Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: философия науки






 

План лекции

1. Наука как специфический объект философского

рассмотрения.

2. Философия науки как особая отрасль философского

знания.

3. Социально-гуманитарные проблем философии науки.

 

Основные понятия

Наука – особая область деятельности общества по добыче,

организации, проверке, систематизации и социальной

легитимизации знаний, претендующих на истинность и

системное представление окружающей человека

объективной реальности.

Знание – продукт сознания человека, выражающаяся в виде

идей, мыслей, ассоциаций и образов, особенностью которых

является возможность осознания их содержания на

достоверность и истинность посредством социальной

объективизации (легитимизации) знаково-символическими

средствами естественных и искусственных языков, а затем и

в продуктах труда, технологиях, социальных институтах и

предметах культуры.

Предмет – выделенный в мышлении и отчужденный, извне

или со - стороны созерцаемый аспект физической или

духовной (интеллектуальной) реальности, который, как

предполагается, существует, функционирует и развивается

по объективным по Законам, не зависящим от человека,

хотя если и порожден им.

Объект – сторона объективно существующей материальной

реальности, противостоящая человеку и данная в его

ощущениях на основе которых формируется предмет

изучения науки.

Рефлексия – социальный феномен, обозначающий

самоосмысление и самопознание различными субъектными

образованиями собственного содержания предварительно

отчужденного, с целью управления процессом

саморазвития. В специфическом изложении это

способность человека думать о том, о чем он думает.

Рациональность – способность человека мыслить и

действовать на основе разумных норм, правил и ценностей,

результатом которых является достижение истинных,

объективных, т.е. от человека независимых представлений

об окружающей его действительности, а соотвественно-

максимальных выгод при минимальных сопутствующих

затратах времени, энергии, финансов, здоровья и

материалов.

 

Парадигма – совокупность норм, правил и ценностей для

постановки и решения исследовательских задач, в разделах

отдельных наук, либо в рамках научных дисциплин в целом,

либо системе родственных дисциплин. Парадигма через

существующие научные традиции определяет производство

новых знаний.

 

Краткое содержание

Наука как особый вид познавательного отношения

человека к миру возникла в середине 1 тысячелетия до н.э.

в Греции. Она представляет собой специфическую форму

мысленно-теоретического освоения действительности,

отличающуюся от других форм освоения мира как,

например, эстетическое (художественное) религиозное,

нравственного и т.д. тем, что ее утверждения носят характер

истинностных.

Науку от других форм освоения действительности

отличает строгая логичность построения ее утверждений, их

доказательность, воспроизводимость и проверяемость,

которые, являются гарантом максимальной объективности

их содержания. Вопрос об истинности ее утверждений

является первостепенным, и поэтому процедуры проверки

ее высказываний должны быть наиболее разработанными. В

этом исключительную роль играет метод (или способ)

научного мышления, называемый рациональным.

В чем сущностная особенность этого метода

научного мышления? Ответ в кратком виде выражается в

подходе субъекта к объекту познания, а именно –

отчужденного, «извне» или «со-стороны» наблюдаемого,

исключающего всякую возможность его вмешательства в

событийные процессы объекта, выполнение которых и

предполагает объективность полученных знаний о

последнем.

 

Все ясно, если объектом науки выступает природа,

материальный мир. Но эта ясность несколько утрачивается,

когда объектом науки выступает сам субъект познания,

будь то отдельный человек, группа ученых или научное

сообщество как таковое, поскольку и в отдельности, и в

целом они одновременно и то, и другое – и субъект, и

объект. И выведение, или отчуждение себя из событийных

процессов в которых ты один из участников, и наблюдение

при этом за собой со стороны или извне как за объектом

научного познания, называется рефлексией. Значит,

рационализация мышления как метод науки включает и

отчуждение, и рефлексию этого отчуждения от объекта

познания. Последняя вообще характерна для философского

рассмотрения объективной реальности.

 

Теперь представим случай, когда объектом

философии как науки является сама наука – естественные,

общественные, технические и т.д., взятая в совокупности.

Это именно тот случай, когда наука становится

объектом самой себя и называется философией науки.

Аналогично – есть философия, например, природы,

техники, политики, экономики, человека и т.д.

Таким образом философия науки является одним из

многих разделов философии как научной дисциплины. Ее

становление прямо связано с историей утверждения науки в

обществе как особого социального института, явно

обозначившегося в начале ХХ века, ознаменованного

научной технической революцией. Так, философия науки

как особая дисциплина возникает в 20-30 годах ХХ века на

переломе самой науки и связанной с ней социальной

практики – утверждения неклассического вида

рациональности. В предмет философии науки входит анализ

социальной функции науки – влияния последней на

структуру, содержание и организацию социальной

реальности. В 50-х гг. в результате слияния научной и

технической революций в единую НТР кардинально

изменяется роль науки в обществе – она превращается в

непосредственную производительную силу общества.

Философия науки длительное время представлялась

философией неопозитивизма, считавшей содержание, цели,

структуру и методы науки неизменными. К. Поппер в числе

первых пытается построить концепцию развития науки, к

которому подключается И. Лакатос со своей научно -

исследовательской программой. А Т.Кун и М. Тулмин,

придерживаются антинеопозитивистской

антирационалистической позиции и ориентируются на

историко-эволюционистские взгляды на развитие науки.

Разные, иногда противоположные, взгляды на природу в

науке нашли отражение в концепции Фейрабенда,

названной его коллегами «анархической». В ней

утверждается, что развитие науки не подчиняется никаким

законам, т.е. иррационально. Поэтому ее результат - знание

произвольно, мифологично, условно, относительно как и

мифы, религии, магия и др. социальное субъективные

конструкции.

Исследованием феномена науки, закономерностей ее

развития, ее социальной функции и роли занимаются Дж.

Агасси, К.Хукер, Х.Патнем, В. Ньютон-Смит, Э.Штрекер,

Л.Лаудан и многие др. В конечном итоге логика их

рассмотрений сводится к субъектным основаниям этого

феномена.

Возникновение в 90-х годах ХХ века

постклассических взглядов на сущность науки показало

ошибочность ее концептуального содержания вместе с его

исходными предположениями, и утвердило взгляд, согласно

которому объективность знания всецело зависит от

состояний индивидуальной субъективности. (Подробное см.

работы, С. Гроффа, И. Пригожина, Ускеева С.Ш.,

Никифорова К.А. и др.).

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что есть наука как социальный феномен?

2. Каков предмет философии науки?

3. Каковы причины возникновения философии науки?

4. Как понимает сущность науки непозитивистская философия?

5. На чем основываются иррационалистические концепции науки?

6. Почему вопрос о сущности науки, научного знания до конца ХХ века все более занимает умы философов?

7. Какова связь философии науки с философией техники?

8. Что вы можете сказать о судьбе науки в ХХ1 веке?

 

 

План семинарского занятия

 

1. Предмет и социальные значение философии науки.

2. Наука и технический прогресс в свете глобальных проблем.

3. Наука, общество и человек. Проблема гуманизации их взаимоотношения.

 

 

Темы рефератов

1. Феномен научной рациональности.

2. Типы научной рациональности.

3. Этапы и внутренние закономерности развития науки.

4. Развитие науки и проблема социального прогресса.

5. Наука и технология.

6. Проблемы современной науки.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. –М., 1995. –Гл.1, 2, 3.

2. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М., 1996.

3. Кун Т.С. Структура научных революций /Пер. с англ. – М., 1975.

4. Поппер К. Логика и рост научного знания. –М., 1983.

5. Фейерабенд П. Избр. Труд по философии науки /Пер. с англ. – М., 1974.

6. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. –М., 1977.

7. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы /Пер. с англ. –Ижевск, 1989.

8. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учеб. пособие для вузов. – Р/Д, 1999.

9. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ в. –М., 1997.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.