Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристотелевская классификация философии.






а) Аристотель поделил философию на три вида:

- теоретическую, изучающую проблемы бытия, различные
сферы бытия, происхождение всего сущего, причины
различных явлений (получила название «первичная
философия»);

практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

- поэтическую.

б) Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть
философии была выделена логика.

3. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»
(«чистых идеях»).

а) Онтология: рассматривая проблему бытия, Аристотель
выступил с критикой философии Платона, согласно которой
окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых
(бестелесных) идей»,
и «мир вещей» в целом, как и каждая
вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением
соответствующей «чистой идеи».

б) Методология: ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что
он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал
«чистые идеи» вне всякой связи с окружающей
действительностью, которая имеет и свои собственные
характеристики - протяженность, покой, движение и др.

в) Гносеология: Аристотель дает свою трактовку данной
проблемы:

- не существует «чистых идей», не связанных с окружающей
действительностью, отображением которых являются все
вещи и предметы материального мира;

существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

- данные вещи называются индивидуумы (в переводе -
«неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь
в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением
которой данная лошадь является, конкретный стул,
находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки,
а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно
определенные параметры, а не «идея дома», и т. д.;

- индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и
роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) -
вторичной.

4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути
бытия.

а) Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытии, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).

б) Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на
поставленный вопрос (о бытии).

: причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

- сущность (субстанция);

- количество;

- качество;

- отношение;

- место;

- время;

- положение;

- состояние;

- действие;

- страдание.

NЬ: Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

в) Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства
бытия, но не его сущность.

г) Согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и
обобщение окружающей действительности, без которых
немыслимо само бытие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.