Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебники 1497 и 1550г. общая характеристика, правовые институты.






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУВО

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра теории и истории права и государства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Истории Отечества государства и права

на тему:

«Законодательные акты Московского государства XV-XVII в.»

 

Выполнил:

Студент 1курса 13 группы

очной формы обучения

Гридасов Дмитрий Витальевич

Фамилия И. О.

 

Научный руководитель:

…………………………….

Ученая степень, ученое звание, должность

…………………………….

Фамилия И. О.

 

 

Дата представления работы Работа защищена

…………... 20…...г. ……...………… 20..…г.

 

Оценка …………………

 

Подпись ……………….

 

 

Симферополь 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ТЕРМИНОВ………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………4-5

РАЗДЕЛ 1.СУДЕБНИК 1497 и 1550г. …………………6-24

1.1Общая характеристика……………………...6-23

2.1Основные правовые институты……………24

РАЗДЕЛ 2.СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649г. …………..25-29

2.1Условия принятия…………………………25

2.2Источники………………………………….26

2.3Общая характеристика……………………27-28

2.4Основные правовые институты……………29

Раздел 3.Церковное законодательство…………………30-32

ВЫВОДЫ………………………………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………34-35

 

 

Список терминов

Алтын - 6 денег, или 3 копейки.

Беглая грамота - документ на право возвращения беглого холопа его владельцу.

Безвечен - увечный.

Ведомой лихой - особо опасный преступник.

Взмолвят - донесут, оговорят.

Выть - доля, часть.

Грани ссечет - уничтожит грани, границы.

Дворский - представитель княжеской администрации на дворцовых землях.

Деньга - грош, полкопейки.

Езд - пошлина неделыцику за вызов сторон из других городов.

Коромолник - лицо, виновное в измене, бунте.

Клепати - оговаривать, клеветать.

Лай - оскорбление словом.

Норовити - попустительствовать.

Околничий - высший после боярина чин в государственном управлении; как правило, великокняжеский судья.

Опришние люди - лишние, посторонние.

Ораная - вспаханная.

Ослоп - жердь, длинная дубина.

Отпустная грамота - грамота об отпуске холопа на волю.

Печалованиа - забота, защита, ходатайство.

Подвойские - приставы, вызывавшие ответчика в суд.

Полетная - грамота об уплате долга в рассрочку.

Площедназ - пошлина недельщика в городах.

Праветчик - судебный исполнитель.

Приставные грамоты - выдававшиеся приставу на право ведения им дел.

Сельский - управляющий дворцовым селом.

Срочная грамота - в которой указывался срок явки в суд.

Староста - выборный представитель администрации в волости.

Статок, - имущество.

Татба - воровство.

Введение

 

Работа посвящена законодательным актам Московского государства XV-XVII вв.

Актуальность моей темы состоит в том, что законодательные акты XV-XVII вв.дошедшие до нашего времени, несут огромную информацию с помощью которой мы можем узнать какой на тот период было положение разных сословий, государственный строй и структура права, и дальнейшее влияние их на историю Московского государства.

Целью является, законодательные акты Московского государства XV-XVII в.

К задачам данной темы относятся: общая характеристика Судебников 1497 и1550 г.и Соборного Уложения, их правовые институты и источники.

Объектами нашего исследования являются Законодательные акты, в которые на то время входили Судебники, Уложения, и Церковное законодательство.

На тот период существовало два Судебника. Первый-это Судебники 1497г..Это ключевой источник права Московского государства XV-XVII вв. Большинство вопросов в Судебнике посвящено судоустройству и судопроизводству, а так же несколько вопросов и уголовному праву. Историки разделяют Судебник Великого князя Ивана III на четыре части. Источниками Судебника были Уставные грамоты наместничьего управления и другие нормативно-правовые акты Московского государства, это Русская Правда, Псковская судная грамота, нормы обычного права.

Следующим нормативно-правовым актам выступает Судебник 1550г.Это Судебник Ивана IV, едины нормативно-правовой акт на Руси объединяющий в себе все существующие нормы уголовного, гражданского, земельного права и судопроизводства. В его основу вошел Судебник 1497г.Он был единственным нормативно-правовым документом, являющимся единым источником права.

Так же не малую роль играло Сборное Уложение 1649, оно было сводом законов Московского государства регулирующие самые разнообразные сферы жизни. Причиной его создание было, срочное систематизирование права. Уложение определяло статус царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государства.

Метод исследования является анализ Судебника 1497г. Судебника 1550г. сравнительным методом для просмотра нововведений в данных судебниках. Проведем анализ статей и монографий, для полного и точно изучения содержания законодательных актов.

Данная тема нашла определенное освещение в исторической и научной литературе, деятели которые занималась рассмотрениям и исследованием Законодательства Московского государства: В.А. Томсинов- его работа под названием “Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории”[1], а так же “Развитие юриспруденции в Московском государстве XIV-XVI вв[2]”. В этих работах автор описывает влияние права на государственный строй и на дальнейшею историю Московского государства. Еще один автор Беляев Иван Дмитриевич, крупнейшие произведение “Лекции по истории русского законодательства[3]”, которое вышло в свет после его смерти. В которой он описывал не дошедший до нас указ 1591г. о прикреплении крестьян к земле, он пишет что ни известно ни одного памятника который бы указывал на издания именно в этом году какого-либо распоряжения о прикреплении крестьян, что можно положить за верное, что указ издан именно 1591г., потому что существовал свободный переход крестьян в 1590г., а в 1591г. он прекращался.

 

 

Судебники 1497 и 1550г. общая характеристика, правовые институты.

 

Судебник 1497 и 1550г. стали основными источниками законодательства в период становления единого централизованного Московского государства. Судебники содержали нормы гражданского, наследственного, уголовного права, а так же нововведения касающихся нововведений в судопроизводстве и судебных органах. В период усиления государственного аппарата, начал развиваться судебная система, ее полномочия, появляются суды сословного состава. Важной инстанцией суда, являлся Великий Князь. Он рассматривал дела особой важности, и мог рассматривать дела в порядке обжалования приговора(боярского суда или местного). Особой инстанцией выступала Боярская Дума. В таких судах были дьяки – они были призваны обеспечивать организационную работу в Боярской Думе разрешению дел. Решения Боярского суда могли быть обжалованы путем подачи жалобы самому Великому Князю.

Судебники 1497 и 1550, особое место уделяли и местным судам, которые в свою очередь делились на два вида: первый – суд наместника, второй – суд волостеля. Названия судов различались по степени своей власти Наместники – они могли решать все дела т применять все виды наказаний. Волостные суды – они были в праве применять смертную казнь без доклада центральной власти и предварительного его согласия. В местных судах назначались специальные вспомогательные должностные лица. Агенты – доводчики, которые осуществляли вызов сторон и иных лиц в суд. Праветчики – исполняли судебные решения. В целях обеспечения розыскного судопроизводства в местных судах принимали участие представители имущих слоев населения: купцы, зажиточные крестьяне. В их полномочия входило по розыску – ведомо лихих людей, по крестному целованию. Их слова не подвергались сомнению и считались доказательством. В случаи если лицо обвиненное добрыми людьми, отрицало свою вину, оно безоговорочным признавалось виновным. Решения местных судов могли быть обжалованы вышестоящими инстанциями.

В период централизации Московского государства, который связывают с правлением Ивана Васильевича 3. Говоря о централизации мы имеем в виду не только объединение земель но и систематизацию права. На тот период действовало много сводов законов, актов, уставов и грамот. Поэтому в конце XV в. когда все области севера – восточной Руси собрались вокруг Московского государства, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением и систематизацией правовой структуры государства. Итогом его работы стал Судебник 1497г. Судебник получил силу в сентябре 1497г., его утвердил Князь и бояре.

Судебник 1497г.- феодальный кодифицированный закон. Он состоял из четырех частей: Нормы уголовного права и деятельность центрального суда, деятельность местных судов, гражданское право, дополнительные акты и нормы. Впервые упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записях о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базале на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления. Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлеханилища Центрального государственного архива древних актов в Москве. В советское время вышло академическое издание «Судебники XV-XVI вв.». Исследуя сохранившийся единственный список Судебника 1497 года, Л.В. Черепнин пришел к выводу, что текст его был переписан с подлинника или другого списка не менее чем тремя сменявшими друг друга писцами. Рукопись Судебника не имеет постатейной нумерации. Ее текст подразделяется с помощью киноварных заголовков на 36 разделов, внутри которого имеются более мелкие подразделения – выполненные также киноварью инициалы. Систематизируя эти подразделения, М.Ф. Владимирский-Буданов при публикации текста Судебника в своей «Хрестоматии», изданной в 1873 году, разделил его на 68 статей. По мнению Л.В. Черепнина, памятник следует разбить на 100 статей. Однако ввиду того, что все научные работы, посвященные Судебнику 1497 года, основаны на нумерации Владимирского-Буданова, в академическом издании сохранено общепринятое деление. М.Ф. Владимирский-Буданов отметил наличие в Судебнике определенной системы по сравнению с предшествовавшими актами. Предложенное выделение из состава Судебника четырех частей – постановления о суде центральном, суде местном, материального права и дополнительных статей – было воспринято всеми последующими исследователями. Рассматривая Судебник 1497 года как объединение местных законов в один общий, М.Ф. Владимирский-Буданов впервые предпринимает попытку более детального изучения вопроса о его источниках. Формально юридическое сравнение, проведенное путем текстологического анализа, приводит его к выводу, что в качестве «не только основного, но и единственного источника» Судебника выступают уставные грамоты, а нормы обычного права употреблены в незначительной степени. Использована Псковская Судная грамота, несколько видоизмененная по сравнению с вечевым законодательством. Судебник, считает М.Ф. Владимирский-Буданов, значительно беднее по сравнению с Псковской Судной грамотой как по содержанию, так и по искусству редакций. Он находит и неизвестные ранее памятникам статьи, например, запрещение отказывать в правосудии (ст. 2), законы о взяточничестве и лжесвидетельстве (ст. 67) и некоторые другие, автором которых он считает Ивана III. В советской историко-юридической литературе наиболее крупные специальные исследования Судебника 1497 года принадлежат С.В. Юшкову и Л.В. Черепнину. С точки зрения С.В. Юшкова, централизация территориальная предопределила централизацию законодательную. Однако господствовавшая в 20-е годы XX века концепция «торгового капитализма» при определении общественно-политического строя России периода XIV – XVI вв. оказала влияние и на труды, посвященные проблемам юридического оформления процесса ликвидации феодальной раздробленности и образования единого Российского государства. Судебник 1497 года трактуется С.В. Юшковым как памятник права, регламентировавший определенные социальные сдвиги на пути замены феодальных общественных отношений отношениями «торгового капитализма». Солидаризируясь в основном с С.В. Юшковым по вопросам об источниках Судебника, а также в оценке ряда его статей и значения для процесса централизации Русского государства, Л.В. Черепнин предложил иное решение проблемы авторства Судебника 1497 года. Он пришел к выводу, что составителем Судебника не был и не мог быть сын боярский Владимир Гусев, и предположил, что активное участие в создании Судебника принимали бояре-князья И.Ю. и В.И. Патрикеевы, С.И. Ряполовский, а также великокняжеские дьяки В. Долматов, Ф. Курицын и др. Изучая вопрос об источниках Судебника 1497 года, С.В. Юшков и Л.В. Черепнин сделали заключение, что при его составлении были использованы не только Русская Правда, Псковская Судная грамота и уставные грамоты наместничьего управления. Например, дошедшие до нас Двинская 1397 года и Белозерская 1488 года уставные грамоты, в которых, помимо вопросов местного управления и суда, содержались и нормы материального, гражданского и уголовного права. Действовало также местное законодательство, определявшее корм наместника, судебные и торговые пошлины, уголовные штрафы, отношение наместника к суду центральному, а также законодательство присоединенных к Москве княжеств и земель. Так, помимо известных нам Псковской и Новгородской Судных грамот, В.Н. Татищев упоминает о не дошедших до нас ростовских и рязанских законах. К источникам Судебника относятся правые и жалованные грамоты, указы и инструкции, касающиеся суда и управления, и издававшиеся как Московским, так и иными княжествами. Таков, в частности, «Указ наместников о суде городским», изданный в 1483 -1484 гг. в связи с массовой конфискацией земель крупных феодалов, противившихся централизации, и передачей этой земли дворянству. Указ предусматривал привлечение к участию в суде представителей верхов местного населения, регламентацию судебных пошлин, установление твердых сроков, которых должны придерживаться кормленщики, призываемые приставом к ответу. В Судебник также вошли «Указ о езду», содержащий таксу пошлин за поездку приставов в различные города Московского государства, и «Указ о недельщиках». Источниками при составлении Судебника 1497 года служили грамоты отдельных княжеств, устанавливавшие сроки отказа крестьян, сроки исковой давности по земельным спорам и др. По мнению С.В. Юшкова, в Московском великом княжестве, вероятно, существовал и до Судебника 1497 года сборник правил о судопроизводстве, применявшийся в центральных судебных учреждениях и, весьма возможно, в тех областях, которые не получили уставных грамот. Этот сборник должен был включать в себя «…по крайней мере, исчисление пошлин и сборов, следуемых с тяжущихся в пользу судей и в пользу второстепенных органов, а также сборов, взимавшихся при выдаче различного рода официальных актов». Исследуя русские феодальные архивы XIV – XV вв., Л.В. Черепнин уточняет это предположение и приходит к выводу, что около 1491 года был составлен «московский сборник», воспринявший некоторые местные, особенно звенигородские, правовые нормы и являвшийся руководством для разбора в суде поземельных дел. Ликвидация земельных конфликтов во вновь присоединенных владениях была очередной задачей московского правительства. Проводя доскональное сопоставление всего предшествовавшего законодательства с текстом Судебника 1497 года, С.В. Юшков пришел, однако, к выводу, что только в 27 статьях Судебника можно найти следы непосредственного влияния каких-либо известных нам юридических памятников или норм обычного права (12 статей из уставных грамот, 11 из Псковской Судной грамоты, 2 статьи из Русской Правды (ст. 55 Судебника о займах и ст. 66 о холопах) и 2 статьи из норм обычного права). Но при заимствовании из старых источников нормы права перерабатывались применительно к изменениям в социально-экономическом строе. Усиливая в связи с обострением классовой борьбы репрессии, Судебник вводит смертную казнь для лихих людей, тогда как статьи Белозерской уставной грамоты, послужившие источником соответствующих статей Судебника, предоставляли разрешение вопроса о наказании таких людей на усмотрение суда. Судебник изменяет по сравнению с прежним законодательством порядок обращения к суду, обязанности судей, вводит новое понятие института послушества и т.д. 40 статей, т.е. около 3/5 всего состава Судебника, не имеют какой- либо связи с дошедшими до нас памятниками. Они или извлечены из несохранившихся законодательных актов Ивана III, или принадлежат самому составителю Судебника и представляют, таким образом, новые нормы, не известные прежней судебной практике. Именно новизной Судебника объясняется, по мнению С.В. Юшкова, то обстоятельство, что далеко не все его статьи осуществлялись на практике. Часть их оставалась программой, пожеланием, для реализации которой требовалось время. Именно поэтому Судебник 1497 года был положен в основу царского Судебника 1550 года, а отдельные его положения и принципы получили дальнейшее развитие в последующем законодательстве. Роль и значение Судебника 1497 года особенно возрастают в свете исследований Л.В. Черепнина, И.И. Смирнова и Б.А. Романова, доказывающих отсутствие промежуточного памятника права, а именно – Судебника Василия III.

А теперь рассмотрим каждую статью подробнее, что бы точнее понять содержание Судебника 1497г. Первая статья гласит- Судите суд бояром и околничим. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружити никому[4]. Данная статья определяет состав боярского суда и пределы его компетенции. Суд осуществляется членами Боярской Думы, занимавшими высшие придворные должности и исполнявшими фактически обязанности судей. В целях ограничения судебных прав бояр и необходимости ведения судопроизводства к боярскому суду допускаются представители иных сословий – дьяки. Статья вторая содержит следующие-А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником управа в всемь, которымь пригоже. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люды приказаны ведати. Статья указывает на наличие у судей различной компетенции. Если к судье попадает дело, ему не подсудное, он должен обратиться за указанием к великому князю или сам передать дело по подсудности. Статья впервые упоминает о зарождении приказной системы. Высказанное Л.В. Черепниным и поддержанное А.К. Леонтьевым мнение о том, что в статьях 1-2 нет еще данных, указывающих на оформление приказной системы, и что судьи для разбора того или иного дела назначались каждый раз по решению великого князя, вызывает возражение. Уже в XIV – XV вв. наряду с дворцово-вотчинной системой отдельные дела поручались, приказывались какому-нибудь боярину или дьяку, которые разрешали их самостоятельно. Поэтому приказы часто носили имя дьяка, которому поручалось выполнение того или иного дела (например, Приказ дьяка Варфоломея.). Должности дьяков переходили к их преемникам, постепенно образуя постоянные учреждения. Статья под номером три, дает нам следующие объяснение - А имати боярину и диаку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому росчету.

Она направлена против посулов и заменяет их строго регламентированными судебными пошлинами, которые взыскивались на виноватом, т.е. со стороны, проигравшей дело. Размер пошлины зависел от суммы иска и лица, его подающего. За основу бралась цена иска в один рубль. При этом боярин10 получал два алтына (12 денег), а дьяк 8 денег. С увеличением или уменьшением суммы иска пропорционально изменялся и размер пошлины. Статьи 4-7, идет разъяснение О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. Судебник конкретизирует порядок взимания пошлины за организацию судебного поединка – поля. Поединку предшествовало крестное целование, даже если бились не сами истцы и ответчики, а наймиты – полевщики, представляющие интересы той или иной стороны. Отказ от поля расценивался как признание вины. Недельщик – должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда.

В Статьях с 10 по 14, идет речь О ТАТЕХ, О ПОЛИЧНОМ. По мнению Л.В. Черепнина, статьи 10 – 14 являются фрагментом самостоятельного устава, направленного на организацию борьбы с татями и охрану собственности. В них устанавливается наказание за кражу, а также порядок изобличения преступников. Наказание зависело от того, простой или квалифицированной была кража. Деление кражи на простую и квалифицированную известно еще со времен Русской Правды. К статьям с 15 по 19 относиться порядок выдачи судебных актов. Все они должны были оплачиваться судебными пошлинами, скрепляться подписью дьяка и печатью великого князя, что свидетельствовало о придании большего значения формальной стороне дела. В ст. 15 говорится о выдаче правой грамоты — судебного решения. Правая грамота состояла из протокола судебного разбирательства и решения суда. Она выдавалась обычно по просьбе стороны, выигравшей дело, и облагалась пошлиной в пользу должностных лиц судебного аппарата, а именно - подьячего, которой грамоту напишет, дьяка, подписывавшего грамоту, и боярина, скреплявшего грамоту печатью. Статья 16 определяет размер пошлин с докладного списка. Докладной список представлял собой протокол заседания (судный список) суда первой инстанции, передававшийся на рассмотрение (доклад) вышестоящей инстанции, которая давала указание, как решить дело. Решение вышестоящей инстанции писалось на оборотной стороне судного списка и служило основанием для выдачи правой грамоты судом первой инстанции. Основанием для доклада являлись сомнения судей, возникающие из трудности дела или неясности права, ограниченная компетенция судьи и разногласия судей при сместном суде. Статья 17 устанавливает одинаковую пошлину при выдаче правой и отпускной грамот, размер которой определяется не из расчета пошлин с рубля, а с головы, т.е. с человека. Законодательно подтверждая право на отпуск холопов, Судебник, однако, строго регламентирует порядок его осуществления. В статье 18 относит решение вопроса об отпуске холопов к компетенции наместника, державшего кормление с боярским судом. Статья 19 предусматривает отмену неправильного решения судьи и предоставляет истцу право повторного рассмотрения дела. Статья 20 является не столько иллюстрацией к ст. 19, сколько дополнением, уточнением, усилением ст. 18, регистрирующей отпуск холопов на волю. В ней вновь подчеркивается, что наместники и волостели, державшие кормление без боярского суда, неправомочны без обращения в вышестоящую инстанцию решать никакие дела, связанные с 23 правовым положением холопов. Статьи с 21 по 24, по мнению Л.В. Черепнина, представлять собой самостоятельный правовой памятник, посвященный великокняжескому суду, определяют размер пошлин за разбор дел этим судом. Под княжеским судом понимался как суд самого великого князя, так и его детей. Сохранились правые грамоты XV века — сына и внука Ивана III. Великокняжеский суд в тот период рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, а также особо важные дела или дела, совершенные лицами, имеющими привилегию на суд князя. К ним обычно относились обладатели тарханных грамот и служилые люди, начиная с чина стольника. Помимо этого князь рассматривал дела, поданные лично на его имя, направленные по докладу из нижестоящего суда для утверждения или отмены принятого судом решения, а также являлся высшей апелляционной24 инстанцией по делам, решенным нижестоящими судами, осуществляя так называемый пересуд. Воспроизводя текст ст.ст. 3, 15—17 о размерах пошлин за выдачу правых грамот, отпускных и докладного списка, статьи подтверждают, что пошлины в великокняжеском суде взыскиваются те же, что и в боярском суде. Статья 25 О бессудной грамоте. За выдачу бессудной грамоты взыскивается пошлина из расчета с рубля: печатнику за приложение печати и дьяку за подпись по алтыну, а подьячему по 2 деньги. В статье определяются пошлины за выдачу бессудной грамоты. Дело в этом случае решалось в пользу явившейся стороны. Поскольку бессудная грамота упоминается только в связи с производством дела в княжеском суде и в статье говорится о пошлинах печатнику, можно согласиться с А.Г. Поляком, что «решение вопроса о возможности удовлетворить иск без предварительного судебного разбирательства входило исключительно в компетенцию великокняжеской власти». Отнесение вопроса о выдаче бессудной грамоты к великокняжеской компетенции позволяло брать под защиту дворян, которые, будучи на государственной службе, могли пропустить срок явки в суд. Статья 26 о срочных грамотах устанавливается пошлина за выдачу срочной грамоты, а также за изменение срока явки в суд. Если срок отписати, т. е. изменить срок явки хотели обе стороны, пошлины, в том числе хожоное недельщику, распределялись между ними поровну; если же срок отписывался по просьбе одной из сторон, то уплата всех пошлин возлагалась на нее. В данном случае хожоное – плата недельщику за извещение истца или ответчика о явке в суд к сроку, указанному в срочной грамоте, или за посылку в суд для оформления (по поручению одной из сторон) отсрочки. Срочные грамоты оформлялись при участии официального лица — пристава, хранились обычно у дьяков и служили основанием для выдачи бессудных грамот. Все дальнейшие стать, регулируют судебные дела, показание свидетелей(27-45, 48-54), купля-продажа(46-47), займа(55), не маловажную роль имеет и статья 57.

О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить из волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной — полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года — половину стоимости двора, три года— три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора, О христианском отказе, отразила крупнейший этап в оформлении крестьянской зависимости. В предшествующий период феодального строя, несмотря на зависимость крестьян от землевладельца, крестьяне пользовались еще правом выхода, т. е. свободного перехода от одного владельца к другому. Усиленное развитие феодального землевладения в XIV — XV вв., происходившее за счет захвата или раздачи издавна населенных крестьянством земель в собственность феодалам, дальнейшее развитие производительных сил вызывали невиданную ранее потребность землевладельцев в рабочих руках. Землевладельцы стали ограничивать выход крестьян, устанавливая невыгодные для них сроки выхода и обязанность уплаты всех долгов. Первоначально это относилось к наиболее зависимым от землевладельца категориям — старожильцам, серебренникам, половникам. Возник вопрос40 о закреплении крестьянского населения за землевладельцами. Переход крестьян в другое княжество затрагивал не только интересы мелкого феодального собственника, но и князя, который в лице ушедших терял плательщиков дани. Поэтому в XIV веке князья вносили в договоры между собой обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян, т. е. людей, составлявших основную массу тяглецов. Так, жалованная грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты о привилегиях людям новгородского Юрьева монастыря, живущим на Волоке, относящаяся к первой половине XIV века, гласит: А архимариту тяглых людей волоцких не приимати; такоже и из очины князя великого из Москвы людии не приимати. А кто детей моих, или братьи моее мое данье порушит, а то судит ему бог и святый Геворгий в страшное свое пришествие, а князю великому дасть сто рубля... Различные грамоты отчетливо показывают, что пополнение вотчин и поместий рабочими руками могло происходить за счет покупки или переманивания крестьян одними феодалами у других. Заинтересованные в росте хозяйств своих феодалов великие князья оказывали льготы феодальным хозяйствам, пополняемым новопорядчиками, при условии, если эти новопорядчики взяты не из владения самого князя-жалователя – великого или удельного. Тутошних людей волостных в ту деревню отцю моему митрополиту не приимать. А кого отец мой митрополит перезовет в ту деревню людей из ыных княженеи, а не из моево великого княжениа, и тем людем пришлым на десять лет ненадобеть им моя дань... – гласит жалованная грамота великого князя Василия Дмитриевича митрополиту Фотию от 1420—1421 гг. Так началось ограничение свободного передвижения крестьян. С середины XV века появляется ряд грамот великого князя, выдававшихся по просьбе отдельных крупнейших феодалов.Просьбы эти сводились, во-первых, к установлению единого для всех феодалов срока отпуска и приема крестьян, а именно: к узаконению установившегося на практике Юрьева дня. О том, что Юрьев день был уже общепринятым сроком перехода крестьян, свидетельствуют жалобы великому князю на землевладельцев, продолжавших отказывать крестьян... не о Юрьеве дни, иных о Рожестве Христове, а иных о Петрове дни. Во- вторых, наряду с установлением общего срока перехода, грамоты закрепляли и другое требуемое феодалами условие — обязательство уходящего крестьянина вернуть имеющуюся за ним задолженность, серебро. Еще более стремились землевладельцы к закреплению за собой основной рабочей силы — старожильцев. Именно эта категория крестьян, как более связанная с землей, данным хозяйственным комплексом, в первую очередь подверглась такому закрепощению. Отдельные феодалы41 добивались от великого князя грамот, запрещающих вовсе отпуск крестьян-старожильцев. Так, уже в жалованной грамоте великого князя Василия II Васильевича от 1455—1462 гг. Троице-Сергиеву монастырю говорится:... которово их хрестьянина ис того села и из деревень кто к собе откажет, а их сторожилца, и яз князь велики, тех крестьян из Присек и из деревень не велел выпущати ни х кому. Жалованная грамота предоставляла монастырю право вернуть на свои земли людей, ушедших... из их сел в мои села, великою князя, или в села в моее великее княгыни и в боярские села. Одновременно грамота закрепляла за монастырем всех живущих в его угличских селах крестьян (... а которые люди живут в их селех нынеча, и яз, князь великый, тех людей не велел пущати прочь...). Аналогичные ограничения крестьянского перехода были подтверждены Иваном III и позднейшими грамотами (1488 – 1490 гг.). Издание княжеских грамот способствовало установлению единых условий и времени крестьянского перехода, без соблюдения которых отказ не в отказ. Для розыска крестьян, ушедших с нарушением правил перехода, и возвращения их на старые места землевладельцы пользовались услугами приставов. Так, в ответ на жалобу игумена Троице-Сергиева монастыря об уходе крестьян из монастырских сел несвоевременно сее зимы о Зборе (примерно в феврале) великий князь выделил монастырю пристава для розыска ушедших крестьян и возвращения их на прежние места жительства (... и где пристав мои их наедет в моих селех или в слободах, или в боярских селех и в слободках, и пристав мои тех их хрестыан монастырьских опять выведет в их села в Шухобалские, да посадит их по старым местом, где хто жил, до Юрьева дни до осеннего). Судебник 1497 года удовлетворил требование господствующего класса, законодательно оформив повсеместное ограничение крестьянского выхода. Возможность такого выхода ограничивалась также тем, что каждый уходящий крестьянин обязан был внести пожилое, т. е. определенную условную сумму. Выплата пожилого являлась обязательной для всех крестьян, независимо от наличия или отсутствия у них задолженности по отношению к землевладельцу. Размер пожилого зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе. Это различие, по мнению А.Л. Шапиро, обусловливалось тем, что в лесной местности легче было поставить двор, постройки, а потому уход крестьянина от землевладельца наносил последнему меньший ущерб. Правомерен и его вывод, что пожилое не компенсировало землевладельцу ущерб от переходов. Но это, как представляется, есть лишнее подтверждение тому, что помещики предпочитали иметь заселенные крестьянами земли, нежели получение пожилого. Вместе с тем именно выплата пожилого, которое было весьма обременительно для крестьянина, ограничивало возможности его перехода. Таким образом, Судебник 1497 года в сравнении с грамотами XIV — XV вв. сделал новый шаг по пути закрепощения крестьянства. Особенно ясно это выражено во второй части статьи, которая направлена на ограничение выхода наиболее подвижной и42 многочисленной массы сельского населения, так называемых новопорядчиков или новоприходцев, т. е. крестьян похожих, переходящих с земли одного землевладельца на землю другого по истечении годичного или иного небольшого срока. Установление размера пожилого в одну четверть двора для крестьян, проживших за землевладельцами лишь один год, почти исключало возможность выхода для крестьян новопорядчиков, а обязанность уплаты размера всего пожилого для крестьян, проживших четыре года, фактически стирала разницу между старожильцем и новопорядчиком. Таким образом, ранее свободные разряды сельского населения прикреплялись к земле.

В статье 58 идет речь об иностранцах, она гласит при исках иностранцев друг к другу порядок решения спора устанавливается по воле ответчика: он может принести присягу в том, что он не виноват, или, присягнув, добровольно уплатить сумму иска, причем истец получает уплачиваемое после принесения им присяги. определяется порядок разрешения споров между чюжоземцами — иностранцами. Укрепление торговых связей в конце XV века и приток в связи с этим иностранных купцов, между которыми возникали тяжбы, потребовали специального постановления Судебника о порядке рассмотрения всех возникающих между иностранцами споров. Основным видом доказательств в этих случаях устанавливалась присяга – крестное целование, что объясняется, вероятно, своеобразием правовых и религиозных воззрений иностранцев и тем, что им трудно было найти свидетелей. В статье 60 определяется порядок наследования в случае отсутствия духовной грамоты — завещания. В стптье 61, отражающей борьбу феодалов с пережитками общинных сервитутов, говорится о необходимости установления изгородей между граничившими землями во избежание потравы скотом посева. В сатье. 62 предусматривается ответственность за повреждение или уничтожение межевых знаков и запашку чужой земли. Статья 65 уточняет порядок взимания пошлин при наличии в одном городе нескольких наместников или волостелей. Статья 67 предписывается публичное объявление о запрещении взяток и лжесвидетельства. В статье 68 определяется порядок проведения судебного поединка — поля.

Проанализировав таки образом статьи Судебника мы можем дать общую характеристику. Начнем с того что Судебник получил силу закона в 1497 г. с сентября будучи утвержден великим князем с его детьми и боярами. Новый общий закон не имел названия, но обычно он именуется судебником, по аналогии с Судебником Ивана IV и по существу своего содержания. Первое упоминание о судебнике имеется в записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Судебник дошел до нас в одном списке. Рукопись была найдена во время археологической экспедиции по монастырям московской губернии и изучения их архивов в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. в виде " Законов Ивана III и Ивана IV" в Санкт-Петербурге. Эта рукопись до сих пор остается единственным известным списком судебника и хранится в фонде госдревнехранилища Центрального Государственного архива древних актов в Москве. Сосредоточение в течение XV в. в руках Московских великих князей всей полноты государственной власти выдвинуло на первый план вопрос о централизации ее важнейшей сферы – судебной. Тем более что в те времена последняя бала тесно связана как с повседневным управлением, так и с нормотворчеством. Поэтому содержание Судебника почти исключительно процессуальное. Основная задача законодателя – определить основные начала отправления правосудия и поставить их под контроль центральной власти. Судебнику известны три типа суда: суд великого князя и его детей (ст.21), суд бояр и окольничих (ст.1 и др.), суд наместников и волостелей (ст.20 и др.). Решение первого носили окончательный характер как суда высшей инстанции. Сложнее дело обстояло с судами боярскими и наместничьими. Согласно статье 1 – на суде бояр и окольничьих непременное участие принимают дьяки – секретари. Впервые узаконено, что суд не только право, но и обязанность боярина. Только в особых случаях он мог отказать " жалобнику" в суде – когда решение мог вынести только великий князь или когда к боярину обращались лица, подведомственные другому администратору. Это только намечается принцип суда по приказам. Пафос ст.1 состоит в запрещении взяток за судопроизводство и печалование и провозглашение нелицеприятного суда. Институт печалования постепенно терял значение и в 1550 г. не упоминается.В Судебнике проводится последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности великокняжеских администраторов от боярина до недельщика: 10 процентов наместнику и тиунам, 6% боярину, 4% дьяку. Впервые введен принцип опроса представителей местного населения в случае, когда против подозреваемого не было бесспорных улик. Впредь свидетели (послухи) должны были быть очевидцами событий, а не давать показания, основываясь на слухах. Показание под присягой 5-6 детей боярских или " добрых христиан" решало судьбу обвиняемого Норма обязательного участия местного населения и целовальников в наместничьем суде теперь распространены на всю Россию. Ограничение произвола наместников предполагало контроль не только сверху, но и снизу, со стороны населения. Согласно ст.18, 20, 42, 43 – существовали судьи из числа кормленщиков без права суда. Ответом на обострение классовой борьбы было введение суровой системы наказаний, отразившееся в ряде статей. В ст. 8, 9, 39 – обозначена определенная категория правонарушителей " ведомый лихой человек". Появление понятия свидетельствует не только об усложнении самого процесса установления преступления, но и о том, что число преступлений в стране возросло, и государство встало на путь решительной борьбы с правонарушителями. Статья 9 предусматривает смертную казнь для государева убийцы, заговорщика, мятежника, церковного и головного татя, " подымщика", " зажигальщика" и вообще всякого лихого человека. Нововведения коснулись и института холопства. Ограничение числа инстанций, которые выдавали грамоты на владение холопами– такое право сохранилось только за наместниками с боярским судом. Впервые введена статья о бежавших из плена холопах: " такой холоп свободен, а старому государю не холоп". Как бы подчеркивая, что из плена может бежать только смелый и сильный духом человек, а такой не может быть рабом. Кроме того, в городском хозяйстве господина отныне работали свободные люди, а дети холопов свободны. Утверждение, что ст. 57 способствовала закрепощению крестьян, сомнительно. Она только устанавливает единый для всей Русской земли срок " отказа". Это только подтверждение достигнутого политического единства страны. Размер " пожилого" по Судебнику зависел от природных условий и сроке требования крестьянина вотчине. По подсчетам Шапиро эта сумма была большой, рубль или полтина. Но за несколько лет ее можно было скопить. Из вопросов, касающихся социальных отношений, Судебник уделяет внимание, прежде всего праву поземельной собственности и зависимому населению. Судебник упоминает земли государственные вотчинные и поместья. Исковая давность вотчинной земле – три года, о государственной – шесть лет. От 1490-1505 гг. сохранилось гораздо больше судебных дел, отражавших борьбу крестьян за землю. А статья 63 дает право крестьянского земельного иска к феодалу.

В конце Судебника помещены случайные нормы материального права " О займах", " О иноземцах", " О изгородях" и т.д.Таким образом, первый общий закон далеко не охватывает всех правовых норм, а потому судебник отнюдь не исключает огромного применения в жизни обычного права. Первый опыт Московского законодательства многими исследователями признан не совсем удачным: Судебник очень краток и беден по содержанию даже по сравнению с Русской Правдой, не говоря уже о Псковской и Новгородской судных грамотах. Однако целью его издания было – утверждение правосудия и подводило прочную базу под всю дальнейшую законодательную деятельность. Это законодательный сборник – первый единый для всей Руси.

Теперь мы с вами рассмотрим Судебник 1550 г.Это нормативно-правовой акт. Он содержит в себе принципы уголовного, гражданского и земельного права. Одной из главных причин его принятия было неактуальность Судебника 1497г., а так же дальнейшее развития государства и землевладения. В нем оставалось наказание по сословным принципом, при этом в нем появились нововведения они касалась уголовного и гражданского права. Это были наказания для судей, если они выносили неправильный приговор или вовсе отказывались, то они привлекались у уголовной ответственности. Устанавливался новый порядок выбора старост и целовальников в наместничьих судах. Появление и новых видов наказаний, была введена торговая казнь, установлены новые денежные штрафы, грамота освобождающая от налога исчезла. Судебный процесс при Иване Грозном имел несколько форм – розыскной и состязательный. Розыскной процесс был расширен, появилось возможность проводить официальные обыски, в том числе повальные – опрашивали всех местных жителей с целью найти свидетеля преступления. Суд был разделен на два типа Вышестоящий и Нижестоящий. К Вышестоящий относились Боярская Дума, Государь, Боярский Суд. К Нижестоящим все остальные кроме Церковного суда, он был отдельной инстанцией. Структура второго Судебника почти полностью повторяет структуру первого. В отличие от него Судебник 1550 г. делит свой материал на статьи или главы (около 100) и не использует заголовков (которые в первом Судебнике часто не соответствовали содержанию). Второй Судебник подвергает материал более строгой систематизации: статьи по гражданскому праву сосредоточены в одном отделе (ст. 76—97), кодификатор специально предусматривает порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами (ст. 98) и т.п. Новых статей, по сравнению с первым Судебником, в Судебнике 1550 г. насчитывается более 30, третья часть всего Судебника. К наиболее важным нововведениям относились: запрет выдачи тарханных грамот и указание на отзыв уже выданных грамот (ст. 43); провозглашение принципа закон не имеет обратной силы, выраженного в предписании впредь все дела судить по новому Судебнику (ст. 97); процедура дополнения Судебника новыми материалами (ст. 98). Новыми положениями, явно связанными с государственной политикой Ивана IV, были также: установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры подробная регламентация деятельности выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе (ст. 62, 68—70). Судебник 1550 г. конкретизирует виды наказаний (для Судебника 1497 г. в этом отношении была характерна неопределенность) вводя между прочим новое — тюремное наказание. Новый Судебник вводит также новые составы преступлений (например, подлог судебных актов, мошенничество и др.) и новые гражданско-правовые институты (подробно разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопство — ст. 85, 76). Вместе с тем, как и предшествовавший ему Судебник, Судебник 1550 г. не полностью отражал тот уровень, которого достигло русское право XVI в. Отметив тенденции к государственной централизации и обратив основное внимание на развитие судебного процесса, Судебник довольно мало внимания уделил развитию гражданского права, в значительной мере базировавшегося на нормах обычного права и юридической практике. А теперь рассмотрим каждую статью по подробнее. Начнем со статьи под номером 43 “если по указу Государя кому-либо выдают льготную, уставную[5] или поместную[6] грамоту, нужно заплатить печатнику и дьяку (также). Впредь тарханные грамоты никому не выдавать, а старые изъять[7]”. В данной статье устанавливается равенство пошлин, взимаемых печатником и дьяком за выдачу, подписание и удостоверение разного рода государственных грамот: лготную - освобождающую от уплаты податей, оброка или иных трудах на определенный срок; уставную - определяющую устройство и порядок деятельности и привилегии органов местного управления; полетную с красною печатью, предоставлявших должнику рассрочку платежа долга без уплаты процентов. Красная печать, висящая на шнурке, в отличие от черной печати удостоверяла, что снабженный ею законодательный акт, хотя бы и в отношении отдельных местностей и привилегий, исходит от верховной власти. В статье 62 значительно развивается и конкретизируется ст. 38 Судебника 1497 года. Упоминаемые еще в ст. 12 Судебника 1497 года целовальники превращаются постепенно в должностных лиц, своего рода присяжных заседателей. В их задачу входит контроль за соблюдением тиунами и волостелями уставных грамот, обычаев и т. д. Первоначально право держать на суде целовальников давалось в качестве привилегии, потому что выбранные присяжные представляли для подсудимых большие гарантии, чем лучшие люди. В статье 68 указывается что “намеснику дан в кормленье город с волостьми, или ему даны в кормление волости, а в которых волостех наперед сего старост и целовалников не было, и ныне в тех во всех волостех быти старостам и целовальником. И случитца кому ис тех волостей перед намесником или перед его тиуном искати или отвечати, и в суде быти у намесников и у волостелей и у их тиунов тех волостей старостам и целовалником, ис которые волости хто ищет или отвечает. А судные дела писати земскому дьяку тое ж волости. А без старост и без целовалников намесником и волостелем, за которыми кормленья з боярским судом, и за которыми кормленья без боярского суда, и их тиуном такоже не судити. И посула в суде намесником и волостелем и их тиуном не имати “[8].Статья подчеркивает, что главное назначение наместничьего управления заключается в объединении мест с центром, а не во внутреннем управлении волостями. Последнее должно осуществляться выборной системой органов самоуправления - сотскими, старостами и целовальниками. На их имя присылались жалованные грамоты и всякие указы и Судебники. В их ведении находилось управление налогами и полицией. Так же в статье развивается институт участия представителей населения в суде наместников. Старосты и целовальники были обязаны участвовать в суде наместника по искам, предъявляемым жителям их волостей. В случае принадлежности сторон к разным волостям на суде должны были присутствовать старосты и целовальники из каждой волости, составляя иногда целую коллегию. В 69 – “А пришлет намесник или волостель или их тиуни список судной к докладу, а будет ищея или ответчик у докладу список оболживит, ино послати на правду по дворсково, и по старосту, и по целовалников, которые у того дела в суде сидели, да велети им того дела и противень списка намеснича или волостелина дьяка руку с намесничею или с волостелиною печатью на исправу с собою привести[9]….”Статья предусматривает порядок утверждения приговора наместничьего суда. Судные списки присылались на доклад в вышестоящую инстанцию либо княжескими чиновниками по несколько за-раз, либо земским судьей вместе с царской казною. Проверка судных списков начинается только в случае, если вызванные к докладу ищея или ответчик список оболжывит, то есть оспорят. Статьей предусматривается три варианта проверки. Если вызванные для дачи свидетельских показаний дворский, староста и целовальники подтвердят, што суд таков был, признают подлинными свои подписи под судным списком, который слово в слово сходится со списком, хранимым у судных мужей, то правильность вынесенного приговора считается доказанной. Если судные мужи признают подложность протокола - суд был, да не таков, то иск взыскивают с судьи, который сверх того подвергается наказанию. Если же показания грамотных судных мужей порознятся с показаниями неграмотных, то закон предписывает верить последним, резонно полагая, что они-то уж не в состоянии подделать копию судного списка. Поскольку доклад требовал присутствия обеих сторон, неявившаяся сторона по истечении срока, указанного в поручной записи, проигрывала дело. Статья, с одной стороны, продолжает свойственную Судебнику тенденцию к усилению контроля над наместниками, а с другой - свидетельствует о возрастании роли письменных доказательств.

Статья 70 - нововведение, также направленное на упорядочение наместничьего суда путем контроля со стороны выборного управления за действиями наместников и волостелей при производстве ими арестов и дачи на поруки местных жителей. Статья признает незаконным арест и наложение оков на людей, нуждавшихся в поручительстве, без ведома выборных от дворянства властей - приказщиков городовых, выполнявших судебные обязанности и присутствовавших на суде наместника в качестве представителей посада, а также дворского, старосты и целовальников, т. е. представителей уездного дворянства Если родственники арестованных предъявят выборным властям жалобу на незаконный арест, арестованный освобождается ими под поручительство родственников. Подчиненные наместников и волостелей, виновные в незаконном аресте, выплачивают арестованному бесчестье, посмотря по человеку, и возмещают в двойном размере нанесенный ущерб. Появление этой нормы позволяет сделать заключение о распространенности (до Судебника 1550 года) таких арестов как приема для всяческого вымогательства и наживы. Статья 76 развивает статью 66 Судебника 1497 г. по вопросу об источниках холопства, оговаривает особый порядок похолопления лиц, занимавших должность тиуна, т. е. регламентирует порядок оформления нового вида холопства. Исключает похолопление по сельскому “ключу”, если оно не санкционировано государственной властью, т. е. не оформлено докладной. Уточняя порядок происхождения холопства от браков между свободными и холопами, статья вводит новый по сравнению с Судебником 1497 года источник холопства - по приданой робе холоп. Женитьба холопа какого-либо феодала на робе, входившей в состав приданого жены этого феодала, включала женившегося холопа в число холопов жены упомянутого феодала. Статья закрепляет положение о запрещении холопам-родителям холопить своих детей, рожденных на свободе, так же как запрещение чернецам и черницам холопить детей, рожденных до пострижения.

В статье 85, не имеющей аналога в Судебнике 1497 года, регулируется порядок родового выкупа вотчины. Признавая такое право, статья в то же время ограничивает его. Во-первых, определяется круг лиц, которые имеют право выкупа. Помимо исключения прямого потомства, боковые родичи, братья... или племянники, оказавшиеся свидетелями, также теряли право родового выкупа. Продавший вотчину не имел права принудительного выкупа, а мог купить ее лишь полюбовно, если станет тот купец, ту вотчину продавати. Во-вторых, право родового выкупа действовало лишь в течение 40 лет. Третье ограничение состояло в изъятии из сферы действия этого права купель, т. е. вновь купленных земель. Право родового выкупа распространялось на них лишь после передачи этих земель по наследству (после живота своего). Четвертое ограничение состояло в запрещении выкупа чужими деньгами. Подводя итог указанных в ст. 85 ограничений, ее можно квалифицировать как мероприятие, направленное против княжат и бояр, как выражение анти-боярской земельной политики правительства Ивана IV. Эта политика получила дальнейшее развитие в законодательстве XVI в. В ст. 97 впервые в русском законодательстве вводится положение о том, что закон обратной силы не имеет. Дела, которые прежде всего Судебника вершены, или не вершены, т. е. закончены или не закончены, сужены и не сужены, прошли судебное разбирательство или только начато производство на основании прежних законов или обычного права, отмене не подлежали, даже если по Судебнику эти дела должны решаться иначе.

Статья 98 а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со вcex бояр приговору вершатца, и те дела в сем Судебнике приписывать. Впервые в истории русского законодательства определяется порядок издания и опубликования новых законов. При отсутствии в законе указания на порядок решения того или иного дела оно вершится вышестоящей инстанцией - Боярской Думой. Такой прецедент становится по существу новой законодательной нормой. Решения Боярской Думы обычно рассылаются по приказам и областным начальникам и заносятся в указные книги приказов, составляя дополнения к Судебнику.

Подведя итог по Судебникам можно сделать вывод, что Судебник 1550 г. занимает особое место среди других московских судебников. Он изначально создавался как элемент более сложной систематизации правовых установлений, предполагающей урегулирование сфер светского и церковного права. Однако наибольшее значение Судебник 1550 г. имел как правовая основа для новой уголовно-правовой политики, обозначив новый этап эволюции отечественного законодательства. В Судебнике 1550 г. нашло отражение новое значение понятия «правонарушение», которое привело к изменению всей системы правонарушений, а также повлекло изменения в системе мер юридической ответственности, в системе судебных органов, в особенностях судопроизводства. Именно эти вопросы стали центральными для царского Судебника 1550 г., отражая их значение как вызовов, стоявших перед правительством Ивана IV. От того, каким образом эти вопросы будут решены, зависело дальнейшее направление правотворчества в других отраслях, дальнейшее развитие права Московского государства. Судебник 1550 г. занимает важнейшее место в истории становления Московского государства, которое в XVI в. выстраивало собственную целостную государственно-политическую и правовую систему. В этом смысле Судебник 1550 г. наиболее полон по содержанию, отражает значительно больший круг вопросов, нежели Судебник 1497 г. Однако Судебнику Ивана IV традиционно уделяется значительно меньшее внимание в учебной и исследовательской литературе, нежели первому московскому судебнику, принятому в 1497 г. Судебники 1497 и 1550 гг. представляют собой итог кодификационной работы в Русском государстве, которое набирало силу как централизованное государство с видом правления – сословно-представительная монархия. Судебник 1497 года был, вероятно, первой попыткой кодификации норм всеобщего государственного права после Русской правды, Судебник 1550 года отразил уже нормы централизованного управления при Иване Грозном. По основной исторической гипотезе будущий Судебник 1497 г. выполнял роль инструкции для организации судебного процесса, но при этом центральное управление и суд не были определены. Это был новый общий закон для страны, он не имел никакого названия, но обычно он именуется судебником по аналогии с царским Судебником.
1.2Основные правовые институты

 

Правовые институты Судебника 1497г. являлись- Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные грамоты, законодательная деятельность накопившееся в государстве в XV в. К ним так же относятся Двинская и Белозерская уставная грамота.

Белозерская грамота- одна из первых памятников права Русского централизованного государства, в которой большее внимание уделяется органам государственного управления. Она стала одним из заключительных этапов кодексов русского права перед изданием Судебника 1487 г. Нормы права предусмотренные в Двинской и Белозерской грамотах имели большое значение в становлении норм кодификационного права Русского государства в период его централизации.

Правовым институтом Судебника 1550г. выступал Судебник 1497г., Псковская Судная грамота, и утраченный Судебник Василия Ш Ивановича Кормчая книга.

 

2. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649г.

2.1Условия принятия

 

Соборное Уложение 1649г.- свод законов Русского государства, принятый Земским собором в 1649г.Этот свод являлся самой существенной мерой князя Алексея Михайловича, которое заменило существующий Судебник Ивана Грозного 1550г. 16 июля 1648г. царь и Боярская Дума, а также Священный Собор, из-за забастовки крестьян в Москве именуемое как Соленной бунт, которое возникло из за недостатков денежных средств в казне, поэтому понадобилось выполнения новых сборов, появление налогов на товары косвенного сбора. Еще одной причиной послужило недовольство произволом чиновников, не выплата зарплат, ограничение прав торговцев. Восстание выдвинуло требования одно из требований которых был созыв Земского Собора и разработке нового свода законов. Бунт постепенно затих, но все же царь пошел на уступки и созвал Земский собор. Было принято решение создать комиссию из 5 бояр, для составления проекта сборника законов. В эту комиссию входили два боярина, один окольничий и два дьяка, во главе с князем Н.И Одоевским.

2.2 Источники

Источниками данного свода служили Судебники, приказы царей, думские приговоры, Литовское и Византийское законодательство, новоуказаные статьи о “разбоях и душегубстве”. Источниками, которые являются Судебник, к ним относились Судебник 1497 и 1550г. Из них в Соборное Уложение 1649г. вошло судопроизводство, к примеру “суд о крестьянах“,

Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические отношения распространялись на черносотенных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать своиобщины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. Феодалы имели право на землю и крестьян, но обязаны служить с поместий и вотчин. За уклонение от службы грозит конфискация половины поместья, битье кнутом, за измену – смертная казнь и полная конфискация имущества. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах. Следующим источником была Кормчая книга, из нее были взяты библейские предписания, отрывки из законов Моисея и Второзакония. Из Литовского статута, в некоторой мере можно сказать что Уложение взяло некоторые статьи, а так же повлиял на структуру Уложения, статут являлся образцом для Уложения. Как уже сказано, Соборное Уложение-это свод законов Русского государства, принятый Земским собором в 1649г. князя Алексея Михайловича.

2.3 Общая характеристика

Соборное Уложение характеризуется более четким и разработанным понятийным аппаратом. Отличалось от прошлых кодексов большим объемом. Уложение иметь более сложную и четкую систему группировки законодательного материала. Уложение состоит из 25 глав, которые в свою очередь поделены на 967 статей, а также содержит введение, которое поясняет причины и истории его составления. Система изложения материала по главам позволяет классифицировать его по сферам правового регулирования. К примеру в главах I-IX, XVIII и XXV содержат в основном нормы государственного, а также уголовного, гражданского и церковного права. А вот в главах X-XV-нормы, регламентирующие организацию судов и процесс и нормы гражданского права. Главы XVI, XVII, XIX, XX-нормы гражданского права, XXI-XXII-отдельные статьи первых глав.XXV-содержала нормы уголовного права, глава XXIII- нормы судебного права, XXIV-процессуальные и государственные нормы. Изложение законодательства дано потому или иному объекту правонарушения, причем статья содержит нормы как процессуального, так и материального характера. Уложение явилось значительным шагом вперед с технико-юридической точки зрения, поскольку в нем представлена более развитая система права.

В Соборном Уложении XVII в. делопроизводственные вопросы тесно переплетены с процессуальными. Наряду с отражением порядка прохождения документов в приказах, в нем содержатся нормы гражданского и уголовного права: о должностных обязанностях служилых людей, о рабочем времени, наказании за волокиту и мздоимство, другими нормами. Статья 23 главы X Уложения определяет конкретные детали управления приказом, например, в случае отсутствия на рабочем месте думных чинов, принятие документов к рассмотрению могли вести их товарищи с обязанностью указывать свои фамилии на документах принятых к производству. Регламентация рабочего времени в приказах нашла отражение в Соборном Уложении, рабочие и нерабочие дни государственных служащих к середине XVII в. определились весьма точно. В Уложении названы нерабочие дни для всех приказов - это все воскресения, православные церковные праздники, (Рождество Христово, первая неделя Великого поста, день Святого Богоявления и, конечно, Пасха), а также дни именин членов царской семьи. Всего, таким образом, предшественники современных чиновников не работали примерно сто дней в году, то есть чуть меньше одной трети года. Исключение составляли срочные дела государственной важности, что было специально уговорено в Уложении. Кроме того по субботам работа прекращалась за три часа до вечера, то есть в зимние месяцы примерно в 13-15 часов, весной – в 17-18 часов, летом – в 18.30-19 часов, осенью – в 14-16 часов. Законодательство строго определяло ход и порядок движения судебных документов. При возбуждении судебного дела истец подавал в приказ приставную память для привлечения ответчика к суду. Такая память должна была быть подписана истцом. Документ считался принятым к рассмотрению, когда приказной дьяк ставил на нём свою подпись. Если истец не указывал «цену вопроса», то согласно 102 статье Уложения «его не винить, а велеть исковую челобитную переписать с ценою». С момента подачи исковой челобитной начинался отсчёт времени в ведении этого дела, что фиксировалось в специальных приказных документах: подьячему предписывалось «ту память записати в книгу того ж числа, в котором числе память будет подписана. А записав в книгу, отдати ту память приставу», в чьи обязанности входило доставить ответчика к суду. Подьячий на входящих документах сторон («истцовы и ответчиковы речи») делал отметку о времени получения, запись в книге регистрации и передавал их дьяку в соответствующую стопку документов - «к вершенью», причём сделать это «вскоре, а в даль никаких судных дел не откладывать». Многие статьи Уложения повторяют должностную обязанность членов суда о своевременности решения дела. Дьяк своей «пометой» (резолюцией) указывал как решить вопрос и передавал его в соответствующий стол. Во время слушания дела подьячий должен был вести протокол судебного заседания. В нём запрещались любые помарки и исправления. По завершению слушания протокол подписывали «тяжущиеся» стороны или, если участники судебного процесса были безграмотными, их доверенные лица. Текст законченного протокола представлял собой столбец со всеми необходимыми пометами, придающими ему официальный характер.Московское государство было заинтересовано пополнением государственной казны, поэтому из других возможных должностей преступлений подьячих в Уложении выделено преступление, связанное с утаиванием государевых пошлин. У подьячего была возможность не записать судное дело в специальную книгу регистрации, а собранные по делу пошлины оставить себе. Законодательство XVII в. предусматривало для государственных чиновников не только санкции за нарушение ими трудовой дисциплины или за должностные преступления. Приказные служащие обладали некоторыми правами на защиту своей чести и достоинства. О значимости подобных прав свидетельствует то, что эти установления вошли в основной свод законов XVII в. – Уложение 1649 г. В него были включены статьи, предусматривающие ответственность за бесчестье любого человека, находящегося на государственной службе. Статья 4 Соборного Уложения запрещала принимать челобитные с жалобой на действия судьи, в отдельных случаях назначался пересмотр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.