Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы государства. Сущность и экономическое назначение государственного бюджета. Структура доходов и расходов бюджета.






Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры.

В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет не налоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.

Финансы государства - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта (ВВП), который в установленном размере аккумулируется органами государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов. Общий доходный источник ВВП – местные налоги и налоги в пользу субъектов РФ.

Финансы государства можно разделить на три основные группы:

· федеральные финансы (федеральный бюджет, внебюджетные фонды государственный кредит, унитарные и казенные финансы)

· финансовые субъекты (бюджетные субъекты РФ внебюджетные фонды, кредитный субъект финансы предприятий и субъектов)

· финансы организаций местного самоуправления (местные бюджеты, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, муниципальные и унитарные финансы).

Государственные доходы - это финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства и государственных предприятий.

Система государственных доходов - это совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение.

Функции государственных доходов:

· экономическая (стимулирующая);

· фискальная (изъятие финансовых средств)

· бумажно-денежная (кредитная эмиссия);

· использование государственной собственности;

· реализация золотовалютных резервов.

Методы формирования государственных доходов: налоги; неналоговые поступления; кредиты; эмиссия; приватизация; золотовалютные резервы.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленных использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Государственные расходы бывают двух видов:

· прямые расходы;

· расходы государственных предприятий.

Система государственных расходов строится на следующих принципах:

· целевое направление средств;

· безвозвратность расходования;

· соблюдение режима экономии.

Формы государственных расходов:

· бюджетное финансирование;

· кредитное обеспечение.

Расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20 – 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.

Пути доступа к зарубежным государственным финансам:

· традиционный путь – выплата налогов за счет золотовалютных резервов;

· консолидация внешнего долга, т. е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную;

· сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;

· обращение страны-должника к международным банкам.


 

4. Финансы частных предприятий как элемент финансовой системы РФ: капитал, фонды и резервы.

Финансы предприятий - являются системой отношений, которые связаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников этих средств. Другими словами, финансовые процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходови расходов.

Государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Формирование фондов предприятия начинается с момента организации хозяйствующего субъекта.

Предприятие в соответствии с законодательством формирует уставный капитал - основной первоначальный источник собственных средств предприятия, который в виде основного и оборотного капитала направляется на приобретение фондов предприятия.

К числу фондов относится добавочный капитал - создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (за счет превышения продажной цены акций над номинальной), безвозмездно полученных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка по результатам работы предприятия за отчетный год.

В процессе производственной деятельности доходы от реализации произведенной продукции в форме выручки от реализации поступают на расчетный или валютный (если предприятие экспортирует продукцию) счет. Выручка же является источником возмещения затрат на производство, продвижение на продукции на рынок, на реализацию товаров (работ, услуг). Амортизация, таким образом, поступает в составе выручки от реализации в амортизационный фонд предназначенный для обеспечения воспроизводства основных фондов.

Результатом деятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется чистая прибыль, которая расходуется в соответствии с уставными документами и по усмотрению хозяйствующего субъекта. Из нее формируются: резервный капитал и другие аналогичные резервы, фонд накопления, фонд потребления.

Резервный капитал - фонд, который образуется в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами. Предназначен для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов при недостаточности или отсутствии прибыли. Наличие фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия.

К числу резервных фондов относятся также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, выкупной фонд, отложенный фонд и др., создаваемые в АО соответственно для погашения облигаций и выкупа акций.

Фонд накопления - средства, предназначенные для развития производства. Их использование связано с увеличением имущества предприятия и финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления - средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение работников, выплаты компенсационного характера и т.д.

Остаток прибыли - нераспределенная прибыль также характеризует финансовую устойчивость и может использоваться для последующего развития предприятия.

5. Содержание и значение финансового контроля на предприятиях: бюджетирование. Функции и задачи финансового контроля на предприятии.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

- обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

- содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

- проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

- проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

- проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

5) обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

6) содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.


 

6. Финансы государственных внебюджетных фондов: источники их формирования и направления расходования.

Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.

Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.

Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.

Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.

Основные направления расходования денежных средств следующие: – уставная деятельность; – определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги; – коммерческая деятельность.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений: а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд; б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей; в). за счет субсидий из бюджета; г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов; д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

С помощью внебюджетных фондов можно: – влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; – обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; – оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; – предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Внебюджетные фонды имеют определенные льготы: а). освобождения от уплаты налогов; б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было льгот по коммерческой деятельности

Основные виды внебюджетных фондов:

1 местогосударственное социальное страхование. Этот фонд создается страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто занимается коммерческой деятельностью.

Источники образования: 1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты); 2). средства государственного бюджета; 3). доход от реализации путевок; 4) прочие.

Расходование происходит на: I – выплату пособий: а). по временной нетрудоспособности; б). по беременности и родам; в). по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне)$г). и тому подобные. II – финансирование санаторно - курортного обслуживания. III – материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

2 местопенсионный фонд. Центральное управление находится в Москве, а руководящие органы расположенные на местах.

Задачи пенсионного фонда: а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела.б). участие в финансировании региональных программ.

Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников: 1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности.2). Зарплата работника.3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.4). Средства из вышестоящих органов.5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и депозитов).6). Взносы в добровольном порядке.

Виды пенсий:

1.трудовая пенсия (только на государственных предприятиях). Она сейчас тоже есть, для ее получения необходимо отработать 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин (на вредных производствах – 10 лет).

2.Социальная пенсия. Выплачивается за выполнения социальных функций. РФ – нетрудоспособные граждане при достижении определенного возраста независимо от трудового стажа (Закон “О государственных пенсиях в РФ” действует с 20 ноября 1990 года): а). инвалиды I и II групп; б). инвалиды с детства; в). другие.

Направления расходования: 1). На выплату пенсий в соответствии с Законодательством: а). по возрасту; б). по инвалидности; в). по случаю потери кормильца; г). за выслугу лет

3 местогосударственный фонд занятости.

Для получения пособия необходимо: 1). причина, независящая от работника (ликвидация или реорганизация предприятия); 2). необходимо находится на учете в государственном фонде занятости и осуществлять поиск работы; 3). обучение.

Если в течение этого года безработный не находит работу, то оно просто перестает выплачиваться.1 ступень – пособие по безработице как таковое; 2 ступень – помощь по безработице; 3 ступень – вспомоществование.

3 местофонд обязательного медицинского страхования.

На бесплатную медицину Россия перешла с 1993 года с Закона “О медицинском страховании граждан РФ”.

Сейчас есть у россиянина следующие права в этой области: – выбора врача; – выбора поликлиники; – выбора больницы.

Теперь между больным и поликлиникой находится страховая компания.

Этот фонд формируется следующим образом: 1). взносы предприятий (3, 6 %); 2). средства вышестоящих бюджетов; 3). безвозмездные взносы и пожертвования; 4). кредиты банков (используется редко)

Остатки и излишки средств могут быть инвестированы в ценные бумаги государства.

Кроме этих фондов существуют множество фондов, как дорожный фонд (с 1, 5 до 2 %).


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.