Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: немецкая классическая философия






 

План лекции

1. Трансцендентальный идеализм Канта.

2. Послекантовский немецкий идеализм

а) философия деятельности Фихте;

б) философия тождества Шеллинга.

3. Абсолютный идеализм Гегеля.

 

Основные понятия

Апостериори и априори (от лат. апост. – из последующего и апр. – из предшествующего), апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Трансцендентальный (от лат. – переступать) – в схоластической философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое).

В философии Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные (доопытные) условия

познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому.

Трансцендентное (от лат. – переступать) – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность – имманентное.

«Вещь в себе» философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.

«Наукоучение» – общее обозначение комплекта соч. Фихте, в котором он считает, что философия должна быть фундаментом всех наук, «учением о науке», благодаря еесистематичности. Философия природы и философия тождества – учение, главная задача которого состояла в том, чтобы показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума.

«Абсолютная идея» основная категория Гегеля, которая обозначает универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность /т.е. субстанцию и субъект одновременно/.

«Абсолютный дух» в философской системе Гегеля – звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной

идеи.

 

Краткое содержание

 

1. Эволюция философских воззрений Канта, «докритический» и «критический» периоды его творчества.

Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания, пространство и время – априорные формы

чувственности, рассудок и проблема объективности познания. Рассудок и разум. Явление и «вещь в себе», природа и свобода.

В философии Канта центральной проблемой является проблема познания и его границ. Познание, по Канту, имеет два источника: «эмпирический» и «априорный». Априорная основа предшествуют чувственному опыту и обслуживает упорядочение данных опыта. Опытные данные, поступающие извне не дают адекватного знания об окружающем нас мире, и априорные формы, обеспечивающие всеобщность знаний, не делают его копией, слепком вещей. Здесь кроется опасная тенденция к агностицизму, но в то же время – предостережение против претензий науки на абсолютное знание. Познание не знает предела, утверждает Кант, верить в науку нужно, но переоценивать ее возможности не нужно. Кант высоко оценивал роль науки и силу разума.

 

Философия, согласно Канту, должна определить цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда его понимание морального закона – «категорического императива» как требование видеть в человеке самоцель, а не средство.

Следует обратить внимание на уяснение того, каким по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться».

 

2. История как способ бытия субъекта. Субъективный идеализм Фихте. Деятельность «Я» как начало всего сущего. Диалектика Фихте. Натурфилософия Шеллинга. Если Кант относил нравственный идеал к потусторонней сущности, то Фихте и Шеллинг считали, что он может воплотиться в жизнь, хотя и весьма отдаленном будущем. Фихте видел основную задачу своей философии в обосновании свободы и активности человека с позиций

последовательного субъективного идеализма. Деятельность абсолютного субъекта /Я/ он объявляет единственным источником всего сущего. Здесь в идеалистической форме выражена идея о примате практической деятельности в процессе познания. На этой основе Фихте делает вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы /не Я/ порождает весь мир и

позволяет осознавать самого себя и развивать человеку свою активность и свободу, если он добровольно следует нравственным законам.

В отличие от Фихте Шеллинг развивает систему объективного идеализма. Природа в его философии порождена мировым духом, не связанным с индивидуальным сознанием. На низших ступенях своего развития природа выступает бессознательным проявлением единого первоначала. Она проходит ряд этапов: от неорганической к органической и, наконец, к возникновению сознания. Это развитие выступает как саморазвитие вследствие действия диалектических законов, в частности – противоречий. На первых ступенях преобладает объективная сторона, а на стадии человеческой истории – субъективная. Познать мировой процесс, по Шеллингу, можно лишь посредством интеллектуальной интуиции как единства сознательной и бессознательной деятельности. Поэтому он усматривал высшую форму познания не в науке, а в искусстве.

 

3. Философия Гегеля – завершение немецкого классического идеализма. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля.

Философия духа. Система и метод в философии Гегеля. Идея саморазвития приобрела систематическую форму у Гегеля. Его заслуга – разработка диалектического метода. Диалектика Гегеля – диалектика понятий.

Саморазвитие понятий – источник развития природы, общества и человеческого мышления. Причем диалектика природных и социальных процессов, по Гегелю, есть всего лишь «отчуждение» подлинной диалектики, присущей духовному первоначалу. Это связано с объективно- идеалистическими принципами его философии. Гегель положил в основу всего сущего Абсолютную идею, мировой разум /обожествленное безличное надчеловеческое сознание/. Познать мир можно лишь посредством обобщения и философской интерпретации всего богатства человеческого знания, накопленного мировой историей.

Поэтому высшей формой познания выступает рациональное познание на основе диалектической логики.

 

 

План семинарского занятия

1. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.

а) Проблема достоверного знания. Критика догматизма и скептицизма. Возможность синтетических суждений априори.

б) «Явление» и «вещь - в - себе». «Критический идеализм» и дуалистический характер мировоззрения Канта.

в) Проблема метафизики в философии Канта.

2. И.Г. Фихте: обоснование субъективного идеализма.

Натурфилософия Шеллинга.

3. Философия Г.В.Ф. Гегеля

4. а) Основные идеи «Феноменологии духа». Проблемы гносеологии. Понятие «отчуждение».

б) Философская система Гегеля: «наука логики», философия природы, философия духа.

в) философия истории Гегеля.

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть коперниканского переворота Канта в философии?

2. Как обосновывает Кант всеобщность и необходимость научного знания?

3. Как возможны синтетические суждения априори в математике, в теоретическом естествознании и метафизике?

4. Что такое свобода по Канту? Автономность воли?

5. Что является началом всего сущего по Фихте?

6. Как рассматривает природу Шеллинг? Гегель?

7. Каково историческое место и значение немецкой классической философии?

 

8. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса для мыслящих людей: а/что я могу знать? б/что я должен делать? в/на что смею надеяться? г/что есть человек?

В решении каких из этих задач участвуют метафизика, антропология, религия и мораль? Попробуйте дать свои ответы на эти вопросы.

9. Ниже приводятся антиномии /космологические идеи/ Канта:

Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве. Антитезис: Мир во времени и пространстве безграничен.

Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно.

Тезис: В мире существует причинность через свободу.

Антитезис: Никакой свободы нет, все совершается по законам природы.

Какова природа этих антиномий? Проанализируйте.

«Категорический императив» Канта в окончательной формулировке гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Покажите абстрактность и формальность этого императива.

 

10. По Гегелю мировой разум имеет право быть расточительным и беспощадным.» …Он делает чудовищные затраты возникающих и гибнущих человеческих сил, он достаточно богат для такой затраты…, у него достаточно народов и индивидумов для этой траты». Разум не только расточителен, он хитер, прямо-таки коварен. Хитрость разума состоит в «опосредствующей деятельности, которая дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет свою собственную цель». Каков реальный смысл этих рассуждений Гегеля?

 

Темы рефератов

1. Философия Канта и современность.

2. Философия Канта и естествознание ХХ века.

3. Объективный идеализм Фихте: философия деятельности.

4. Натурфилософия Шеллинга: возвращение к природе.

5. Диалектика от Канта до Гегеля.

6. Проблема свободы в немецкой философии.

 

Рекомендуемая литература

1. Философия: Уч. для вузов. –Р/Д: Феникс, 1995 (и др. годы).

2. Философия: Уч. – М.: Русское слово, 1996.

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. –М., 1973.

4. Гулыга А. В. Кант. –М., 1981.

5. Нарский И.С. Кант. –М., 1986.

6. Быховский Л.Л. Фейербах. –М., 1967.

7. Гулыга А.В. Гегель. –М., 1970.

8. Мотрошилов Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». –М., 1984.

9. Овсяников М.Ф. Гегель. – М., 1971.

10. Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. – М., 1982.

11. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. –М., 1979.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.