Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественный анализ






Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Оделяются выводы о возможном характере эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают ответы на вопросы к рис. 4, 6, 14. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети делающие отрицательный выбор в ситуациях, изображенных на рис. 2, 7, 9, 11, с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующий отношения «ребенок - ребенок» - рис. 1, 3, 5, 10, 12.

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» - рис 2, 8, 9, 13 и повседневной деятельности - рис. 4, 5, 7, 11, 14.

 

 

Результаты констатирующего эксперимента. Рисунок1

 

Экспериментальная группа. Методика «Выбери нужное лицо».

Данные диаграммы наглядно показывают, что среди детей экспериментальной группы превалирует количество детей со средним уровнем тревожности, их процент составляет 80%. Так же присутствуют дети с высоким уровнем тревожности – 20%. Среди них не выявлены дети с низким уровнем тревожности.

В процессе выполнения задания у детей I группы, с высоким уровнем тревожности преобладая отрицательный эмоциональный выбор рисунков обладающих особыми проективными знаниями («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Ребёнок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование»). Дети, сделавшие в них отрицательный эмоциональный выбор, несомненно, испытывают тревожность к данным социальным ситуациям.

Так, например, к рисунку «Умывание» А. Л. было дано высказывание: «Печальное, потому что умывается»; к рисунку «Еда в одиночестве»: «Печальное».

У этой же группы детей наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).

Приведём примеры:

А. Л. – «Агрессивное нападение»: «Печальное, потому что дарит машинку»;

А. Л. – «Изоляция»: «Печальное, потому что бегут, а она стоит»;

И. М. – «Объект агрессии»: «Печальное, потому что хочет стукнуть».

Так же у детей проявляется тревожность в рисунках, моделирующих отношения «ребёнок – взрослый» («Ребёнок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребёнок с родителями»).

Например:

И. М. – «Игнорирование»: «Печальное, потому что хочет, чтобы её подняли»;

И. М. – «Ребёнок с родителями»: «Печальное, потому что наказывают»;

А.Л. – «Выговор»: «Печальное, потому что наказывают».

В процессе тестирования дети II группы со средним уровнем тревожности так же осуществляли отрицательный эмоциональный выбор рисунков обладающих особым проективным значением, однако этот выбор был меньшим по своему количеству.

Приведём примеры:

Н. Я. – «Одевание»: «Надо подумать, наверное, весёлое, думаю, что нет, тяжело одевать»;

В.А. – «Ребёнок и мать с младенцем»: «Печальное, потому что плачет ребёнок»;

В. К. – «Укладывание спать в одиночестве»: «Печальное, потому что ему не охота ложиться спать, хочет поиграть».

Тревожность детей II группы проявляющаяся в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» менее выражена, чем у детей I группы с высоким уровнем тревожности.

А. Д. – «Агрессивное нападение»: «Печальное, потому что машинку дёргает»;

Ю. Л. – «Изоляция»: «Печальное, потому что они бегают»;

Г. Ч. – «Объект агрессии»: «Печальное, потому что обижают мальчика».

У детей со средним уровнем тревожности значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребёнок – взрослый»

В.А. – «Ребёнок и мать с младенцем»: «Печальное, потому что плачет ребёнок»;

В. К. – «Выговор»: «Печальное, потому что его учитель ругает»; Д. – «Игнорирование»: «Печальное, потому что тоже хочется играть».

Результаты наблюдений во время проведений данной методики показали, что дети со средним уровнем тревожности и с высоким уровнем тревожности испытывали беспокойство, напряжение, часто делали поправки, теребили какой – либо предмет в руках.

Результаты ИТ по формуле. Констатирующий этап. Таблица № 2

Контрольная группа.(норма)

Ф.И. ребёнка Индекс Тревожности, в %
  В.А. 36%
  М. В. 14%
  П. С. 36%
  М. Ф. 43%
  К. Г. 50%
  В. С. 28%
  С. С. 43%
  А. О. 35%
  Ф. В. 43%
  Д. Я. 57%

Данная таблица позволила нам построить диаграмму.

Результаты констатирующего эксперимента. Рисунок 2

Контрольная группа. Методика «Выбери нужное лицо».

Диаграмма показывает, что среди детей контрольной группы можно отметить преобладание детей со средним уровнем тревожности над высоким и низким уровнями тревожности (80% от 100%), рисунок 2

В контрольной группе общее количество процентов детей с высоким уровнем тревожности составляет 10%.

Соответственно на III группу с низким уровнем тревожности приходится 10% детей.

При диагностике, детьми I группы с высоким уровнем тревожности был сделан отрицательный эмоциональный выбор преимущественно в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).

В этой же группе присутствует отрицательный выбор в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»).

Также имеет место выбор рисунков, обладающих особым проективным значением.

В процессе выполнения задания у детей со средним уровнем тревожности наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок -­ ребенок».

Значительно ниже уровень тревожности, в рисунках, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» и в рисунках обладающих особым проективным значением.

У детей с низким уровнем тревожности, преобладало наибольшее количество положительных эмоциональных выборов, намного превышающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях изображенных на рисунках, однако ими также был сделан отрицательный эмоциональный выбор в рисунках: «Объект агрессия», «Агрессивное нападение».

 

2.2 Анализ полученных результатов

 

Таким образом, сопоставляя результаты диагностики детей экспериментальной группы и контрольной группы по методике, разработанной американскими психологами, мы пришли к выводу:

У детей экспериментальной группы и контрольной группы с высоким уровнем тревожности превалирует отрицательный эмоциональный выбор в рисунках обладающих особым проективным значением («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование»).

У двух групп доминирует отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях моделирующих отношения «ребенок - ребенок», над отрицательным эмоциональным выбором в ситуации «ребенок - взрослый».

Детьми со средним уровнем тревожности экспериментальной группы и контрольной группы делался отрицательный эмоциональный выбор преимущественно в ситуациях моделирующих отношения «ребенок - ребенок». Выбор в ситуациях «ребенок - взрослый» был менее выражен.

Детьми также осуществлялся отрицательный эмоциональный выбор в рисунках обладающих особым проективным значением, однако он был меньшим по своему количеству, по сравнению с отрицательным эмоциональным выбором детей обладающих высоким уровнем тревожности.

Детьми контрольной группы с низким уровнем тревожности превалировал положительный эмоциональный выбор.

В экспериментальной группе не было детей с низким уровнем тревожности.

Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности». С помощью специальных бланков мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.

В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 8 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) - 2человека; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) - 0человек;

В контрольной группе - от 15 до 20 баллов - 2человека (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов - 7 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов - 1 человек (низкий уровень тревожности);

В процентном соотношении это представлено в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа)

 
Уровень тревожности Группы испытуемых  
  Экспериментальная Контрольная  
Высокий 50 % 20 %  
Средний 50 % 70 %  
Низкий 0 % 10 %  
       

Таким образом, по данным опроса родителей, самые высокие показатели соответствуют среднему уровню тревожности. В экспериментальной группе они составили 50%; в контрольной группе - 70 %; высокий уровень тревожности, как показано в таблице, в экспериментальной группе составил 50 %; в контрольной группе - 20 %; Показатели низкого уровня тревожности в экспериментальной группе - 0 %; в контрольной группе - 10 %;

Данные проведенного теста с детьми и опроса родителей практически совпадают и позволяют сделать вывод, что фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической поддержке.

2.3.Психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности у дошкольников с задержкой психического развития

 

Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Должное внимание необходимо отдать работе с родителями тревожных детей.

Ни один родитель не желает, чтобы его ребенок был «тревожным», но, к сожалению, многие из них не знают, что именно из - за их неадекватного отношения к ребенку он и становится «тревожным».

Предлагается ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей и считаем, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении с детьми.

Рекомендации родителям по профилактике тревожности.

o Избегать публичных порицаний и замечаний!

o Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

o Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).

o Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

o Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

o Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.

o Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

o Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.

o Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

o Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).

o Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка

Диагностику уровня тревожности необходимо проводить, начиная с детского сада, так как дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования личности человека. Тревожность влечет за собой постоянное нервно - психическое напряжение, эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе и как следствие - задержку психического развития на этапе формирования личности.

Коррекцию высокого уровня тревожности следует проводить по специально разработанным программам. И после ее проведения периодически использовать упражнения и игры на преодоление тревожности, на формирование чувства доверия и уверенности в себе, на снятие мышечного напряжения и др.

Т.И. Чиркова предлагает ряд рекомендаций для работы по снижению тревожности у ребенка. Она считает, что необходимо помнить и учитывать некоторые условия и закономерности возникновения тревожности.

Уровень тревожности возрастает в новом виде деятельности, там, где еще нет прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, работу надо вести не по снятию тревожности, а по формированию знаний, умений. Тревожность при этом снизится сама как следствие овладения ребенком средствами деятельности.

При снятии тревожности нужно помнить, что только активная деятельность самого ребенка, организованная взрослыми и вначале совместная, а затем самостоятельная может снять чувство повышенной тревоги.

При неправильном отношении к тревожности детей можно уничтожить ее положительные стороны как одного из первичных механизмов саморегуляции, превратить ее в боязливость, робость, нерешительность, неуверенность. Очень важно, чтобы тревожность имела естественные границы и правильно реализовалась. И в тоже время нельзя допускать, чтобы тревожность перерастала в сильное отрицательное чувство.(см приложение4)

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)…
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….)
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

 

Заключение

 

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается - «дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии». Дошкольный возраст - это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье - фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Междисциплинарный теоретический анализ состояния изучаемой проблемы по данным специальной литературы позволил обозначить понимание тревожности как сложного состояния, характеризующегося психическими (аффективными, когнитивными), соматическими, личностными изменениями и поведенческими реакциями. В связи с этим, очевидно, что коррекция тревоги и личностной тревожности требует применения комплекса психологических методик, отражающих различные задачи, и направленных на коррекцию эмоций, когнитивных представлений, личностных образований, внутриличностных конфликтов, поведенческих и физиологических реакций.

2. Дети дошкольного возраста с ЗПР отличаются следующими эмоционально-поведенческими и личностными особенностями:

- тревожность у дошкольников с ЗПР выражается в виде симптомокомплексов; её коррекция как устойчивого аффективно-личностного образования требует включения психологических механизмов тревоги, страха, агрессии, межличностного и самооценочного конфликтов;

- дошкольники с ЗПР в общеобразовательном учреждении, проявляют более высокие уровни тревожности по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием

Изучив теоретические основы и проблемы тревожности, выполнив исследования, нами были подведены итоги позволившие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы, сформулировать ряд обобщённых выводов:

1.Поскольку эмоции в жизни дошкольник играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребёнка.

2.Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития характеризуется поверхностью привязанностей, лёгкой пресыщаемостью, эмоциональной возбудимостью и лабильностью, частой сменой настроений, проявлением аффекта, негативизмом, боязнью, агрессивностью. Всё это способствует неблагоприятному развитию личности ребёнка с задержкой психического развития.

3.Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге её возникновения.

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения, обозначается в некоторой литературе как ситуативная тревога.

У дошкольников тревожность ещё не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

На сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с задержкой психического развития, поэтому необходимо обратить внимание на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы уже сейчас реально войти в систему деятельности практических работников.

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития приобрела особую актуальность в связи с увеличением количества детей с нарушением психического развития, испытывающих различные эмоционально-поведенческие нарушения. Накопленные знания в области отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять эти нарушения в дошкольный период. Вместе с тем, недостаточная разработка и распространение знаний по психологической диагностике и коррекции тревожности у дошкольников с ЗПР зачастую приводит к упущению возможности своевременной психологической помощи детям.

 

Библиография

1.Астапов В.М. Дети с нарушениями развития.- М.- 1985.

2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской.- М.- 1982.

3.Банщиков В.М. Эмоции и воображение (некоторые вопросы психологии и психиатрии).- М.- 1975.

4.Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.- 1976.

5.Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.- 1975.

6.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.- М.- 1987.

7.Додонов Б.Л. В мире эмоций.- К.- 1987.

8.Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М.- 1976.

9.Зинкевич Г.Д. – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- С.Пб.- 2001.

10.Изард К.Е. Эмоции человека.- М.- 1980.

11.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка.- М.- 1997.

12.Коломинский Я.Л. Детская психология.- Минск.- 1988.

13.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности.- С.Пб.- 2002.

14.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- С.Пб.- 2001.

15.Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. и др. Дети с задержкой психического развития.- М.- 1984.

16. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М.- 1990.

17.Люблиснкая А.А. Детская психология.- М.- 1971.

18.Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции // Дефектология.- 1994.- №1.- С.6.

19.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии.- М.- 1992.

20.Мухина В.С. Детская психология.- М.- 1985.

21.Немов Р.С. Психология.- В 3т.-М.- 1994.

22.Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М.- 200.

23.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.- 2000.

24.Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.- 1997.

25.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика.- М.- 2000.

26.Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика.- М.- 2001.

27.Психологический словарь.- 1997.

28.Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.- 2000.- №4.- С.36.

29.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.Н.- 1994.

30.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.- 1990.

31.Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.- 1990.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.