Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к главе 2

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Основные понятия экономического прогнозирования

 

Понятийный аппарат прогнозирования постоянно меняется, дополняется новыми терминами вследствие развития методического инструментария. Тем не менее, можно привести классические определения и основные понятия, составляющие основу прикладного экономического прогнозирования.

Слово «прогноз» происходит от греческого слова «prognosis» [предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных].

В экономической науке даются различные определения понятий «прогноз» и «прогнозирование», предлагаются различные варианты классификации методов прогнозирования. С. Вишнев понимает под прогнозом «… объективно научно обоснованное суждение, направленное на уменьшение неопределенности будущего и имеющее целью выбор наиболее рациональных практических решений». По мнению Э. Янча: «Прогноз - вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности». Мотышина М.С. определяет прогноз как «… вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления». Примем за основу следующее определение.

Прогноз - научно обоснованное вероятностное суждение о возможных состояний объектов в будущем, об альтернативных путях и сроках достижения этого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование – это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкретные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятельности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения, появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект. Такое суждение, оценка (числовое значение показателя или качественная характеристика ситуации) также носят информационный характер.

Прогнозирование (греч. prognosis - знание вперёд) - вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта, на основе анализа тенденций его развития.

В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов и явлений различают три формы предвидения: 1) гипотезу (общенаучное предвидение) - научно обоснованное предположение о структуре объекта, характере элементов и связей, образующих этот объект, механизме его функционирования и развития. На уровне гипотезы даётся качественная характеристика объекта, выражающая общие закономерности его поведения; 2) прогноз (в сравнении с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, поскольку основывается не только некачественных, но и на количественных характеристиках и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта также количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, так как связан с будущим, которое всегда стохастично); 3) план.

Прогнозно-исследовательская работа является и результатом, и базой для иных видов управленческой деятельности («конец соприкасается с началом», но в новом витке временной спирали, рисунок 2.1).

 

 

Примечания. 1. Сектор 1-управляемая система; сектора 2 – 4 -управляющая система; в том числе: сектор 2 - система (подсистема) учета, анализа и принятия решений; сектор 3 - система (подсистема) прогнозирования; сектор 4 - система (подсистема) оперативного планирования. 2. На рисунке приведена проекция спирали, размещенной на стенках конуса, острие которого находится в точке О. Процессы в секторе 3 получают информацию из сектора 2 и используются в процессах сектора 4.

Рисунок 2.1 - Спираль процесса функционирования и управления

экономического объекта

Следует различать два аспекта прогнозной работы, направленной на экономические и социальные объекты:

1) исследовательская стадия, предшествующая составлению внутрифирменных или территориальных программ мероприятий (среднесрочных и долгосрочных планов).

2) прогнозы помогают познанию объективных закономерностей развития, выявлению тенденций будущего развития. Но следует всегда помнить, что сегодня в нашем арсенале методов исследования будущего нет таких, которые позволяли бы получать абсолютно точные результаты; почти всегда оценки будущей ситуации являются вероятностными, содержат некую величину ошибки. Чем длиннее интервал прогнозирования, тем значительнее может быть «перепад» ошибок, даже если прогнозист применяет один и тот же метод.

Сроки, на которые могут разрабатываться прогнозы, не произвольны. Они зависят от уровня познания прогнозистом изучаемого объекта. Как только прогнозист перестанет понимать будущее на основе закономерностей, действующих в настоящее время, он должен отказаться от дальнейших исследований на основе «старого» инструментария. Будущее, ничем не связанное с настоящим, не может быть объектом прогнозирования.

Прогнозы и долгосрочные программы имеют близкие цели: определяют будущее. Но определяют по-разному. Назначение программ: упорядочение развития управляемого объекта (процесса); создание условий для неукоснительного выполнения мероприятий, обеспечивающих достижение цели. Прогнозный результат может и не включаться в программу, так как не является обязательным; это «советующий» показатель, помогающий непрерывно уточнять будущую ситуацию. Благодаря этому появляется возможность корректировать мероприятия, включаемые в программные документы.

Рассматривая комплекс прогнозов во временном аспекте, необходимо обратить внимание на то, что при удлинении прогнозного периода показатели становятся все более зависимыми от возможных результатов НТП, от освоения природных ресурсов, демографических сдвигов и т.д. Т.е. агрегированные показатели теряют свою автономность, превращаются в сложные, многофакторные функции. Необходимо отметить и вторую особенность, проявляющуюся при удлинении прогнозного периода: уменьшение зависимости будущего состояния от сложившихся тенденций. «Генетические» методы должны уступить место «нормативно-целевым». Иначе говоря, прогнозируется переход от сложившихся тенденций к желательным.

Существует два подхода к прогнозному процессу:

1. Генетический подход отражает зависимость будущего от настоящего через некоторые интервалы. Любое предвидимое явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и прошлом, свое происхождение - генезис. Как бы будущее состояние ни отличалось от настоящего и прошлого, оно всегда с ними связано, формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.

2. В отличие от генетического, нормативный подход к прогнозированию рассматривает связь явлений в направлении от будущего к настоящему. Он исходит из определения результата, который должен быть достигнут в будущем.

На рисунках 2.2 и 2.3 представлены примеры графических изображений соответственно генетического и нормативного подходов к прогнозированию. Генетика развития (рисунок 2.2) в прошлом представлена линией 1-2. Из точки 2 (настоящее) развитие в будущем может идти по меньшей мере тремя вариантами (линии а, б, в). Поэтому в момент tn будущее состояние может оказаться в одной из трех разных точек.

 

Значения объекта Значения объекта

а

б 3 г

Известное в Прошлое а 4

прошлое нас не б

2 интересует

2 в

 

1

 

t0 tn t t0 tn t

Рис.2.2. Генетический прогноз Рис.2.3. Нормативный прогноз

В нормативном (целевом) прогнозе (рисунок 2.3) нам известно прошлое (хотя в прогнозе оно нас может и не интересовать), настоящее (точка 2) и будущее в момент tn (точка 4). Из точки 2 в точку 4 можно (в нашем примере) попасть разными вариантами событий. Например, вариантами «а, б или в». Расхождения в значениях прогнозного объекта при этом могут быть, как видим из рисунка, ощутимыми. Но если нам каким-либо образом будет известно одно или несколько промежуточных состояний прогнозного объекта (в примере показано лишь одно промежуточное состояние, заданное точкой 3) или задано, то траектория развития будет описана уже линией «г».

Поисковый (генетический) прогноз состоит в определении возможных состояний объекта или процесса в будущем. В поисковом прогнозе осуществляется условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный (нормативно-целевой) прогноз – определение путей и сроков достижения состояний явления, объекта или процесса, принимаемых в качестве цели. В нормативном прогнозе определяются перспективы достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Сопоставление результатов поисковых и нормативных прогнозов должно охватывать весь комплекс организационных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

 

Мировой опыт индикативного планирования

 

Переход Российской Федерации к рынку потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления экономикой страны и регионов.

Недостаточное научное обеспечение процесса реформирования привело к разрушению системы народно-хозяйственного планирования вместо качественного ее изменения и адаптации к рыночным условиям. Ошибочность такого рода действий вскоре стала очевидной: падение производства в отечественной экономике, особенно в период 1990-х гг., не имеет аналогов в мировой истории развития рыночного хозяйства. Крайне негативное воздействие кризиса сказалось, прежде всего, на обрабатывающих секторах промышленности: при сокращении общего объема промышленного производства в 2 раза выпуск в добывающих отраслях снизился в 1, 4 раза, а в обрабатывающей промышленности ─ более чем в 2, 2 раза. В машиностроении, определяющем материальную базу инвестиционного и технико-технологического развития страны, объемы производства уменьшились в 2, 5 раза. Как результат ─ доля машиностроительного производства в общем объеме промышленности снизилась до 15-16%. Негативные последствия такого структурного сдвига очевидны: подрыв возможностей и материальной базы будущего развития страны, утрата ее научно-технического и производственного потенциала.

Из этого вытекает необходимость развития современных методов государственного регулирования экономики, которые должны связываться с восстановлением управляемости хозяйством и налаживанием вертикальных связей предприятий и территорий с органами государственного управления; с прямым государственным воздействием на ускорение экономических процессов в тех сферах хозяйственной деятельности, в которых рыночные отношения пока не налажены; с созданием благоприятных нормативно-правовых условий хозяйственной деятельности в реальном секторе и ужесточением контроля за соблюдением этих условий; с государственной координацией стихийных рыночных сил и мотиваций в целях интеграции усилий государства и субъектов рынка на решение стратегических задач структурной перестройки и возрождения национальной экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объектами ГРЭ являются регионы, отрасли, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального развития экономики и поддержания социальной стабильности.

Одним из методов ГРЭ является долгосрочная экономическая политика, которая реализуется государством по нескольким аспектам, одним из которых является государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям. Рынок не в состоянии выдвинуть долгосрочные стратегические приоритеты развития, поэтому выработку стратегии роста и приоритетов промышленной политики в большинстве развитых стран берет на себя государство.

В настоящее время экономическая деятельность в России ориентируется в основном на годовые планы. Между тем задачи стратегического развития и инновационно-технологической структурной перестройки производства предполагают организацию государственного управления посредством средне- и долгосрочного индикативного целеполагания.

Индикативное планирование, получившее значительное развитие во многих капиталистических странах в послевоенный период, доказало свою высокую эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования рыночной экономики.

Индикативный план (ИП) – это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, намечаемые мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы.

Особенностями ИП являются рекомендательность и вариантность. Структура индикативного плана включает: показатели, характеризующие целевые установки социально-экономического развития; показатели развития производства; показатели состояния потребительского рынка; показатели состояния и динамики факторов производства; показатели развития экономики страны в региональном разрезе. В состав индикативного плана входят: важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны; рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие; необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов.

Можно выделить четыре подхода к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран.

При первом подходе под индикативным планированием понимается макропланирование при самостоятельности предприятий. Подобное понимание близко к трактовкам народно-хозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в СССР в 1990-х гг., а также к следующей современной интерпретации: «Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов».

Согласно второму подходу, индикативное планирование - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Иными словами, основная функция ИП ─ информационно-ориентирующая, по сути, выступающая и как мотивационная.

Сторонники третьего подхода, опираясь на опыт многих стран, особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на ИП, подстраиваясь под планы государства, даже если это для них необязательно.

В соответствии с четвертым подходом, ИП - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Речь идет о том, что помимо информационного значения такое планирование выполняет координационную роль, то есть предполагает согласование деятельности «центра», отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Резюмируя вышеизложенное, индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. Под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков и т.д.

Постановка на официальном уровне задач создания в России системы индикативного планирования не может не привлекать внимание исследователей к практике ряда стран развитой рыночной экономики, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств государственного макрорегулирования. Среди этих стран выделяется Франция, так как французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и в определенной мере используются органами межгосударственного регулирования ЕС.

Так, индикативное планирование является элементом государственного управления и регулирования французской экономики. Планы составляются, как правило, на пятилетие, и в них фиксируются общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом определяющую роль играет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс (процедура) его составления. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т.д.).

Французские индикативные планы четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Хотя плановые задания не носят обязательного характера, индикативный план, по сути, своей является активным средством государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народно-хозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается парламентом Франции.

Следующей системой, которую мы рассмотрим, является американской. Практика ИП в данной стране может быть условно названа адаптивной. План как таковой вообще не формируется, но каждая задача социально-экономического развития страны, которая принимается к исполнению федеральным правительством, закрепляется специальным федеральным бюджетным законом. Срок его действия может составлять 10-20 лет (до конца реализации программы). В США на утвержденную программу Конгресс ─ главный разработчик бюджета ─ обязан приоритетно выделить средства. (В РФ в 2005 г. этот опыт развивался в сфере четких приоритетных программ: «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение» и «Сельское хозяйство»).

Федеральные бюджетные законы Соединенных Штатов первичны в качестве элементов индикативного плана. Сведение их воедино на уровне макроэкономических параметров осуществляется на основе принятого в 1976 г. закона Хэмфри─ Хоукинса, связывающего показатели прироста денежной массы, темпа инфляции и учетной ставки федеральной резервной системы (ФРС). При этом их жесткой фиксации нет: согласно названному законодательному акту Конгресс США ежегодно задает нижнюю и верхнюю границы прироста денежной массы. Если темп «всасывания» кредитной эмиссии выше законодательных ограничений, ФРС обязана повышать учетную ставку.

Таким образом, зарубежный опыт ИП может быть адаптирован к российским условиям. Естественно, желательно обосновать возможность применения балансовых методов прогнозирования и планирования как исходного этапа принятия управленческих решений при регулировании развития регионов в изменившихся (рыночных) условиях хозяйствования.

 

 

Классификация моделей и методов экономического прогнозирования и планирования

 

«Метод» (от греческого слова methodos) - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

«Модель» (от латинского слова modulus-мера, образец) - это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

Примем во внимание обе дефиниции (определения). Это позволит нам утверждать, что «модель» есть составная часть «метода». По этой причине в ходе объяснения сущности того или иного метода могут появляться модельные термины.

Под методами прогнозирования подразумевают совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода.

Объекты можно классифицировать по уровням хозяйствования, производственным ресурсам, сферам и видам экономической деятельности. Технология применения методов прогнозирования во многом определяется спецификой исследуемого или управляемого объекта. В тоже время многие модели и методы прогнозирования достаточно универсальны и адаптируются к специфике экономических объектов и процессов.

Большинство российских прогнозистов совокупность прогнозных методов делят на три группы на основе используемой информации: фактографические; экспертные; комбинированные. Фактографические методы базируются на первичной информации об объекте, обычно документально зафиксированной на каком-либо носителе. Экспертные методы используют информацию, получаемую от специалистов-экспертов; те, в свою очередь, предварительно обобщают фактографическую или иную информацию. Комбинированные методы используют смешанные информационные массивы, т.е. и фактографическую информацию и экспертную. Представим классификацию методов (рисунок 2.5).

В левой подгруппе фактографических методов (на рис. 2.5 это «эконометрических методов») перечислены наиболее употребительные эконометрические подходы к прогнозированию широкого спектра процессов.

Термин «эконометрика» был впервые введен австрийским бухгалтером П. Цьемпой в 1910 г., который считал, что если к данным бухгалтерского баланса применить методы алгебры и геометрии, то будет получено более полное представление о результатах хозяйственной деятельности. Предлагаемая Цьемпой концепция, не нашла применения в экономической науке, но название «эконометрика» оказалось весьма удачным для определения нового направления, которое выделилось в науке в 30-е годы 20-го века. Первым значительным событием в эволюции эконометрических исследований принято считать создание в 1933 г. норвежским экономистом Рагнаром Фришем специального журнала «Эконометрика», в котором были опубликованы первые работы в этой области.

Слово «эконометрика» представляет собой комбинацию двух слов: «экономика» и «метрика» (от греческого «метрон»). Специфика эконометрики – количественное выражение связей и соотношений, которые раскрыты и обоснованы экономической теорией. Эконометрика как наука об измерении и анализе экономических явлений – следствие междисциплинарного подхода к изучению экономики. Взаимодействие экономической теории, статистических и математических методов, развитие вычислительной техники необходимое, но не достаточное условие для исследования количественных соотношений в современной экономической жизни. Специфика эконометрики в количественном обосновании направлений совершенствования управления экономическими процессами и объектами. Результаты эконометрических исследований дают возможность разрабатывать объективные прогнозы и принимать управленческие решения на различных уровнях экономических систем. Примем за основу следующее определение эконометрики. Эконометрика – это наука, изучающая развитие экономических объектов и процессов средствами математического и статистического анализа.

Формализованные методы наиболее часто употребляются для прогнозирования развития социально-экономических систем. В пользу использования количественного подхода к прогнозному процессу, который реализуется на основе эконометрических методов, можно привести следующие аргументы:

 


Рисунок 2.5 - Классификация методов экономического прогнозирования


- эконометрические методы прогнозирования входят в большинство известных статистических пакетов прикладных программ;

- представленные методы основываются на реальной статистической информации и поэтому относительно экспертных методов объективны;

- современные инструменты эконометрических исследований позволяют комбинировать и синтезировать эконометрические и экспертные методы.

Существует три основных класса эконометрических моделей, которые применяются в прогнозировании.

1. Модели временных рядов, предназначенные для прогнозирования экономической динамики.

2. Регрессионные модели с одним уравнением (в них зависимая переменная y представляется в виде функции , где - независимые (объясняющие) переменные. Модели делятся на линейные и нелинейные).

3. Системы эконометрических уравнений (описываются системами одновременных уравнений, которые могут состоять из тождеств и регрессионных уравнений, каждое из которых может, кроме объясняющих переменных, включать в себя также объясняемые переменных из других уравнений системы).

Процесс эконометрического моделирования и прогнозирования можно разделить на семь основных этапов:

- постановочный (на этом этапе формируется цель исследования, определяется набор участвующих в модели экономических переменных);

- априорный (проводится анализ экономической сущности изучаемого объекта, формирование и формализация известной до начала исследования (априорной) информации);

- параметризация (осуществляется непосредственно моделирование, т.е. выбор общего вида модели, в том числе состава переменных и формы их связи);

- информационный (собирается необходимая статистическая информация – наблюдаемые значения экономических переменных);

- идентификация модели (на этом этапе проводится статистический анализ модели и оценка ее параметров);

- верификация модели (проверяется истинность, адекватность модели, т.е. соответствие моделируемому реальному экономическому объекту);

- разработка точечных и интервальных прогнозов на основе эконометрической модели.

От проблемы идентификации модели (которая заключается в выборе и реализации методов статистического оценивания ее неизвестных параметров) следует отличать проблему ее идентифицируемости, т.е. проблему возможности получения однозначно определенных параметров модели, заданной системой одновременных уравнений.

Логические методы прогнозирования включают несколько групп методов, применяющихся в самых различных сферах и отраслях экономической деятельности. Наиболее часто используемый практически тип логического прогнозирования - прогнозирование по аналогии. Он может применяться при всех типах менеджмента: традиционном, системном, ситуационном, социально-этическом. Наиболее часто этот тип прогнозирования применяется при традиционном менеджменте. Прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между: объектами управления, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней среды в случае, имевшем место на практике, и конкретном случае прогнозирования. Этот метод нельзя использовать при прогнозировании явлений, не имеющих аналогов, то есть принципиально новых объектов, процессов, ситуаций.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования как научный инструмент решения сложных неформализуемых проблем позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. В случае применения методов экспертных оценок для предвидения результатов развития экономических объектов преимущественно реализуется качественный подход к прогнозному процессу.

К комбинированным методам по нашему мнению следует отнести группу методов прогнозирования, основанных на совокупности приемов мыслительной деятельности, а также операций по сбору, анализу, обработке, хранению и использованию информации. На рисунке 2.5 эта группа получила название эвристические методы, которые предназначены: для реализации полезных функций системы, для устранения или ослабления отрицательного эффекта ненужных и излишних функций, для эффективного управления экономическими объектами. Согласно энциклопедическому словарю «эвристические методы» - специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Для этих методов характерны синтез фактографической и экспертной информации и возможность использования нестандартных технологий прогнозирования.

Посредством применения методов решаются основные задачи прогнозирования: выявление перспектив ближайшего и ли более отдалённого будущего в исследуемой области на основе реальных процессов действительности; выработка оптимальных тенденций и перспективных планов с учётом составленного прогноза и оценки принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Далее рассмотрим модели и методы планирования.

Существуют следующие основные модели планирования:

1) традиционное бюджетное планирование: предполагает разработку и утверждение операционных и финансовых бюджетов для предприятия в целом и его отдельных подразделений, а также жесткий контроль за их выполнением; акцентирует внимание на планировании доходов, расходов, денежных поступлений и выплат, составляющих активов и пассивов предприятия; планирует потребность в ресурсах на основе данных за отчетные периоды, известных данных о будущем и информации, полученной в результате экстраполяции. Недостатками данной модели являются высокие затраты на ее функционирование, длительные сроки разработки и согласования бюджетов, недостаточная адаптивность к быстро меняющейся внешней среде, оторванность бюджетов от стратегий, ограничение инициатив руководителей установленными бюджетными расходами. Преимущества, получаемые от использования данной модели, перекрывают ее недостатки только в условиях относительно стабильной и предсказуемой внешней среды;

2) модель программно-целевого планирования, разработанная в середине 50-х годов прошлого века; предусматривает построение иерархии целей предприятия и разработку программ, содержащих информацию о действиях, сроках, участниках и ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей;

3) модель стратегического планирования, которая: предусматривает разработку и утверждение общефирменной, деловых и функциональных стратегий; акцентирует внимание на поиске рыночной позиции предприятия, разработке продуктовых программ, совершенствовании организационной структуры, выборе места размещения предприятия и направлений инвестиций; предполагает рассмотрение различных сценариев развития событий, оценку внешней среды, сильных и слабых сторон компании, внутренних и внешних возможностей и угроз;

4) модель «продвинутое бюджетирование». Сторонники этого подхода не подвергают сомнению сам инструмент бюджетирования. В ряде научных публикаций, посвященных модели продвинутого бюджетирования, подчеркивается необходимость разработки бюджетов на основе стратегических целевых показателей;

5) модель планирования «вне бюджетирования» зародилась в 1998 г. как результат разработки новой модели менеджмента для перехода от промышленной эры к информационной. Концепция «вне бюджетирования» предлагает отказаться от бюджетов (как инструментов контроля) и вместо них использовать такие инструменты, как скользящие прогнозы, систему сбалансированных показателей, измерение показателей производительности и услуг с ориентацией на процессы, непрерывное планирование;

6) модель интегрированного планирования, основанная на тесной связи стратегии с тактикой и согласованной целенаправленной деятельности структурных подразделений предприятия на современном этапе развития экономики.

Существуют различные подходы к выделению методов планирования. Рассмотрим один из них. Согласно ему выделяют следующие методы планирования.

Бюджетный метод основывается на составлении бюджетных таблиц, в которых отражено будущее движение экономических ресурсов или результата хозяйственной деятельности, например, распределение ресурсов между подразделениями или направлениями деятельности.

Балансовый метод планирования – это метод выявления и обеспечения пропорций в развитии предприятия, т.е. определенных количественных отношений между факторами производства и развитием всех взаимосвязанных структурных элементов путем построения системы балансов.

Нормативный метод предполагает, что плановые задания определяются с использованием норм и нормативов. Данный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу.

Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей, например, статистические (корреляционная), линейного программирования и т.п.

Также используются графические методы планирования, например, график Гантта и сетевой график. График Гантта, разработанный в начале ХХ в., представляет собой таблицу, в которой отражается загрузка в течение предстоящего периода каждой единицы оборудования, сроки профилактики, перерывы и пр. эта информация помещается в квадранте, образованном пересечением строки времени и столбца, отражающего содержание выполняемого задания. В квадранты вносятся также сведения о фактическом выполнении заданий, поэтому график может служить и надежным инструментом текущего контроля. Сетевые графики разрабатываются с конца 1950-х гг. На сетевом графике удобно представлять в виде цепной диаграммы последовательность и взаимосвязь многоходовых действий по реализации планового задания, например, движение изделий и их отдельных частей по технологической цепочке.

Метод планирования «Паттерн» сводится к построению «дерева целей». Каждая цель и подцель в этой иерархической модели оценивается экспертами с точки зрения важности и степени влияния на конечные результаты. Оценки служат основой распределения ресурсов, сил и средств между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками и определения желательных сроков выполнения тех или иных работ.

Программно-целевой метод планирования – это метод формирования системы плановых задач и показателей для достижения определенных конкретных целей при решении крупных проблем в области научно-технического и социально-экономического развития предприятия, отрасли, народного хозяйства.

Факторный метод планирования – это метод количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей, направленный на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Существуют различные методы факторного анализа: индексный, метод цепных подстановок, интегральный и др.

На практике, как правило, применяется совокупность методов планирования.

Основой технологии применения совокупности методов и моделей в процессе управления является системный подход - общенаучная методологическая концепция.

Необходимость анализа объекта прогнозирования или планирования является отражением более общей проблемы анализа объекта исследования.

Целью анализа объекта прогнозирования является разработка прогностической модели, позволяющей получать прогнозную информацию об объекте. Процесс формирования целенаправленного поведения экономического объекта основывается на вероятностной информации о периоде упреждения, полученной в результате прогнозных исследований. В тоже время основной целью прогнозирования является определение направлений перехода от возможных состояний объекта к желательным. Таким образом, очевидна необходимость интеграции процесса прогнозирования в системный и комплексный анализ проблем развития управляемых объектов. В свою очередь логика прогнозного процесса основывается на системном подходе и результатах системного и комплексного анализа.

Дефиниции «системный» и «комплексный» анализ имеют различные объекты и предметы исследования.

Системный анализ (от греч. целое, составленное из частей) -совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Системный анализ является методологией изучения и решения сложных экономических, социально-технических и экологических проблем, встающих перед современной практикой.

Наиболее строго характеризовал системный анализ отраслевой стандарт министерства промышленности средств связи: «Системный анализ - это процесс, обеспечивающий максимальную типизацию технологии решения задач управления... Одной из его целей является повышение эффективности функционирования объекта на основе применения трех взаимосвязанных процедур: измерения, оценки и принятия решения для всех операций процесса управления».

Последовательность этапов системного анализа представлена несколькими логически взаимосвязанными этапами (рисунке 2.6).

 

Рисунок 2.6 – Основные этапы системного анализа

 

Последовательность можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Вначале ставится цель организации. Если цель известным арсеналом средств достичь нельзя, то констатируется наличие проблемной ситуации. Дается формулировка проблемы.

2. Осуществляется процесс взаимосвязанной совокупности вопросов, подлежащих последующему исследованию - разработка дерева целей.

3. Процесс определения связей между объектами системы, разработка статистических или функциональных моделей объекта управления.

4. Разрабатываются прогнозные оценки развития, результаты сравниваются с целевыми показателями.

5. Проводится диагностирование. Именно этот этап и является предметом «исследования систем управления». Выявляются резервы и формулируются альтернативы достижения главной цели. Наименьшее число альтернатив - 2 (бинарная ситуация). В практике решения сложных проблем стремятся к числу сформулированных альтернатив от 3 до 7.

6. Разрабатываются критерии и выбирается одна (максимум две) наиболее выгодные альтернативы. Для любой рациональной альтернативы разрабатывается программа мероприятий. Обычно мероприятия программы делят на три группы: организационные; технические; информационные. Информационные мероприятия занимают особое место в решении проблем, так как обеспечивают создание информационных технологий для поддержки управленческого решения.

7. Осуществляется процесс совершенствования системы функционирования и развития. Процесс совершенствования системы управления.

К показателям существенных свойств систем можно отнести следующие:

- общесистемные свойства – целостность, устойчивость, наблюдаемость, управляемость, детерминированность, открытость, динамичность и др.;

- структурные свойства – состав, связность, организация, сложность, масштабность, пространственный размах, централизованность, объем и др.;

- функциональные (поведенческие) свойства – результативность, ресурсоемкость, оперативность, активность, мощность, мобильность, производительность, быстродействие, готовность, работоспособность, точность, экономичность и др.

В совокупности результативность, ресурсоемкость и оперативность порождают комплексное свойство – эффективность процесса – степень его адекватности достижения цели.

Системность анализа органически связана с его комплексностью. Системность – понятие более емкое, чем комплексность, и поэтому последнюю можно рассматривать важной составляющей системного анализа. Развитие рыночных отношений и новых методов хозяйствования, основанных на различных формах собственности, вызывает необходимость системного комплексного анализа проблем развития экономики. Акцент на анализе целостных свойств, выявление всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами и видами экономической деятельности с точки зрения ее целостности составляют основную отличительную особенность системного анализа.

Главное место в методологии системного анализа хозяйственной деятельности занимают универсальные принципы иерархического построения аналитических показателей. Система аналитических показателей должна отражать реальные процессы и явления и быть адекватной им. Количество показателей должно быть достаточным, их набор должен быть полным для объективной оценки результатов хозяйственной деятельности и достигнутого уровня использования производственного потенциала, скрытых резервов производства. Система показателей должна включать как результативные, так и факторные параметры хозяйственной деятельности.

Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности предприятий определяет схему и последовательность проведения их комплексного экономического анализа как совокупности локальных анализов. При этом особое значение имеет объективная основа формирования показателей.

Основное в комплексном анализе – системность, увязка отдельных разделов – блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

К основным понятиям комплексного анализа относятся полнота или всесторонность анализа, системность анализа, наличие единой цели анализа, согласованность и одновременность анализа. Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон экономической деятельности. Полный и всесторонний анализ — только одно из условий достижения его комплексности. Другим необходимым условием комплексности является использование в анализе единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему.

Сделаем вывод по сущности системного и комплексного анализа:

- системный анализ строится на принципах комплексности, т.е. решение системной проблемы возможно только с использованием комплекса научных методов и знаний, охватывающего своими познавательными возможностями все многообразие сторон и проявлений исследуемого объекта;

- комплексный анализ – на принципах системности, так как анализ показателей проводится в рамках обоснованной последовательности на базе системного подхода;

- на основе результатов системного анализа определяются направления развития управляемого объекта в периоде упреждения, результат комплексного анализа – оценка фактического (наблюдаемого) экономического состояния.

Системный анализ проблем экономического развития повышает научную обоснованность прогнозов и управленческих решений и позволяет определить логическую последовательность использования методов и моделей в процессе исследования, прогнозирования и решения проблемы.

Комплексный анализ экономического состояния управляемого объекта формирует информационную основу прогнозирования, дает возможность спецификации, идентификации и верификации прогнозных моделей, определяет принципы и логику построения комплексных систем прогнозирования.

 

Задания к главе 2

1. Дайте определение понятий «метода» и «модели». Приведите примеры использования моделей в процессе применения метода.

2. Постройте структурно-логическую схему взаимосвязи прогнозирования с другими областями научного знания, исходя из места и роли прогнозирования в процессе управления.

3. Сравните формы научного предвидения. Назовите возможные примеры по сущности каждой из форм.

4. Дайте определение понятий «прогноз», «прогнозирование», «методы прогнозирования». Что является предметом процесса прогнозирования. Назовите основные группы методов прогнозирования.

5. Проанализируйте сущность количественного и качественного подходов к прогнозному процессу. Приведите примеры использования формализованных и экспертных оценок в других дисциплинах.

6. Раскройте понятия «экстраполяция» и «интерполяция». Назовите методы прогнозирования, в которых используются экстраполяционные приемы.

7. Используя материалы дисциплин, изученных до экономического прогнозирования, приведите определения понятий «временной ряд», «регрессия», «корреляция», «скользящее среднее» и других, необходимых для дальнейшего изучения материалов пособия. Повторите соответствующие темы по учебникам статистики, математики, эконометрики.

8. По материалам официального сайта Государственного комитета статистики изучите и скопируйте временные ряды изменения основных экономических, социальных и демографических показателей развития страны и регионов. Эта информация будет необходима для выполнения заданий следующих глав пособия.

9. Обоснуйте сущность государственного регулирования и индикативного планирования. Обоснуйте мировой опыт индикативного планирования.

10. Охарактеризуйте модели и методы планирования. Приведите и другие подходы к классификации методов планирования.

11. Изучите схему классификации методов экономического прогнозирования (рис. 2.5). Постройте аналогичную схему методов, сгруппировав методы по степени формализации или другому отличительному признаку.

12. Приведите примеры определений понятия «система», используя словари и учебную литературу. Сравните полученные определения и сделайте выводы. Назовите и охарактеризуйте основные этапы системного анализа проблем развития экономических объектов. Определите отличительные признаки системного и комплексного анализа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межотраслевые балансовые модели | Регрессионные модели прогнозирования




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.