Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция






 

Разговор о композиции начинать очень сложно хотя бы потому, что эта тема требует особого внимания. Далее сделаны только первые шаги по изучению композиции. Конечно, основы композиции требуют значительно больше времени, чем можно уделить при изучении данного блока. Но если с теорией композиции вы незнакомы вообще, прочитайте этот раздел достаточно внимательно.

В основе теории композиции лежит понимание того, что очень многое воспринимается нами подсознательно, на уровне инстинктов и рефлексов. На одно и то же расположение объектов практически у всех людей проявляется одинаковая реакция.

Например, какой из вариантов расположения круга и прямоугольника на рисунке вызывает ощущение опасности, дискомфорта. Видимо это вариант б, рисунок.

Другими словами, вариант а вызывает у нас ощущение спокойствия, респектабельности, а вариант б – вызывает дискомфорт и неуверенность.

а б

Рисунок

 

Таким образом, практически любое композиционное решение должно быть обосновано. В дизайне, как это ни удивительно для большинства из нас, достичь нужного эффекта без знания теории практически невозможно.

В основе композиции, если несколько утрировать, лежат два понятия: единство и контраст.

Единство включает в себя множество требований, которые должны приводить к одной цели. Можно даже сказать, что единство - это не способ, а цель в дизайне, требование, чтобы в конечном итоге работа, будь то логотип или веб-страница, смотрелась единый целым.

На практике это означает, что нужно сильно ограничивать себя в средствах. Не бойтесь сделать просто. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы проще вашего дизайна было трудно что-то придумать. Если есть возможность использовать одну гарнитуру шрифта - используйте одну гарнитуру, можно свести весь дизайн к одной фигуре - сводите. Для примера можно снова обратиться к логотипам автомобилей, рисунок.

Рисунок

 

Важный компонент достижения единства в композиции - это достижение равновесия. Равновесие - залог того, что у людей, которые будут смотреть на вашу работу, не возникнет чувства, что " здесь что-то не так".

Равновесие композиции достигается не только за счет относительно равномерного распределения объектов, но и за счет их размеров, цвета, яркости, формы. Например, если с одной стороны веб-страницы вы имеете большой текстовый блок, то с другой стороны его можно компенсировать иллюстрацией или более темным фоном.

Равновесие бывает двух основных типов: формальное и неформальное.

Формальное равновесие подразумевает симметрию вокруг оптического центра композиции, рисунок.

 

 

Рисунок

 

Это - один из самых простых способов достижения гармонии в композиции. Однако, симметрия в современном дизайне считается едва ли не проявлением дурного тона. Хотя предпочтительнее сделать хорошо с симметрией, чем плохо без нее. Об этом говорит хотя бы то, что классическое искусство, особенно архитектура классицизма, в основе своей несет следование принципам формального равновесия: пропорции золотого сечения, строгость форм, абсолютная симметрия, рисунок.

 

 

Рисунок

 

Формальное равновесие может отлично подчеркнуть такие качества, как:

- консерватизм;

- постоянство;

- устойчивость;

- достоинство.

Однако сейчас намного чаще используется второй тип равновесия, а именно неформальное. Оно не имеет таких явных примет, как формальное, поэтому достигается во многом благодаря интуиции и вкусу.

Неформальное равновесие достигается множеством способов, но суть их сводится к одной достаточно простой мысли: можно все, кроме симметрии. То есть если на веб-странице или рекламной листовке вы разместили крупную фигуру и она сильно доминирует над остальными, можно уменьшить ее яркость, изменив цвет остальных фигур. И наоборот, крупный текстовый блок очень легко уравновешивается гораздо меньшей по размерам, но цельной фигурой.

Для единства композиции очень важно, чтобы все элементы (в меру возможностей) были расположены с соблюдением единого ритма. Ритм - это соблюдение определенного чередования объектов и пустых мест либо объектов и других объектов в композиции. Обратимся снова к классике, рисунок.

 

 

Рисунок

 

В графическом дизайне в стремлении достигнуть определенного ритма (ведь он сильно влияет на общий настрой дизайн-проекта) старайтесь все же избегать самого простого решения - явной симметрии.

О контрасте ранее уже говорили. Контраст - это основа современного дизайна. Все более-менее профессиональные решения или основаны на контрасте, или содержат контраст в качестве компонента.

С одной стороны, контраст - это антипод единства. Он не добивается цельности в композиции, наоборот, цель контраста заключается в подчеркивании отличий между объектами. Но не стоит противопоставлять эти два понятия и думать, что они несовместимы. Именно " золотая середина" между контрастом и единством - это то, к чему нужно стремиться.

Резюмируем сказанное ранее, добавив несколько слов о каждой из разновидностей контраста в композиции.

- Размер. Один из лучших приемов достижения контраста - разница в размерах между одинаковыми геометрическими фигурами. Но следует помнить: если эта разница недостаточно большая, то зритель может воспринять ее не как решение дизайнера, а как его ошибку, рисунок.

Рисунок

 

Форму лучше использовать для того, чтобы подчеркивать единство композиции. Дело в том, что криволинейные и прямолинейные фигуры имеют между собой слишком явный, грубый, натуралистичный контраст, на котором очень немногие могут построить профессиональную работу. Если же фигуры схожи между собой (как, например, квадрат и треугольник), то их сочетание вызывает чувство незаконченности работы, раздражает зрителей.

- Цвет. Полного контраста достигнуть с помощью разницы в цвете не получится. Однако, в качестве дополнения, " второго голоса", это просто отличный вариант.

- Шрифт. Шрифты сами по себе представляют собой достаточно явный контраст форм. Поэтому поиск слишком явной разницы между гарнитурами может сыграть роль своего рода тавтологии в дизайне. Будьте осторожнее.

Контраст же всей композиции в целом - это сочетание всех перечисленных видов контраста. Старайтесь выдержать чувство меры в его достижении: не стоит, например, выделять цветом элемент, который и без того хорошо контрастирует благодаря своим размерам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.