статьи. так или иначе регулирующие данную правовую сферу. Так ст. 5 Протокола №7 устанавливает равноправие супругов в частноправовых отношениях, как между собой, так и со своими детьми.[37]

И наконец, Протокол №12, а именно ст.1 об общем запрещении дискриминации.

Статья еще раз утверждает, что пользоваться правами, установленными законом, имеют право все без исключения. Также в п.2 ст.1 указано, что никто не может не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы то ни было публичных властей по признакам пола, расы, языка, религии и любых иных принадлежностей.[38]

После Конвенции ООН особая роль в развитии международной политики защиты прав женщин принадлежит Найробийским перспективным стратегиям в области улучшения положения женщин до 2000 г. (Nairobi Forward-Looking Strategies, 1985). Поскольку Десятилетие женщины показало, что на пути выравнивания прав женщин и мужчин стоит много препятствий, Найробийские стратегии определили основные направления деятельности по улучшению ситуации с правами женщин, исходя из более глубокого понимания самого равенства. Если до этого в международно-правовой практике равенство понималось исключительно как правовое понятие, то в Найробийских перспективных стратегиях отмечается, что равенство de jure носит ограниченный характер. Подлинное равенство - de facto - предполагает равенство прав, обязанностей и возможностей для женщин. Найробийские стратегии определяют пути, способы и механизмы достижения гендерного равенства практически во всех сферах жизни, учитывая при этом различия между женщинами по расовой и этнической принадлежности и социальному статусу.

Дальнейшее развитие международно-правовой деятельности по защите прав женщин связано с принятой на Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993) Венской декларацией и Программой действий. Здесь впервые было сформулировано, что права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека.

Новым этапом в создании и развитии международно-правовой базы по правам женщин явилась IV Всемирная конференция ООН по положению женщин, где были разработаны документы, материалы и стратегии в рамках программы «Пекин +5».

В мировой правовой практике держится тенденция перехода от необходимости улучшения положения женщин и ликвидации дискриминации к идее гендерного равенства. Пекинская декларация это политический, нежели международно-правовой документ. В ней обозначены проблемные области в реальном положении женщин и рисуются самые общие политические, социальные и экономические стратегии улучшения ситуации.

В Пекине также была принята Пекинская Платформа действий, которая «представляет собой повестку дня для расширения возможностей женщин". Платформа преполагает необходимость закрепить принцип равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе и в более широком национальном и международном контексте. То есть, расширение возможностей женщин – это уравнивание их в правах и ответственности с мужчинами. При этом, Платформа признает разницу между мужчиной и женщиной существенной, но понимает ее как отдельную биологическую роль каждого из полов.

Деятельность ООН после Пекинской Конференции была направлена на разрешение проблем в сфере: «Женщины и бедность», «Неравенство в сфере образования и профессиональной подготовки», «Неравенство в области охраны здоровья и неравный доступ к соответствующим услугам», «Насилие в отношении женщин», «Последствия вооруженных конфликтов для женщин», «Неравные права женщин на участие в деятельности экономических и политических структур, в самих производственных процессах и в доступе к ресурсам», «Неравенство женщин в области разделения власти и принятия директивных решений на всех уровнях», «Несовершенство механизмов, призванных содействовать улучшению положения женщин на всех уровнях», «Недостаточная защита прав человека женщин».

На период 1996-2001 годы ООН был подготовлен общесистемный среднесрочный план по улучшению положения женщин. Его результаты обсуждались на 44-й Сессии Комиссии по положению женщин (март 2001), в том числе и в докладе Генерального секретаря ООН. В целом, за последние годы структуры ООН действительно активно старались интегрировать гендерный подход в свою работу, в процесс планирования и осуществления мероприятий. Так, Управление Верховного комиссара ООН по Правам человека утвердило программное заявление о необходимости учета гендерной проблематики и прав человека женщин и подготовило рабочий план деятельности в отношении гендерных аспектов и прав человека женщин. В соответствии с рекомендациями, принятыми Экономическим и Социальным Советом ООН в 1999 г., Управление по координации гуманитарных вопросов все время включает гендерные аспекты во все виды своей деятельности.

Идеи гендерного равенства прочно вошли в повестку дня международного сообщества. Это еще раз был подчеркнуто на Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН " Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке" (2000). Правительства, принимающие участие в этой Сессии, приняли проект политической резолюции. В ней они подтверждают свою приверженность целям и задачам, изложенным в Пекинской декларации и Платформе действий, принятым в 1995 году на IV Всемирной конференции по положению женщин, и в Найробийских перспективных стратегиях в области улучшения положения женщин на период до 2000 года. Правительства также обязуются обеспечить защиту всех прав человека и основных свобод, всесторонний учет гендерных аспектов во всех стратегиях и программах, и способствовать расширению возможностей женщин для активного участия во всех сферах жизни общества.

 

§1. Нормативно-правовая база по защите прав женщин в рамках системы ООН

Женщина - вторая ошибка Бога.

(Фридрих Ницше)

В 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Необходимость этой Декларации отмечается в преамбуле, где выражается озабоченность тем, что, несмотря на Устав, Всеобщую декларацию прав человека, Международные пакты о правах человека и другие правовые документы ООН и специализированных учреждений ООН и несмотря на достигнутый в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин.

1979 г. был ознаменован принятием Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция была принята с целью ликвидации всех форм дискриминации во всех сферах общества и обеспечения юридической защиты прав женщин. Документ создан для регулирования равенства прав женщин и мужчин, а также закрепления и юридической защиты исполнения этих прав.

Генеральная Ассамблея в резолюции от 18 декабря 1972 г. провозгласила 1975 год Международным годом женщин и постановила посвятить этот год активным действиям, направленным на обеспечение большего равенства между мужчинами и женщинами, обеспечение полного участия женщин в экономическом, социальном, культурном развитии на национальном, региональном и международном уровнях, а резолюцией 3520 (XXX) от 15 декабря 1975 г. провозгласила период 1976--1985 гг. Десятилетием женщины ООН под девизом: «Равенство, развитие, мир».

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г.

Наиболее существенное значение, с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, имеют статьи 1 и 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В первой из них дается определение понятия «дискриминация в отношении женщин», во второй разъясняется, какие временные меры не считаются дискриминационными относительно мужской половины человечества.

Согласно статье 1 Конвенции 1979 г. «понятие дискриминация в отношение женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и другой области». Вместе с тем, согласно статье 4 названной Конвенции, не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и «временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами».

Тем самым Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями «свобода» и «равенство» как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория «справедливость[KA6]».

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 54/4 принят Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

10 декабря 1999 г. в штаб-квартире ООН прошла церемония открытия подписания Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ходе пленарного заседания 6 октября 1999 г.

В соответствии со статьей 15 Факультативного протокола данный документ открыт для подписания любым государством, ратифицировавшим Конвенци[KA7] ю. На сегодняшний день это 193 государств - членов ООН Государства.

1946 год был ознаменован учреждением Комиссии по правам человека, основной целью которой стала разработка Международного билля о правах. В том же году ей был присужден важный статус межправительственной комиссии, представляющий доклады непосредственно Совету.

Согласно решениям, принятым на 1 и 2 сессиях Экономического и Социального Совета в 1946 г., Комиссия обязана представлять Совету предложения, рекомендации и доклады, в том числе и о предупреждении дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.

В состав Комиссии входят правительственные эксперты, которые избираются самим Советом в количестве 45 членов. Выбор их производится по географическим критериям, аналогично тем, которые регулируют избрание членов Совета и Комиссии по правам человека.

Первые заседания Комиссии, проходившие в 1948 и 1949 гг. разрабатывали программы по вопросам гражданства замужней женщины, политических прав женщин и согласия на вступление в брак.[KA8]

В 1949 году ООН приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, где были развиты и подкреплены предыдущие документы, принятые в 19 веке. По этой же теме в 1953 году были внесены поправки в Конвенцию 1926 года о рабстве, приспосабливающие ее к мандатам учреждений ООН. Теперь Конвенция содержит положения об ее осуществлении на международном уровне, предусматривающие предоставление государствами информации об осуществлении на международном уровне, предусматривающие предоставление государствами информации об осуществлении Конвенции Генеральному секретарю (ст.8).

Благодаря Комиссии по положению женщин было подготовлено и утверждено Генеральной Ассамблеей ООН международные нормы, касающиеся прав женщин:

1. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г;

2. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г;

Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 г. Интересным моментом является то, что договор предусматривает минимальный брачный возраст, однако, сам возраст не указывается. И только рекомендацией от 1 ноября 1965 года этот возраст был отмечен в 15 лет.

В силу того, что наибольшим страданиям в условиях военных конфликтов и любых вооруженных конфликтов подвергаются женщины и дети, в повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины как неотъемлемой составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В них также подчеркивается важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или ускоренной в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом.

Всемирная конференция по правам человека в Вене рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять декларацию, касающуюся проблемы насилия в отношении женщин, и в конце этого же года, 20 декабря 1993 г., была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (Принята 20.12.1993 на 85-ом пленарном заседании 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) - Документ опубликован не был.

 

 


2.2 Деятельность органов и специализированных учреждений системы ООН по обеспечению прав женщин.

«В мире в период глобализации ни одну из важнейших проблем, с которыми мы сталкиваемся, невозможно решить только в национальных рамках. Для решения всех этих проблем требуются сотрудничество, партнерство и взаимодействие между правительствами, ООН, региональными организациями, неправительственными организациями, частным сектором и гражданским обществом…»[39]

(Кофи А. Аннан)

В результате многочисленных решений ООН и международных договоров появилась Комиссия по положению (статусу) женщины, учрежденная ЭКОСОС в 1947 г. В ее состав входит представитель из каждого государства-члена ООН.

Мандат Комиссии занимается подготовкой докладов, исследований и рекомендаций по правам человека женщин, выполняет важные функции по устранению дискриминации женщин de facto и de jure и, наконец, готовит ряд основных международно-правовых документов, которые прямо гарантируют права женщины.

Вначале Комиссия была создана для обеспечения юридического равенства между мужчиной и женщиной., позже Комиссия значительно расширила свою повестку дня.[KA9]

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин был создан согласно ст.17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В структуру комитета входят 23 эксперта, избираемых на 4 года. Кандидатуры экспертов предлагаются государствами-участниками, которые могут выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

Конвенция определяет основные функции в деятельности Комитета, к ним, в частности относятся: изучение докладов о проведенных работах с целью реализации положений Конвенции, представляемых каждым государством-участником. Впоследствии, на основании данных докладов, Комитет правомочен приносить свои предложения и рекомендации соответствующим подразделениям ООН. Комитет ежегодно должен созывать сессии, чтобы успеть завершить изучение накопившихся докладов, представленных на рассмотрение Комитету. С 1994 г. все сессии Комитета проводятся в Нью-Йорке.[KA10]

Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин интерпретирует статьи Конвенции в официальных заявлениях, называемых Общими рекомендациями, которые формулируются для того, чтобы обеспечить более глубокое понимание прав и обязанностей, содержащихся в статьях. На сегодня издано уже 25 общих рекомендаций. Среди них следует отметить, в частности, следующие:

  • Насилие в отношении женщин – общая рекомендация №19, 1992
  • Равенство в браке и семейных отношениях – общая рекомендация №21, 1994
  • Женщины в политической и общественной жизни – общая рекомендация №23, 1997
  • Женщины и здоровье – общая рекомендация №24, 1999[40][KA11]

 

Стратегия ООН по сокращению крайней нищеты предусматривает интеграционный подход с позиций прав человека, построенный на принципах справедливости, отсутствия дискриминации между группами по этническому, половому и географическому признаку.

Такие учреждения ООН, как Программа развития ООН (ПРООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации активно участвуют в движении за искоренение нищеты, глубоко изучают ее причины и динамику, разрабатывают эффективные подходы к сокращению ее масштабов. Учреждения ООН принимают участие в разработке национальных стратегий по сокращению бедности в 60 странах. В осуществлении этих проектов ООН тесно сотрудничает с донорами, неправительственными организациями и партнерами из частного сектора.

Большую роль в реализации социальных прав женщин и искоренении бедности имеет Организация ООН по населенным пунктам - Хабитат. В 2001 г. в Нью-Йорке на Второй конференции этой организации в заключительной ее Декларации подчеркивалась необходимость разрешения вопросов в комплексе: бездомность, безработица, социальная изоляция женщин, детей и маргинальных групп.

XXIV специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проведенная 26 июня - 1 июля 2001 г. в Женеве утвердила мандат на кампанию по искоренению нищеты, осуществление согласованных действий в области социального развития, образования, питания, здравоохранения и культуры и установления равенства женщин и мужчин.

Немалую роль в этой сфере выполняет Международный Женский фонд развития ООН. Фонд своей деятельностью укрепляет права и экономический потенциал женщин, изменяет правовой и нормативный режимы, гарантирующие женщинам равные имущественные права и доступ к экономическим активам, а также содействует формированию бюджетов и макроэкономической политики правительств с учетом интересов женщин.

Наиболее эффективно права трудящихся женщин, согласно мировой практике, защищаются в таких государствах, где со стороны правительства наиболее ответственно относятся к соблюдению международных обязательств по защите прав женщин: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская Декларация Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной проблемам женщин, различные конвенции Международной Организации Труда и др.

В ряде стран мира при неправительственных организациях существуют специальные наблюдательные комитеты, контролирующие безотлагательное выполнение положений этих документов.

Неравное положение мужчин и женщин влияет на здоровье и образование женщин, и их участие в социально-экономической жизни. Эту отрасль жизни, как одну из основных задач для разрешения ставит перед собой Международная организация ЮНИСЕФ.

Организация Объединенных Наций предлагает мировому сообществу создание комплексного подхода, осуществляющего широкомасштабные социальные, культурные и экономические преобразования в дополнение к






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.