Философия, а) Возникновению марксизма и марксистской философии
способствовали:
- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в.
- Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии;
- крушение идеалов Великой Французской революции (свобода, равенство, братство, идей французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
- нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
- кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативмую силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
3) Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).
Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844г.» К. Маркса; «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса; «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
4) Диалектический и исторический материализм - основные направления марксистской философии.
- Марксистская философия материалистична по своему
характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
5) Материалистическое понимание истории. Общественно экономические формации.
а) Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).
6) Суть исторического материализма в следующем:
- на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
- производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
- указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
в зависимости от уровня развития производительных, сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно- экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиа»1ск-мй способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства. наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
- рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно- политического строя;
- уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
6) Экономическое направление марксистской философии. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.
- Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».
- В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, - не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средствпроизводства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
- Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
- Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно- экономических отношений, при которых: будет ликвидирована частная собственность на средства производства; будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чуткого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению,
7) Диалектический материализм,
а) В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы па ноги».
б) Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений непонятных человечеству, и даст человечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
|