Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: философия техники






 

План лекции

1. Классическая наука (научная картина мира) как

идеология технического прогресса общества.

2. Сущность и содержание техники и технократической

цивилизации.

3. Логика развития технического прогресса в свете

проблемы выживания человечества.

 

Основные понятия

Техника – совокупность орудий труда, машин, механизмов и

других искусственных материальных конструкций,

способствующих производственно-экономической

деятельности общества (вариант классического

определения).

Техника (новое, постклассическое определение) – это

материальное, общедоступное воплощение в искусственно

созданных конструкциях умения, таланта производственной

и другой связанной с ней деятельности человека. Прежде

всего это все, что связано с производством орудий труда по

производству орудий труда, т.е. станки.

Технократия, власть техники и техника власти; стиль

мышления и отношения человека (общества) к окружающей

его социоприродной действительности с позиции

материальной выгоды, использования и потребления.

 

Технология – совокупность приемов, операций, умений по

преобразованию предмета интеллектуального и

физического воздействия человека в нечто ценностное,

полезное для жизни.

Экология – 1.Охрана окружающей среды обитания человека

от загрязнения и уничтожения в процессе производства; 2.

Охрана человека от деформации его нравственности, утраты

им совести, психического расстройства.

Гуманитарная катастрофа – военное и другое

столкновение людей на фоне их нравственной деградации,

духовного кризиса, потери смысла жизни и т.д.

Краткое содержание

Основополагающей в данной теме является

определение сущности феномена техники, а тем самым – и

технической цивилизации, основанной на ней. Поскольку

очевидно, что последняя не могла возникнуть вне научного

мировоззрения, то ответ на вопрос необходимо строить в

тесной связи с сущностью науки – рационального метода

мышления, и соотвествующей картины мира, включающей

в себя деятельного человека.

Но главным в теме является не определение

сущности техники, а выявление логики ее развития, а также

степени и характер влияния, на социальную

действительность главным образом на человека, его

внутреннюю объективно бытующую нематериальную или

духовную реальность. 300-летняя история технической

(научно-технической) цивилизации предоставляет нам

достаточно богатый эмпирический материал для

распознания ее внутреннего содержания. Не вдаваясь в

историю «техники» мы лишь отметим, что она

непосредственно связана с переходом человечества к

железным орудиям труда и сообразной организации быта.

Как известно, это - переход обусловил возникновение

государства, утверждение оседлого образа жизни,

возникновение локальных, различающихся друг от друга

культур, раскол общества на страты и сословия и т.д. Но

для нас этот переход важен тем, что он создает

предпосылки для возникновения науки, т.е. научного

мышления в лице первых, в частности, античных

философских учений.

 

Таким именно образом создается каркас

цивилизационной, в противоположность варварской,

первобытно-общинной – организации жизни общества, где

формируются определенные взгляды человека на самого

себя как «одухотворенного», «мыслящего» существа «в

этом – материальном мире» и основания

рационалистической парадигмы на «пространственно-

предметный мир» Так, элементы рационалистического

метода мышления, возникшие в античной древнегреческой

философии, получают полноту своего развития в новое

время.

Для научного мировоззрения (см. тему «Философия

науки») характерно отчуждение человека, его мышления от

«объекта» воззрения и рассмотрение последнего «со-

стороны» или «извне»: на природные явления мы смотрим

так до сих пор – они как, мы считается, существуют вне и

независимо для нас. Но данная ситуация кардинально

изменяется, когда мы относимся к внешним от нас объектам

как на предмет «разумного», человеческого

преобразования: они становятся воплощением в

возможности нашего «Я», т.е. субъективности. И таким

образом созданные человеком изделия (в т.ч. и технические)

выступают для нас отражением нашего же «Я», в них мы

рефлексируем собственное субъективное содержание.

Рационалистическое или классическое научное

мышление основано на отчуждении мышления от

собственного содержания и последующей рефлексии,

последняя обусловливается, как известно, применяемыми

знаково-символическими средствами - математическими и

буквенно-слововыми. Именно таким образом

рационалистическое мышление анализирует собственное

содержание на предмет его объективности, т.е. истинности.

То же происходит и с материальными изделиями:

через них мы выносим вне себя собственное субъективное

(психологически-разумное) содержание для обозрения себя

же, собственного «Я» «со-стороны», «извне». Так,

материальная природа в контексте ее «разумного»

преобразования выступает не просто «зеркальным»

отражением человеческой субъективности, человеческого

духа, но самой субъективностью, содержанием нашего

духа, правда, вынесенной во вне нас.

И наука, и техника представляют, таким образом,

единый процесс материализации мышления через

отчуждение его содержания: в первом -посредством

знаково-семиотических средств, во - втором – посредством

материально-предметного, т.е. технического выражения. И

то, и другое (практика в лице технической цивилизации) –

две стороны одной «медали» – состояния человеческой

субъективности мышления.

Таким образом, «техника» – это «умение», «талант»

воплощать человеческий дух в материальных изделиях,

материализовывать его (духа) содержание. Здесь термин

«материализация» понимается как синоним «объективации»

«для других» содержания духа, мышления. Это значит, что

«языком» общения западного рационализированного

человека является «умение сделать изделие», являющееся

«товаром» эквивалентом которого выступает «капитал».

Именно поэтому – вследствие «вытеснения» духа «в-свое»

материальное окружение – западный человек в глубине

души одинок: постоянно находится в состоянии «стресса»

нервного срыва. Именно поэтому любовь как феномен

духовного общения подменяется ее физическими аналогами

– войнами, терроризмом, бандитизмом, рэкетом, сексом и

т.д. И в основе всего этого лежит раздвоение личности – ее

«биологическое» начало включаемое во фрейдовское

«бессознательное», противостоит «своему» же

рациональному, считаемому разумным.

В конце ХХ века промышленная технология все

более трансформировалась через информационные

технологии в социальные или интеллектуальные

технологии. В этом процессе отражается слияние логик

развития природы и общества, их коэволюция, с одной

стороны слияние субъекта и объекта, «рационального в его

классическом понимании и «бессознательного», взятых в

отдельно бытующих личностях. В итоге это оказывается

европейском вариантом буддийского миросозерцания,

называемого на Западе постнеклассическим или

постклассическим и предполагающего возникновение

качественно нового, холотропического взгляда на мир, т.е.

состояния мышления.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что есть «техника»?

2. В чем негативные результаты технической ориентации

прогресса человечества?

3. В каком соотношении находятся «наука» и «техника»?

4. В чем преимущество научного мировоззрения перед

религиозным, в частности - христианским?

5. В чем общность, родственность научного и

христианского мировоззрений?

6. Можно ли сказать, что научное и религиозное

мировоззрения основываются на определенных мифах?

7. В чем причина возникновения глобальных, в частности,

экологических, ядерных и др. проблем, т.е.

возможностей самоуничтожения человечества?

 

 

8. Почему научно-техническая цивилизация не могла

возникнуть в буддийском или исламском регионе?

9. Какова «судьба» промышленно-технической ориентации

развития человечества?

10. Почему умирает классическое научное мировоззрение?

 

 

План семинарского занятия

 

1. Техника как предмет философского рассмотрения.

2. Единство технического развития общества с

классическими научными представлениями о процессах

развития природы.

3. Постиндустриальная и постэкономическая модель в

свете концепции устойчивого развития общества.

 

 

Темы рефератов

 

1. Определение понятия «техника».

2. Логика технического развития общества: общее и

частное (отдельное).

3. «Философия техники» как раздел философской науки.

4. Техническая наука: своеобразие и специфика.

5. Особенность технической теории.

6. Понятие «инженерная деятельность» и его место в

структуре социальной деятельности.

7. Научно-техническая революция: история становления и

современное состояние.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Степин В.С., Горохов В.Г. Рогов М.А. Философия науки

и техники /Учеб. пособие. –М., 1995. –Раздел 4.

2. Сб. статей: Философия техники в ФРГ /Перев. с немец. –

М., 1989.

3. Никифоров К.А. Наука. Технология: проблемы

современного общества / Изд. 2-е, дополн. –У-Удэ,

1997.

 

 

4. Никифоров К.А., Цыремпилов А.Д. Технология:

неравновесные процессы. –Улан-Удэ, изд. ВСГТУ, 2000.

5. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос и

новые законы природы /Пер. с англ. – Ижевск, 1989.

6. Хлебопрос Р.Г. Фет А.И. Природа и общество: модели

катастроф. –Новосибирск, 1999.

7. Поликарпов В.С. История науки и техники /Учеб.

пособие для вузов. Р/Д, 1999.

8. Маркова Л.А. Наука и религия: Проблемы границы –

СПб, 2000.

9. Рациональность на перепутье. –М.: Росспэн //Кн.1.

Рациональность. 1999.

10. Ускеев С.Ш. Время и пространство в социальной

технологии саморазвивающегося человека и общества:

Человечество на пути к постэкономическому состоянию.

–У-Удэ, изд. ВСГТУ, 2000.

11. Иноземцев В.Л. За десять лет к концепции

постэкономического общества. –М., 1998.

12. Коробейникова Л.А. Метаморфозы техногенной

культуры. –Томск, 1997.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.