Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории философии, выдвинутые И. Кантом.






а) Понятие категории: большая заслуга Канта перед
философией в том, что им было выдвинуто учение о
категориях
(в переводе с греческого высказываниях)
предельно общих понятиях, с помощью которых можно
описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет
таких вещей или явлений окружающего мира, которые
не обладали бы признаками, характеризуемыми данными
категориями).

б) Категориальная градация: таких категорий Кант выделяет
двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются: количество; качество;
отношение; модальность. (То есть все в мире обладает
количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

в) Категориальная структура:

- количества - единство, множество, цельность;

- качества - реальность, отрицание, ограничение;

- отношения - субстанциональность (присущность) и
акциденция (самостоятельность); причина и следствие;
взаимодействие;

- модальность - возможность и невозможность,
существование и не существование, необходимость и
случайность.

г) Система категорий также имеет свою внутреннюю
структуру:

- первые две категории каждого из четырех классов -
противоположные характеристики свойства класса,
третьи - их синтез.

Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

- Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих

характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

7) " Критика практического разума" Канта. Моральный закон (категорический императив).

а) Суть вопроса: Наряду с «чистым разумом» - сознанием,
осуществляющим мыслительную деятельность и познание,
Кант выделяет «практический разум», под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в
своем другом ключевом произведении - «Критика
практического разума». Главные вопросы «Критики
практического разума»:
Какой должна быть мораль? Что
есть моральное (нравственное) поведение человека?

б) Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим
выводам: чистая нравственность - признанное всеми
добродетельное общественное сознание, которое отдельный
индивид воспринимает как свое собственное; между чистой
нравственностью и реальной жизнью (поступками,
побуждениями, интересами людей) существует сильное
противоречие; мораль, поведение человека должны быть
независимы от всяких внешних условий и должны
подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим
образом сформулировал моральный закон, который имеет
высший и безусловный характер, и назвал его
категорическим императивом: «Поступай так, чтобы
максима твоего поступка могла быть принципом
всеобщего законодательства»,

в) В настоящее время моральный закон (категорический
императив), сформулированный Кантом, понимается
следующим образом: человек должен действовать так,
чтобы его поступки были образцом для всех; человек
должен относиться к другому человеку (как и он -
мыслящему существу и уникальной личности) только как
к цели, а не как к средству.

8) " Критика способности суждения". Всеобщая
целесообразность.

а) Суть вопроса: В своей третьей книге критического периода

- «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею
всеобщей целесообразности:

- целесообразности в эстетике (человек наделен
способностями, которые должен максимально успешно
использовать в различных сферах жизни и культуры);

- целесообразности в природе (все в природе имеет свой
смысл - в организации живой природы, организации
неживой природы, строении организмов, размножении,
развитии);

- целесообразности духа (наличие Бога).

9) Социально-политические взгляды И. Канта.
Суть вопроса:

- Философ считал, что человек наделен изначально злой
природой;

- видел спасение человека в моральном воспитании и жестком
следовании моральному закону (категорическому
императиву);

- был сторонником распространения демократии и правового
порядка, во-первых, в каждом отдельном обществе; во-
вторых,
в отношениях между государствами и народами;

- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и
преступление человечества;

- считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» -
войны будут либо запрещены правом, либо станут
экономически невыгодными.

10) Историческое значение философии Канта.
Суть вопроса:

- дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение
возникновения Солнечной системы (из вращающейся
туманности разряженных в пространстве элементов);

- выдвинута идея о наличии границ познавательной

способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

- выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий,
которые составляют каркас мышления; сформулирован
категорический императив - моральный закон;

- выдвинута идея демократии и правового порядка как в
каждом отдельном обществе, так и в международных
отношениях;

- осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем,
основанный на экономической невыгодности войн и их
правовом запрете.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.