Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации. Возникновение кризисов в организации.






Возможно ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации?

Практика показывает, что кризисы не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организа­ции, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется законо­мерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отно­шения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса,

i т. j.i. ч< амиры рискованного развития

это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, професси­онализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Орга­низация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.

Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. И это в практике управления должно быть предметом специального анализа.

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различными.

Фактор — движущая сила, определяющая динамику элементов производства. Совокупность факторов, обуслов­ливающих то или иное текущее экономическое состояние предприятия в определенный период времени, называется конъюнктурой. С целью изучения характера влияния каж­дого фактора в отдельности, а также их совокупности возникла потребность в их классификации по различным признакам.

1. В зависимости от направления действия: позитив­ные и негативные. Очевидно, несостоятельность предпри­ятий обусловлена влиянием последних.

2. В зависимости от источника возникновения: внут­ренние, зарождающиеся в процессе деятельности самого предприятия, и внешние, возникающие за его пределами, характеризующие обстановку, в которой функционирует предприятие. Если первыми можно непосредственно управлять, то ко вторым можно только приспособиться.

3. В зависимости от возможности влияния на дейст­вие факторов: объективные — те, которые не зависят от субъекта управления, и субъективные — те, которые обу­словлены деятельностью самого предприятия.

Внешние факторы по содержанию объединяются в следующие группы:

экономические — тенденции циклического развития макроэкономики; уровень доходов и накоплений насе­ления (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров; кредитная и налоговая поли­тики государства; государственное регулирование и под­держка предприятий; квоты, таможенные пошлины;

рыночные — реклама; инфляция; информационное обеспечение; международная и внутренняя конкуренция, управляемая стоимостью живого труда и уровнем техно­логий; конкурентные преимущества продукции; изменение рыночной ориентации потребителя; конъюнктура внутрен­него и мирового рынков;

научно-технические НТП; уровень развития науки и техники, который определяет все составляющие про­цесса производства товара и его конкурентоспособности;

социальные изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; политическая стабильность, направленность внутренней политики государства, каче­ство и уровень жизни населения; уровень культуры по­требления продукции, т.е. привычки и нормы потребле­ния, предпочтение одних товаров другим; размер и струк­тура потребностей населения; организация досуга насе­ления; нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация; уровень квалификации специалистов;

правовые наличие законов, регулирующих предпри­нимательскую деятельность (например, упрощенная и уско­ренная процедура регистрации предприятий) и обеспечи­вающих защиту от государственного бюрократизма; совер­шенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности; развитие совместной деятельности с при­влечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции;

природно-климатические и экологические наличие материальных ресурсов, климатические условия, состоя­ние окружающей среды и т.п.;

организационные размещение предприятий по терри-юрии страны; организация транспортных связей; специали-1ЛЦИЯ, кооперация и разделение производства.

Если результирующее влияние всех факторов положи­тельно влияет на динамику состояния предприятия, то оно прогрессирует в своем развитии, а если отрицательно, то наблюдается рецессия. Иначе говоря, факторы создают определенный импульс, в результате которого состояние предприятия резонирует.

От факторов, обусловливающих цикличность в разви­тии предприятия, следует отличать причины цикличности. Последние представляют собой события или явления, сти­мулирующие усиление влияний одних факторов и ослабле­ние других. Причины порождаются поступками, дейст­виями, решениями людей, которые, так или иначе, ока­зывают воздействие на все вышеперечисленные внешние факторы. Стимулирование усиления влияния положитель­ных и ослабление отрицательных на макроуровне хозяй­ственного функционирования — основная задача антикри­зисного регулирования.

Важно заметить, что одинаковое влияние внешних фак­торов по-разному отражается на состоянии каждого пред­приятия, поскольку это воздействие накладывается на внут­реннюю конъюнктуру предприятий, а она у каждого из них уникальна. Все внутренние факторы по сфере своего влияния подразделяются на несколько групп, как было показано на рис. 1.5. Рассмотрим более подробно три из них.

Факторы, влияющие на производство, различаются по содержанию. Между известными элементами производст­ва существует взаимосвязь (рис. 1.6) и должны поддержи­ваться определенные пропорции. Однако это динамичная модель: движение обусловлено непрерывным воздействи­ем многочисленных факторов на каждый элемент.

Среди этой группы факторов вьщеляются три группы.

1. Материально-технические факторы, связанные с уров­нем развития техники и технологии, внедрением в про­изводство научных открытий, совершенствованием ору­дий и предметов труда.

К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудова­ния; механизация и автоматизация производства; элек­трификация производства; химизация производства; стро­ительство, реконструкция, увеличение использования про­изводственных площадей; создание и внедрение принци­пиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов и повышение качества; углуб­ление специализации машин; экономия материальных ре­сурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.

2. Организационные факторы, обусловленные совершен­ствованием организации производства, труда и управле­ния, выбором организационно-правовой и организацион­но-экономической форм деятельности. Все они объеди­нены в три подгруппы:

а) организация производства — материально-техни­ческое снабжение и сбыт продукции, энергоснабжение, ремонтное обслуживание, система контроля качества продукции, организационно-техническая подготовка про­изводства, проведение текущего и капитального ремонта, бесперебойная работа оборудования, повышение смен­ности работы оборудования, соблюдение производствен­ной дисциплины и т.п.;

б) организация труда — рациональное разделение и кооперация труда, организация и обслуживание рабочих мест, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и доведение их до комфортных, устранение производст­венных вредностей и опасностей, внедрение передовых приемов и методов труда, организация рациональных режимов труда и отдыха, укрепление трудовой дисцип­лины, развитие коллективных форм труда, совершенст­вование системы стимулирования труда, нормирование труда, развитие многостаночного и многоагрегатного об­служивания, рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

в) организация управления — формирование органи­зационной структуры, создание экономичной и действен­ной управленческой структуры, координация работы пред­приятия внутри страны и за рубежом, привлечение высо­коквалифицированных специалистов, эффективная орга­низационно-экономическая форма, совершенствование стилей и методов управления, финансовый, кадровый и инвестиционный менеджмент, управление ценовой поли­тикой и издержками, амортизационная политика и т.п.

3. Социально-экономические факторы, связанные с из­менением состава работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями тру­да и быта, эффективностью стимулирования труда.

К ним относятся: материальная и моральная заинтере­сованность, уровень квалификации работников и культуры труда, отношение к труду, изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.

Факторы, влияющие на обращение — качество и уровень маркетинга.

Философия предприятия видение, миссия, стратеги­ческое развитие предприятия, его корпоративная культу­ра, принципы деятельности.

На все внутренние факторы, так же как и на внеш­ние, можно влиять на микроуровне. Причем это влияние носит характер не регулирования, а управления. Управ­ляя же воздействием факторов, можно оказывать влия­ние на состояние предприятия. Эта функция является прерогативой антикризисного управления.

Но очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса. Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового стояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать сложение производственной организации относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Но что может быть симптомом кризиса? Симптомом кризиса является как состояние показателя, так и тенденции его изменения. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно 'установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга.

Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен

Рис. 5.2. Возникновение и распознавание кризиса

Факторынастораживающие события.

Симптомыпроявление кризисных явлений.

Причиныисточники возникновения кризиса.

Распознавание кризисаобнаружение симптомов, факторов и причин кризиса,

определение его содержания, свойств и характера.

Средстваинтуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования,

диагностика.

опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины не­редко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кри­зиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор кризиса — событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной ин­фляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в оп­ределенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, не­оправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации факторами кризиса могут рассматриваться сниже­ние качества продукции, нарушение технологической дисциплины, г трение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.