Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.






а) Иррационализм отвергал логические связи в природе,
восприятие окружающего мира как целостной и
закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и
саму идею развития.

б) Основная идея иррационализма заключается в том, что
окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет
целостности, внутренних закономерностей, законов
развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим
движущим силам, например аффектам, воле.

в) Видным представителем иррационализма являлся Артур
Шопенгауэр
(1788 - 1860). В своем творчестве он выступал
против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться
к кантианству и платонизму, а универсальным принципом
своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно
которому главной движущей силой, определяющей все в
окружающем мире является воля.

г) В своей книге «Мир как воля и представление» философ
выводит логический закон достаточного основания.

- Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. - В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона: закон бытия - для пространства и времени; закон причинности - для материального мира; закон логического основания - для познания; закон мотивации для действии человека.

Вывод: Окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции.

д) Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе
мироздания.

е) Функциональное назначение Воли. Она: лежит в основе
сознания; является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффинируются) лишь
образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность
является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).

ж) Шопенгауэр использует данную теорию с позиций
волюнтаризма:
окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром
представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли; " окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. «Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы - человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья.

з) В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознание Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

и) Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, «философии жизни») и позитивизма.

4. " Философия жизни" Фридриха Ницше.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму «философии жизни».

а) Стержневым понятием данной философии является
понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его
данности познающему субъекту, единственная
реальность, существующая для конкретного человека.

б) Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.

в) Ницше выделяет несколько видов воли человека:

- «воля к жизни»;

- воля внутри самого человека («внутренний стержень»);

- неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения,
аффекты;

- «воля к власти».

г) Последней разновидности воли - «воле к власти» -
философ
уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к
власти» в большей или меньшей степени присуща каждому
человеку. По своей природе «воля к власти» близка к
инстинкту самосохранения, является внешним выражением
спрятанного внутри человека стремления к безопасности и
движущей силой многих поступков человека. Также
согласно Ницше каждый человек (как и государство)
осознанно или неосознанно стремится к расширению своего
•«Я» во внешнем мире, экспансии «Я».. Философия Ницше
(особенно ее главные идеи - высшей ценности для человека
жизни, «воля к жизни», «воля к власти») была
предшественницей ряда современных западных
философских концепций, в основе которых лежат проблемы
человека и его жизни - прагматизма, феноменологии,
экзистенциализма и др.

5) " Философия жизни" Вильгельма Дилътея.
Вильгельм Дильтей (1833 - 1911)
также принадлежал к числу
представителей направления «философии жизни».

а) Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь».

6) Жизнь - способ бытия человека в мире. Жизнь обладает
такими признаками, как: целостность; наличие многообразного духовного начала; неразрывное единство с высшим миром.

в) Согласно Дильтею философия должна прекратить
«схоластические» дискуссии о материи, сознании,
диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении
жизни как особого феномена во всех ее проявлениях.

г) Дильтей уделял большое внимание социально- политическим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал концепции, согласно которым история - предопределенный и закономерный процесс, идущий в
сторону прогресса. По Дильтею, история цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.