Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочетание цветов






Вопрос сочетаемости цветов - это один из самых спорных и неоднозначных вопросов в дизайне. Действительно, тут, как нигде, силен принцип " о вкусах не спорят" или " все есть такое, какое есть – все остальное наши субъективные суждения, ровным счетом ничего не стоящие". Поэтому говорить об универсальных правилах, к сожалению, не приходится. Однако кое-какие закономерности найти можно. Итак, первый и наиболее простой принцип - выбор близких оттенков. Точно так же, как одежда подбирается " в тон", могут быть подобраны и цвета для веб-сайта. Правда, такой подход достаточно примитивен и вряд ли годится для профессиональной работы. Несколько интереснее возможность воспользоваться цветовым кругом для поиска совместимых оттенков.

Посмотрите на цветовой круг радуги, рисунок 30.

 

Рисунок 30

 

Смежные цвета неплохо совмещаются, однако выбор такого варианта обычно считается скучным и банальным.

Цвета, которые находятся друг напротив друга, считаются мало совместимыми. Единственное исключение - синий неплохо смотрится в паре с желтым.

Лучший выбор - цвета через один, те, которые на рисунке связаны прямыми линиями. Они отлично сочетаются в большинстве своих оттенков, главное, чтобы не было большого контраста в яркости. Важно также то, что черный и белый почти идеально сочетаются со всеми другими цветами, а в особенности друг с другом. Поэтому, если есть выбор, всегда проще сделать работу именно в этих цветах.

Приведенный выше цветовой круг практически не используется практикующими дизайнерами. Они предпочитают использовать другой цветовой круг (его иногда называют дизайнерским, мы будем в дальнейшем вести речь только о нем, поэтому и называться он будет просто Цветовой круг), показывающий первичные, вторичные и третичные цвета.

На цветовом круге есть три основных цвета (первичные) - это красный, желтый и синий, размещенные в виде равнобедренного треугольника. Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов, рисунок 31.

 

Рисунок 31

 

Есть также дополнительные (вторичные) цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Их можно получить путем смешивания двух основных цветов (желтый и синий дают зеленый цвет, синий и красный – фиолетовый, красный и желто – оранжевый - охра), рисунок 32.

 

 

Рисунок 32

 

Существуют шесть вспомогательных или третичных цветов, получаемые путем смешивания основного цвета с дополнительным цветом. Красный цвет и охра определяют оранжевый цвет, охра и желтый – песчаный цвет, желтый и зеленый - салатный цвет, зеленый и синий – бирюзовый цвет, синий и фиолетовый – лиловый цвет, фиолетовый и красный – пурпурный цвет), рисунок 33.

 

 

Рисунок 33

 

Все исходные цвета являются насыщенными цветами. Т.е. в них отсутствуют добавки оттенков серого цвета, начиная черным и заканчивая белым цветом. Добавление белого цвета нарастающими дозами вызывает появление оттенков, называемых тоном. Добавление черного цвета создает оттенки. Если проделать это по мере доведения каждого до белого и черного - получим полный цветовой круг. Обычно дизайнеры пользуются именно такими оттенками, а не насыщенными цветами - их добавляют лишь в качестве акцента и в небольших количествах.

В традиционном дизайнерском цветовом круге (Цветовом спектре) присутствует 48 оттенков базовых цветов плюс 5 оттенков серого цвета, и 48 тонов плюс 5 тонов серого цвета, рисунок 34.

Самым сложно насыщаемым цветом является желтый, а самыми насыщенными - синий и фиолетовый. Это следует помнить, колеровке интерьеров. Желтого колера потребуется очень много, прежде чем получится нужный оттенок. Напротив, с синим и фиолетовым очень легко переусердствовать.

 

Рисунок 34

 

Впрочем, различных вариаций дизайнерских цветовых спектров великое множество – на рисунке приведен лишь один вариант.

Существует несколько базовых цветовых комбинаций (схемы) цветов.

1. Монохромная комбинация – используется только белый и один базовый цвет (из двенадцати плюс черный) цвет, рисунок 35а.

2. Аналоговая комбинация – использует любую последовательную гамму, включая тона и оттенки, рисунки 35б.

3. Контрастная (смежная) схема использует две или более цвета или цветовые гаммы, расположенные по соседству в цветовом круге, рисунок 35в. На этом приеме основаны этнические и молодежные интерьеры.

4. Дополнительная (Комплементарная) комбинация – используются два противоположных цвета, рисунок 35г. Главное правило сочетания дополнительных цветов - использовать их либо в сильной степени осветленности, либо один сильно осветленный (или приглушенный), а второй - более насыщенный. Причем чем насыщеннее цвет, тем на более малой площади разумно его использовать.

 

а б

в г

д е

Рисунок 35

 

 

Рисунок 36

 

5. Комбинация схожих цветов, использует одну гамму с последовательными оттенками, рисунок 35д.

6. Нейтральная схема – используются цвет, нейтрализованный добавлением его гаммы или разбавленный черным цветом, рисунок 35е.

7. Раздельно-дополнительная комбинация составляется из одной гаммы и по обе стороны ее дополнения, рисунок 35ж. Разновидностями являются разделенные и двойные разделенные схемы. В первой используются три противоположных гаммы, во второй схеме используется четыре противоположных гаммы.

8. Применяются также триадные цветовые схемы, использующие только первичные, только вторичные или только третичные цвета. Схемы имеют соответствующие названия – первичная, вторичная и третичная (используются два варианта схем – красно-оранжевая, желто-зеленая и красно-фиолетовая или сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая – все они являются равноудаленными в цветовом круге).

Кроме цветовых схем (комбинаций) еще различают цветовые контрасты.

Основных цветовых контрастов семь типов:
1. Открытый цветовой контраст: пестрое сочетание чистых цветов, таких, как красный, синий, желтый.

2. Мягкий цветовой контраст света и тени: основан на нюансных различиях в яркости и насыщенности цвета.

3. Контраст цветовой температуры: нахождение на разных полюсах самого холодного (сине-зеленый) и самого теплого (алый) цветов. Такой контраст помогает подчеркнуть расстояние между цветами.

4. Комплементарный цветовой контраст: еще его называют взаимодополняющим, поскольку это контраст дополнительных цветов, лежащих на диаметрально противоположных сторонах цветового круга. Оптический эффект таких пар бывает разным – контраст светлого и темного, теплого и холодного, а при сочетании красный-зеленый будет контраст пассивного и активного чувственного восприятия.

5. Одновременный цветовой контраст: оба сочетаемых цвета при таком контрасте как бы теряют свои первоначальные характеристики, это оптический обман перехода цвета в свою противоположность, поскольку происходит взаимовлияние рядом расположенных цветов.

6. Качественный цветовой контраст: состоит в демонстрации противоположностей бледных и насыщенных цветов.

7. Количественный цветовой контраст: сочетание цветовых пятен разного размера.
Цвет наиболее полно проявляет свои характеристики в окружении других цветов и в соотношении с ними. Это относится в равной степени и к теплым, и к холодным цветам. Холодные цвета на белом фоне оптически более выпуклы, чем на темном. И всем известный принцип, что светлые цвета лучше заметны на темном фоне, а темные, соответственно, на светлом. А вот на сером фоне при условии одинакового освещения теплые цвета зрительно выступают вперед, а холодные стремятся уйти в глубину фона.

Также на восприятие глубины помещения влияет явление цветового контраста, основные типы которых мы рассмотрели выше. Цвет сильно влияет на восприятие пространства, зрительно расширяя или, наоборот, уменьшая его. Но цвет может вызывать и психологические ощущения, например, тепла или холода.

Может цвет влиять и на зрительное восприятие массы предмета. Предметы плотных, темных тонов, таких, как коричневый, черный, красно-фиолетовый, будут выглядеть более тяжелыми, чем предметы желтого, белого или голубого цвета – они будут казаться легче, чем в действительности.
Цвет также используется для привлечения внимания, мы знаем об этом, видя окрашенные в активный красный или желтый цвета трубы газопровода, выступающие части движущегося автотранспорта, другое оборудование, представляющее опасность.

Цветовое сочетание может не только успокаивать, но и раздражать – комплементарные цветовые пары, такие, как красный с зеленым, желтый с фиолетовым сильно бросаются в глаза, поэтому часто применяются в рекламной сфере с целью привлечения потенциальных клиентов.

Но все же главным ориентиром при подборе цветовой гаммы должен оставаться вкус (это кому повезло от рождения) и опыт (наработанный со временем). Ведь существует множество решений, которые не вписываются в рамки никаких цветовых теорий, но между тем являют собой пример качественной и талантливой дизайнерской работы. Банальные сочетания по цветовому кругу - это просто азбука цветового оформления интерьера. А высший пилотаж дизайнерского искусства начинается с момента творческого отношения к смеси из оттенков и рисунков, вариаций на разных плоскостях, искусства создавать из интерьера настоящий театр, где каждый цвет - актер и играет свою необходимую роль.

В последний период сложился ряд неких правил, которые естественно не являются догмой, но могут оказать определенную помощь, особенно начинающих работу с цветом дизайнеров. Ниже приведены эти правила, изложенные известным американским дизайнером Анной Стармер.

1. Все красные (и все розовые) тона и оттенки хорошо сочетаются. Их сочетание хорошо в богатых гостиных или в спальнях пастельных оттенков.

2. Мягкие оранжевые тона удивительны. С темными оттенками следует быть очень осторожным в применении.

3. Коричневые тона отлично смотрятся с оранжевыми. Неплохим дополнением к оранжевому могут стать бирюзовые и холодные серые оттенки.

4. Желтые тона хорошо смотрятся с зелеными и оранжевыми. Желтый, с дополнительным синим цветом, создает классический ненавязчивый интерьер.

5. Зеленый применяется как нейтральный цвет, чтобы создать цветовой баланс, т.к. многие оттенки зеленого сочетаются почти со всеми цветами.

6. Все синие и зеленые цвета и оттенки сочетаются между собой. Соединение синих и зеленых оттенков смотрятся фантастически при любой интенсивности.

7. Оттенки фиолетового цвета смотрятся вместе неплохо, но создают слишком гнетущее впечатление. Фиолетовый цвет приятен вместе с зеленым цветом, сине-фиолетовый – с голубым, фиолетово-красный – с розовыми оттенками.

8. Смешанные серые и нейтральные тона подходят в качестве классического фона для ненавязчивых оттенков любого цвета. С нейтральными и серыми тонами сочетаются почти все цвета, создавая необычные и волнующие интерьеры.

Невозможно показать все возможные варианты цветовых решений, т.к. их просто бесконечное количество. Ниже приведены некоторые практические рекомендации от известных дизайнеров (в т.ч. мировых знаменитостей).

Прием № 1 - добавить белый цвет. Проблема монохромных (одноцветных) интерьеров - их монотонность. Если добавить белые цветовые акценты, интерьер будет выглядеть намного живее. Кроме просто белых деталей, очень эффектно смотрятся те, где на белом фоне повторяется самый яркий цвет из вашей монохромной палитры, рисунок 37.

 

 

Рисунок 37

 

Прием № 2 – инверсия цветов. Инверсия - это принцип “наоборот”. Есть одна деталь с темным фоном и светлым рисунком, - повторить эти же цвета, но в противоположном сочетании - светлый фон и темный рисунок. В фотографии это называется “негатив”, рисунок 38.

 

 

Рисунок 38

 

Прием № 3 - два цвета плюс разные рисунки. Предположим, что вы выбрали два цвета. Можно использовать их в разных деталях, но с помощью разнообразных рисунков: полоски, цветы, клетка и т.д. Плюс все это в разных масштабах (например, крупные и мелкие цветы или крупные цветы и мелкая полоска). Чтобы подобный интерьер не напрягал в дальнейшем своей ритмичностью, старайтесь, чтобы это сочетание дополнялось большим количеством светлых плоскостей. В идеале - оттенки белого, бежевого или серого, рисунок 39.

Прием № 4 - три цвета плюс разные рисунки. В отличие от предыдущего приема, здесь нет сильного “ритма”, а есть необходимое разнообразие. Поэтому, хотя светлые тона и желательны, но их может быть гораздо меньше, чем в в предыдущем случае, рисунок 40.

Прием в целом аналогичен предыдущему, но интереснее выглядит картина, где каждому рисунку отведен строго один участок (например, шторы или мягкая мебель), а на другом присутствуют те же цвета, но рисунок отличается.

Еще больше разнообразия дает присутствие однотонных небольших предметов, повторяющих один из самых сочных оттенков.

 

 

Рисунок 39

 

 

Рисунок 40

 

Прием № 5 - один ведущий цвет плюс разные рисунки. Здесь тоже много общего с приемами 3 и 4, но выбирается один ведущий цвет. Он заметен, сильно выделяется из общей массы своей яркостью. Прочие оттенки желательно выбирать гораздо более светлые или приглушенные, рисунок 41.

 

 

Рисунок 41

 

Прием № 6 - яркий контрастный акцент в ахроматическом интерьере. Один модных приемов - ахроматический (черно-белый) интерьер плюс эффектный контрастный акцент. Не старайтесь продублировать цвет в каждом углу комнаты, а поищите один крупный предмет и пару-тройку мелких, которые в точности повторяют оттенок крупного. Этот цвет должен быть очень любим вами, в противном случае картина быстро потеряет свой “адреналиновый эффект” или вообще начнет раздражать. В просто монохромных интерьерах это также работает, но гораздо более расплывчато, т.к. отсутствуют сильные фоновые контрасты, рисунок 42.

 

 

Рисунок 42

 

Прием № 7 - повторить цвет матовой поверхности в текстуре металлик. Акценты - металлик очень эффектно украшают даже самый простой интерьер.

Металлик любого оттенка идеально сочетается с классикой, гламуром и хай-теком; с черным, красным, белым и бирюзовым; золотистый и красноватый металлик - с любыми теплыми оттенками (кремовым, желтым, коричневым); серебристый и белый металлик - с любыми холодными оттенками (голубым, сиреневым, синим и нейтральным серым), рисунок 43.

Матовый металлик смотрится более изысканно и сдержанно. Глянцевые поверхности требуют более спокойного окружения. чтобы не превратиться в китч (если это не является творческим замыслом дизайнера).

Хорошо смотрятся композиции из разных предметов, окрашенных в один тон, но из разных материалов (например, подушка из серебристого шелка плюс рама зеркала, выкрашенная в таком же тоне плюс ваза с серебристыми полосками). Если есть желание сочетать предметы разных металлических оттенков, - окружение должно быть максимально нейтральное и по возможности монохромное (в одном тоне), без ярких акцентов.

Металлик в текстиле или краске может быть не только традиционных оттенков (золото, серебро), но и вообще любого цвета - красного или сливового, сиреневого или зеленого. В этом случае особо эффектными получаются сочетания с другими предметами в таких же тонах, но из неблестящих материалов.

 

 

Рисунок 43

Прием № 8 - повторить оттенок ковра или дивана в настенном декоре.

Вопрос остался один - какой именно цвет выбрать для декора или для его фона, что тоже выглядит очень эффектно. Один из вариантов - точно повторить оттенок, уже присутствующий в комнате. Например, цвет дивана. Или яркий тон ковра, рисунок 44.

 

 

Рисунок 44

 

Прием № 9 - повторить цвет мебели в одном из оттенков обоев. Самый эффектный способ обратить внимание на яркую мебель - это расположить ее на фоне стены контрастного цвета. Но это было бы слишком просто, да и контрасты нравятся не всем, рисунок 45.

Другой более эффектный вариант - обои, один из оттенков которых точно повторяет цвет мебели, рисунок 46. Лучше всего это работает, если мебель (ее обивка) - однотонная, рисунок. Дополнительная вариация на тему: однотонное покрывало на кровати, в изголовье которой - пестрые обои, опять-таки - один из оттенков обоев повторяет цвет покрывала.

Но всегда помните, что истинные знания помогают длительное время, а правила созданы, чтобы их нарушать.

 

Рисунок 45

 

 

Рисунок 46

Прием № 10 - повторить цвет на разной высоте. Несложный прием, в основе которого лежит мягкое распределение цвета (или сочетания двух оттенков) по разным поверхностям. Одновременно есть и разнообразие впечатлений и общая логика с повторением оттенка или сочетания цветов, рисунок 47.

 

 

Рисунок 47

 

Прием № 11 - взять за основу многоцветную полоску. Если у вас уже имеется (на примете или в наличии) эффектный полосатый предмет, остальной интерьер можно выстроить в оттенках той же цветовой гаммы. Глобальный вариант - следует специально подобрать тон для стен (разумеется, достаточно светлый). Вы создаете отличный фон для полосатого предмета и сразу решаете проблему сочетаемости, рисунок 48.

Локальный вариант: если этот полосатый предмет одновременно служит фоном для мелких деталей (например, ковер - для стульев или диван - для подушек), то цвета мелочей определяются тонами полосок, рисунок 49.

Прием № 12 - взять за основу оттенки ковра. Прием аналогичен предыдущему, но в основе не геометрия, а принцип объединения разноцветных предметов на фоне ковра. Он включает оттенки, которые вы потом используете в других вариациях - однотонных или в другом рисунке, рисунки 50 - 52.

 

Рисунок 48

 

 

Рисунок 49

 

 

Рисунок 50

 

 

Рисунок 51

 

Рисунок 52






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.