Философия Дэвида Юма.
Философская позиция: Дэвид Юм (1711 - 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист -придерживался следующих взглядов:
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта, знаний, чувств); без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» -приобретенные знания и опыт;
- «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти; аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. " Я-концепция" Фихте,
а) Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) - представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского университета.
б) Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции».
- Повод к ее выдвижению - противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантонском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление.
в) Суть вопроса: Фихте идет дальше своего учителя Канта:
- отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности;
- единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект); считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
- вне мышления, сне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
- само «Я» - не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией - Богом в философии Декарта и Спинозы). «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис - антитезис - синтез», а Именно: Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я); «Я» полагает (образует) «не-Я» - внешнюю окружающую действительность (антитезис); «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом - окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).
- Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» - окружающим миром внутри «Абсолютного Я» - субъективного духа может быть: практическим (от «Я» - к «не-Я»; «Я» - творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);
- теоретическим (от «не-Я» к «Я» - второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» - окружающего мира - в «Я» (конкретное сознание).
г) Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимости.
- Вся человеческая история - процесс распространения свободы, путь к се торжеству.
- Основа всеобщей свободы - наделение всех частной собственностью.
д) В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.
е) Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом па окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
Вопрос V. Философия Шеллинга
1) Общее понятие и периодизация философии Шеллинга.
а) Историческая справка: Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля, пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете. а) Суть философии природы Шеллинга в следующем:
- прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);
- природа есть, «абсолютное» - первопричина и первоначало всего, охватывающее вес остальное;
- природа есть единство субъективного п объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
- природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
- движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
|