Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институциональная социология науки: концепция «этоса науки» Р. Мертона и ее критика.






Сегодня все более широко в научный оборот внедряется понятие " этос науки", обозначающее совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого. Так, современный английский социолог науки Р. Мертон считает, что научные нормы строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности) и организованного скептицизма.

А. Эйнштейн отмечал, что в науке важны не только плоды творчества ученого, интеллектуальные его достижения, но и его моральные качества нравственная сила, человеческое величие, чистота помыслов, требовательность к себе, объективность, неподкупность суждений, преданность делу, сила характера, упорство в выполнении работы при самых невероятных трудностях и т. п." Храм науки - строение многосложное. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: они приносят сюда в жертву продукты своего мозга только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел и изгнал из храма всех людей, принадлежащих к этим двум категориям, то храм бы катастрофически опустел, но в нем все таки остались бы еще люди как прошлого, так и нашего времени".

Чрезвычайно актуальными и активно обсуждаемыми в настоящее время становятся такие вопросы как соотношения истины и добра, истины и красоты, свободы научного поиска и социальной ответственности ученого, науки и власти, возможности и границы регулирования науки, характер последствий (особенно негативных) противоречивого и далеко не однозначного развития науки, ее гуманистическая сущность и ряд других.

Так, В. И. Вернадский подчеркивал, что " ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли". власть не может (явно или скрыто) ограничивать научную мысль, а должна всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию. Тем более недопустимо насильственное государственное вмешательство в научное творчество, " оправдывая" это классовыми, партийными и другими узколичными интересами. научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства".


 

Наука в средние века: христианство и наука.
Ср. века: не создали новых фундамент.научных программ, но и не просто пассивное усвоение античных. Средневековье создало нов.понятия, методы иссл-я. Нов.стиль мышления!

Особенности:

1. госп-во религ. мировоззр-я. Хр-во как единственная «центростремительная» сила эпохи. «Ампутация» эллинизма.

- апологетика (2в.)

Юстин – в хр-ве ничего принципиально нового, т.к. источник один – божественный Логос. Даже называет христианами Сократа и Гераклита.

Тертуллиан - у веровавший горшечник знает больше Аристотеля. «Философы – патриархи еретиков… Все, что выходит за пределы простой веры, есть источник всяческой ереси, вредоносной и сатанинской».«Сын Божий был распят: не стыдимся этого, потому что это постыдно, сын Божий умер – вполне верим этому, п.ч. это нелепо, и погребенный воскрес – это верно, п.ч. невозможно»)

- патристика (3-8вв.) – Аврелий Августин Блаженный и др. 325г. – I Всел. Никейский собор, сформулированы осн. догматы христ. веры, принят символ веры, инакомыслие стало осуждаться. (Библия – сама неиссякаемый источник инакомыслия – 1198г. Иннокентий III включает Библию в индекс: «Запрещаем мирянам иметь у себя книги Ветхого и Нового Завета»). Абсолютная кодификация сознания!

- схоластика (9 – 14вв.) - обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных " предметов". Спор об универсалиях: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи). Иоанн Скот Эриугена, Асельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.

2. Одна из основных проблем средневеков. мысли – вопрос о соотношении веры и знания.

Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно», Аврелий Августин – «верую, чтобы понимать», Фома Аквинский – гармония веры и разума, взаимодополнение, «божеств.света» и «естеств. света». Не приходить к знанию, а исходить из него. Познание должно осуществляться под контролем церкви. Цензура, текстовый характер исследований.

Подлинное знание – всеобщее, обладать им может только Творец.

Т.к. все сотворено Им, то существование любой вещи определено свыше, промыслом Бога. Все вещи видимого мира воспроизводят мир сущностной (невидимый), т.е. явл. его символами. Символическое знание!

3 источника знаний: опыт, разум, откровение. Мистика и схоластика.

3.Специфическое отношение к чувственным данным, опыту.

Характерна критика скептицизма, защита чувств.опыта. Но опыт – ограничен, мы не знаем, какой еще опыт возможен. Природа – как она есть и какой она будет, «когда исполнятся времена», - разные. Чувств.опыт сегодня и чувств. опыт по воскресении – разный. Напр.: Иоанн Златоуст (греч.патристика): «Бог сделал все, устроив все сотворенное выше естественного порядка». Допущение 2-х видов опыта. Отсюда – интерес к исключительному, необычному. Разница с аристотелевским «удивлением»: Аристотель удивлялся, чтобы найти естеств. причину, а Августин, напр., - чтобы доказать непостижимость для человека происходящего, чудесность. Весь мир = чудо. (см. П.П.Гайденко.) Христ. догмат о сотворении мира из ничего – привел к переосмыслению антич. картины мира.

4. Интроверность – самопознание, самосовершенствование, а не познание окруж. мира. Природа – второстепенный объект позн-я. Тварность. Изменился онтологич. статус природы. Она несовершенна, и Бог предначертал человеку повелевать ею. Поэтому и статус знания меняется – оно д.б. полезным или символическим.

5. Пересмотрено соотнош-е античных науч-иссл. программ, изменена их структура, дана нов.интерпретация бесконечности, пространства, времени.

6. Изменилось представление о человеке.

Античность: чел-к = элемент космоса. Ср.века: по замыслу Бога, чел-к выше космоса, он не часть его, а его господин, но в силу грехопадения его господств. положение пошатнулось, он зависит от Божьей милости. Душа – «не от мира сего», надкосмична, уходит в трансцендентное, поэтому познание природы – «суета мирская» (Августин), а познание себя – спасительно, первостепенная религ. задача. (см. п. 2)Напр., время – уже связано не с движением небесного свода (как у Аристотеля), а с внутр.миром человека, памятью (как у Августина).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.