Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: ПОЗНАНИЕ






 

План лекции

 

1. Проблема познания в истории философии. Типология

гносеологических учений: эмпиризм и рационализм.

2. Проблема истины. Теория истины. Критерии истины.

3. Проблема метода: классификация методов научного

исследования.

 

Основные понятия

Познание – процесс целенаправленного активного

отображения действительности в сознании человека.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и

явлений действительности познающим субъектом.

Знание – удостоверенный практикой действительности

результат познания.

Наука – 1) система знаний о мире; особая форма

общественного сознания, отражающая природу, социум,

внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях.

2) специфический тип духовного производства,

деятельность по выработке, систематизации и проверке

знаний.

 

 

Краткое содержание

 

Познание рассматривается как общественно – исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в его сознании.

Результат познавательной деятельности состоит в

обретении нового знания. Особый раздел философии –

гносеология (теория познания) рассматривает вопросы о

сущности знания, о познаваемости мира и критериях

истины и др.

В зависимости от ответа на вопрос познаваем ли мир

в гносеологии сложились основные точки зрения:

гностицизм, сторонники которого оптимистично смотрят на

будущее и настоящее познание, считают, что мир

познаваем, а человек обладает потенциально

безграничными возможностями познания; агностицизм,

представители которого отрицают принципиальную

возможность познания объективного мира; скептицизм,

сторонники которого не отрицают познаваемость мира, но

сомневаются в возможности его познания, в надежности

истины.

Перед теми, кто настаивает на возможности

познания мира, встает проблема источника знания, методов

и средств познания. Можно выделить следующие учения:

сенсуализм, который отводит решающую роль в процессе

познания чувствам (Гоббс, Локк); эмпиризм

утверждающий, что истинное знание может быть выведено

из чувственного опыта посредством наблюдения и

эксперимента (Ф. Бекон); рационализм, выводящий все

знание из разума, единственным источником знания

считалось мышление. Мышление – целенаправленное

обобщенное отражение в мозгу человека существенных

сторон, свойств и отношений действительности. Выделяют

два уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок –

здравый смысл, способность четко, ясно, последовательно

строить мысли, систематизировать факты. Разум – высший

уровень мышления, творческое оперирование абстракциями

и саморефлексия, дающее возможность постичь сущность

вещи, закона, противоречия.

 

Исходным пунктов и начальной формой познания

является чувственное познание, для которого характерны

наглядность, непосредственная связь с предметом.

Формами чувственного познания являются ощущение,

восприятие и представление. Другой неотъемлемой частью

процесса познания является рациональное познание,

осуществляемое в форме понятия, суждения и

умозаключения. На этом уровне формируются идеи,

принципы, законы, строятся теории. Чувственное и

рациональное познание тесно связаны и образуют единство.

Чувственное познание отражает лишь внешние стороны

предмета, оно не может расчленять, обобщать, выявлять

закономерности. Чувственного познания недостаточно для

получения знания. Оно должно дополняться рациональным.

Рациональное познание приникает во внутреннюю суть

вещей, помогает создать целостную картину мира. Оно

может давать новое знание, которое непосредственно не

содержится в чувственном познании. Рациональное

познание влияет на структуру и содержание чувственного

познания, но при этом черпает исходный материал из

последнего.

Сущность познания заключается в том, чтобы

отражение мира, знание, было адекватным реальному

положению дел. Данный вопрос рассматривается в теории

истины.

В соответствии с классической концепцией истины,

истина – это знание, которое соответствует (адекватно)

изучаемому объекту. Понятие «истина» характеризует наши

знания, фиксирует их совпадение с действительностью.

 

Истина противостоит заблуждению – знанию, не

соответствующему своему предмету, реальности. Вопрос о

том, как отличить истину от заблуждения – это вопрос о

критериях истины. Выдвигались различные критерии:

общезначимость, прагматизм, ясность мысли,

авторитетность и др. Можно выделить три основные

концепции истины:

1) корреспондентная, предусматривающая соответствие

теории экспериментальным данным.

2) когерентная, в соответствии с которым знание истинно,

если оно получено по определенным логическим

правилам из ранее признанных истинными

утверждениями.

3) прагматическая, предлагающая истинность знаний

проверять успехом в соответствующей деятельности.

Среди различных видов знания (обыденного,

паранаучного, художественного и др.). Особое место

занимает научное знание. Его отличает системность,

доказательность, направленность на постижение сущности

предмета и выявление закономерностей окружающего мира,

наличие специального категориального аппарата, опора на

специфические методы и средства познания и др.

В научном познании истинным должен быть не только

его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е.

метод. Многообразие видов человеческой деятельности

обусловливает многообразный спектр методов, которые

могут быть классифицированы по различным основаниям.

Так, по степени общности и сфере действия их можно

разделить на 5 основных групп: философские методы

(диалектический, метафизический, аналитический,

интуитивный, феноменологический, герменевтический и

др.); общенаучные методы; частно-научные;

дисциплинарные; междисциплинарные. Различают также

эмпирические (наблюдение, эксперимент, индукция,

аналогия, классификация) и теоретические (восхождение от

абстрактного к конкретному, исторический и логический,

анализ и синтез) методы научного исследования.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое знание и познание?

2. Как соотносятся познание и практика?

3. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к

проблеме познания.

4. Что такое истина? Критерии истины.

5. В чем заключается специфика научного знания?

6. Назовите и охарактеризуйте уровни научного знания.

7. Что такое метод?

 

План семинарского занятия

 

1. Многообразие форм знания и познавательной

деятельности.

2. Структура знания:

а) специфика и формы чувственного познания;

б) специфика и формы рационального познания;

в) единство чувственного и рационального.

3. Научное знание, его специфика и строение.

 

 

Темы рефератов

1. Наука классическая, неклассическая,

постнеклассическая.

2. Специфика социального познания.

3. Основные направления развития гносеологии ХХ в.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы,

подходы. –М., 1991.

2. Введение в философию. Т.2. –М., Политиздат, 1989.

3. Канке В.А. Философия. –М., 1997.

4. Радугин А.А. Философия –М.: «Центр», 1997.

5. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. –М.,

1984.

6. Философия. Под ред. В. И. Кохановского. –Р/Д.:

«Феникс», 1995.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.