Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ




План лекции

1. Понятие природы в контексте культуры.

2. Природа как форма бытия материи.

3. Экологическая проблема: научные социально-

философские и этико-гуманистические основы.

 

Основные понятия

Природа: 1) в широком смысле – все сущее, весь мир в

многообразии его форм; понятие природы в этом значении

стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума,

Вселенной; 2) в более узком смысле – объект науки, а

точнее – совокупный объект естествознания; 3) наиболее

употребительное толкование природы как совокупности

естественных условий существования человеческого

общества.

Биосфера, биогеоценоз – это совокупность на протяжении

земной поверхности однородных природных явлений

(атмосферы, горной породы, растительности, животного

мира, мира микроорганизмов, почвы и гидрологических

условий), имеющая свою специфику взаимодействия этих

слагающих компонентов и определенный тип обмена

веществом и энергией их между собой и др. явлениями

природы и представляющих собой внутреннее

противоречивое единство, находящееся в постоянном

движении (В.Н. Сукачев).

Ноосфера – историческая ступень в развитии биосферы,

«область человеческой культуры и проявление

человеческой мысли» – есть природное явление

исторически сложившейся организованности биосферы

(В.И. Вернадский).

Экология – комплексное научное представление, изучающее

закономерности взаимодействия живого с внешними

условиями его обитания, с целью поддержания

динамического равновесия системы «общество – природа».

 

 

Краткое содержание

Природа по-разному воспринималась людьми в

истории культуры. Иногда как нечто уступающее культуре

или превосходящее ее. Преодолевая эти крайние позиции

восприятия природы, выдвигались и другие взгляды не нее:

в христианстве, например, как книга, восславляющая

мудрость творца или в новое время – как мастерская и

человек в ней работник. Все эти позиции исходили из того

факта, что человек, человеческое общество и культура

одновременно и противостоят природе и включены в нее.

Каждое истолкование природы, возникающее в истории,

отражало определенную ступень в развитии культуры и

лежащих в основе ее общественных отношений.

Мерой единства человека и природы, стало быть,

выступает культура. Не случайно В.И. Вернадский

связывает биосферные процессы с явлениями культуры в

самом широком смысле, когда выдвигает концепцию

ноосферы. Бытие общественной жизни наделено природно-

космическим смыслом, представляет собой единый процесс

геологической деятельности человечества. Представление о



биосфере позволяет увидеть жизнь как сплошной,

непрерывный поток во времени и пространстве, поток, в

котором беспрестанно преобразуется вещество, энергия и

информация. Рассматривая биосферу как развивающуюся

систему, Вернадский показал, что биосфера Земли

переходит в новое состояние – ноосферу, и человечество

выступает как фактор изменения биосферы и

геологического развития нашей планеты. Следовательно,

человечество как геологическая сила (антропологенное

воздействие на природу) в эволюции планеты

биологически действует в виде единого целого. Принцип

единства всех людей выступает как закон природы («закон

единства» – закон Вернадского). Ноосфера воплощает идею

космического единства. Человечество в целом понимается

как важнейший результат ноогенеза, осуществляющегося

через глобальную область геологической деятельности –

техносферу; социальные формы объединения людей

развиваются в направлении космической организованности.

Учение о биосфере и ноосфере Вернадского дает

начало целому комплексу наук, таких, как экология

человека, космическая антропоэкология, экология культуры

(система «большой экологии»). Она может претендовать на роль «единой науки»,

появление которой предсказывал еще К. Маркс.

 

Научные, социально-философские и этико-

гуманистические аспекты экологической проблемы

раскрывается через рассмотрение взаимодействия человека

и природы, поисков выхода из экологических трудностей,

влияния НТП на экологию и, наконец, ее глобального

характера.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое природопользование?



2. Раскройте соотношение понятий «биосфера» и

«ноосфера».

3. Что значит «властвовать» над природой? Является ли

человек «господином» по отношению к природе?

4. Можно ли управлять природными процессами?

5. Дайте определение понятий «естественное» и

искусственное» во взаимодействии природы и

общества: каково их соотношение?

6. Сознательное и стихийное во взаимодействии природы

и общества: каково их соотношение.

7. В чем вы видите выражение критерий оптимальности

биосферы?

8. Что Вы знаете о деятельности Римского клуба?

 

 

План семинарского занятия

 

1. Живая и неживая природа: ценность жизни.

2. Концепция ноосферы.

3. Антропогенное влияние на природу.

4. Проблема гармонизации системы «природа – общество –

человек».

5. Формирование экологического сознания.

 

Темы рефератов

 

1. Экологизация современной науки и практики: сущность,

проблемы, подходы.

2. Проблема происхождения жизни.

3. Социальная экология как наука.

4. Философское значение наследия Вернадского.

5. Концепция устойчивого развития.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Введение в философию. – М.: ИПЛ, 1989. - ч.2.

2. Канке В.А. Философия. – М.: «ЛОГОС», 1997.

3. Вернадский В.И. Биосфера. –М.: 1967.

4. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. – М., 1983.

5. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. –М.:

Наука, 1987.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал