Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии устойчивого развития территории.






14. Концепция устойчивого развития в России: цель, задачи, критерии, этапы.

15.Эколого-экономическая эффективность природопользования: показатели, критерии, оценки. Критериями природопользования являются особые оценки природопользования. Они отражают его направленность, качество, эффективность. Природопользование региона, как рациональное, так и нерациональное, оценивается с точки зрения качества, эффективности с учетом использования конкретного критерия. В качестве критериев рационального природопользования используются показатели изменения, динамики природных ресурсов с учетом их добычи и техногенных изменений, а также показатели ущербов, наносимых природным системам при различных формах природопользования. Показатели динамики отдельных природных ресурсов и их сочетаний рассчитываются в пределах территориальных природно-ресурсных систем. Обратное ресурсопотребление используется при оценке ущерба, при этом величина ее колебания допускается от нуля (рациональное природопользование) до величин, сопоставимых с прямым ресурсопотреблением (при этом снижается степень рациональности).Расчеты допустимых предельных изъятий, добычи отдельных природных ресурсов возможны, если суммарная ДИНЕ мика природных ресурсов резко возрастает и переводит ра циональное природопользование в нерациональное. В целоь же природопользование является рациональным, если оно вызывает минимальную отрицательную динамику. При быстром сокращении природных ресурсов природопользование становится менее рациональным. Если используются возобновимые природные ресурсы, то критерием рациональности природопользования выступает сохраняющаяся возможность, потенциал возобновления ресурсов. При высоком потенциале возобновления ресурсов природопользование считается рациональным, а при его снижении до пределов, при которых первоначально существующий природно-ресурсный потенциал уже не может восстанавливаться, — природопользование будет нерациональным.Частными критериями природопользования могут быть и показатели качества окружающей среды. Например, предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ) и другие. на каком-то этапе резко ухудшает качество окружающей среды, и оно при этом также характеризуется как нерациональное.Для каждого региона выделяется несколько критериев рационального природопользования, которые отражают направленность, качество изменений природно-ресурсного потенциала, результатов добычи природных ресурсов и изменения геосистемы в целом. Следовательно, критерии природопользования — признак оценки, определения или классификации экологических систем, процессов и явлений. Критерии очень важны для экологического обоснования проекта, экологического направления, прогнозирования, экологической экспертизы природопользовательских мероприятий. Шкала критериев в природопользовании должна строиться с учетом трех типов критериев: природозащитных, антропоэкологических и хозяйственных.Существуют различные методы измерений и оценок природопользования.Первичными методами измерения являются экспедиционные, когда специалистами обследуются непосредственно фактические и прогнозные добычи природных ресурсов, ресурсопотребления, природопользования. На этой основе деспот соответствующие выводы и получают натуральные оценки. К таким методам относятся геологоразведка, землеустройство, почвенные изыскания, лесоустройство, морские оценочные экспедиции.При оценке экономической, то есть определения экономического значения ресурсов, объектов, изменений в среде жизни или экологических условий ведения хозяйства, используется группа методов, к которым относят расчетные, расчетно-статистические. При этом на основе технико-экономических оценок природных ресурсов, использования ведомственных и статистических материалов выполняют расчеты и получают фактические и прогнозные оценки природопользования. На этой стадии получают экономические стоимостные оценки.Наиболее перспективным методом является метод моделирования отдельных составляющих природопользования в виде расчетов дифференциальных уравнений динамики природно-ресурсного потенциала, балансирование эколого-экономических моделей техногенных узлов и природно-территориальных систем.Самостоятельным блоком оценок природопользования является картографирование различных его аспектов, включая экологическое нормирование. Природопользованиеоценивается в процессе ведения мониторинга геосистем. При этом строится серия карт: оценок природных ресурсов регионов в динамике; оценок природно-ресурсных факторов развития социально-экономических систем; оценок изменений геосистем в целом.

16.Факторы и условия определяющие размер социально-экономического ущерба из-за загрязнения окружающей среды. В нашей стране оценка и возмещение вреда/ущерба, причиненного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью населения, а также различным субъектам правовых отношений и хозяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем нормативно-методических документов, утвержденных на федеральном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоящее время насчитывается около 70 нормативных документов, устанавливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятельности в данном направлении.
Документы регионального уровня, то есть утвержденные органами власти субъектов федерации, либо восполняют пробелы в нормативных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природной среды, либо являются развитием документов, имеющих федеральный статус, с учетом местных особенностей. Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере деятельности.
Несмотря на столь обширный перечень нормативных и методических документов, и длительную практику расчета размера исковых претензий за нарушение природоохранного законодательства, понятие собственно «экологического ущерба», то есть ущерба, причиненного природной среде и здоровью населения практически нигде однозначно не раскрыто.
Термины «ущерб» и «вред», используемые в законодательных актах, регулирующих природопользование и охрану окружающей природной среды, и термины «ущерб» и «вред», применяемые в гражданском праве, могут иметь различное правовое содержание: в природоохранных актах указанные термины могут применяться в смысле негативного воздействия на природу.
В гражданско-правовом смысле понятия «вред» и «ущерб» применимы к окружающей среде в контексте возмещения вреда / ущерба, причиненного природе в результате хозяйственной или иной деятельности (т.е. загрязнения, уничтожения или иного разрушительного воздействия). С точки зрения Гражданского кодекса РФ, термин «вред» является наиболее общим и охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред.
В документах, имеющих статус нормативно закрепленных, очень часто фигурируют как равнозначные по содержанию термины «вред», «ущерб» и «убытки». Причем понятие «ущерб» обычно трактуется шире, чем материальный или реальный ущерб и приближается по своему значению к понятию «вред».
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» к вреду, причиненному окружающей среде, относится негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако термины «деградация естественных экологических систем» и «истощение природных ресурсов» действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия «вред окружающей среде» и затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем.
Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения. Причем данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков.
В остальных нормативно-методических документах принципы возмещения ущерба и вреда, изложенные в перечисленных документах, либо уточняются, либо дополняются в зависимости от категории природного ресурса или компонента природной среды, которым нанесен вред, или отрасли народного хозяйства, использующей либо контролирующей состояние определенных природных ресурсов или объектов.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы (упущенная выгода). Реальный ущерб определяется стоимостью утраченного имущества, а упущенная выгода определяется неполученными доходами, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.Данная статья Гражданского кодекса РФ, по сути дела, описывает и закрепляет в качестве правовой нормы основную экономическую формулу, которая в настоящее время довольно широко используется при подсчете убытков и ущерба, вызываемых повреждением, гибелью и уничтожением всех видов имущества и ресурсов, включая и природные, большая часть из которых согласно статье 130 относится к объектам недвижимости.
Экономический смысл формулы, установленной статьей 15, заключается в том, что размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (приведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. На этой же формуле основан и порядок исчисления размера потерь и убытков различных субъектов права (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, отрасли народного хозяйства и т. д.), а также вреда, причиненного тем или иным природным объектам, закрепленный различного рода законодательными и иными правовыми актами. В частности, рассмотренный принцип оценки убытков и экологического вреда зафиксирован в основных законодательных и нормативных документах, регламентирующих порядок оценки вреда, причиняемого природной среде в целом, земельным и лесным ресурсам, объектам животного мира и среде их обитания, особо охраняемым природным территориям, водным объектам и др.
Так, согласно статье 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» включает в себя правовую норму, согласно которой вред, причиненный природным объектам и природным комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии по фактическим затратам на их восстановление.
В статье 131 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что ущерб, причиненный водным объектам, определяется в соответствии с методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Аналогичным образом должен определяться размер ущерба в результате причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания в соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1995 года «О животном мире».
Кроме понятий вреда, ущерба и убытков в нашем законодательстве существует понятие «потери». Данное понятие введено в связи с переводом земель из одной категории в другую и по своему экономическому смыслу приближается к понятию экологического вреда или ущерба, вызываемого утратой некого ценного природного объекта. Считается, что при переводе лесных земель в нелесные и их изъятии не в целях ведения лесного хозяйства, а также при переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории должны быть компенсированы потери лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Обязательность возмещения потерь установлена Земельным и Лесным кодексами РФ, хотя такая правовая норма в Гражданском кодексе отсутствует. Помимо описанных выше правовых норм, регламентирующих общие принципы оценки убытков и материального вреда, причиненного различного вида негативными воздействиями на природные ресурсы и объекты на практике при определении взысканий в возмещение вреда используется целый ряд ведомственных нормативных документов, закрепляющих таксы и (или) методики исчисления размера ущерба, причиненного природной среде или отдельным ее компонентам.

17.Определение соц.-экон ущерба наносимого здоровью человека. В условиях рыночной экономики остается достаточно актуальной проблема влияния неблагоприятного состояния внешней среды на здоровье населения. В последние годы отмечается переход краткосрочных изменений в состоянии здоровья под влиянием отрицательного экологического воздействия (острые заболевания) в хронические рецидивирующие формы. Прежде всего, это касается наиболее распространенного класса заболеваний - болезней органов дыхания (бронхиальной астмы), которые встречаются в 1, 8 раз чаще в загрязненных районах и протекают более тяжело и длительно за счет снижения общей реактивности.
Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.
Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, загрязненными химическими веществами, продуктами питания, плохим карчеством питьевой воды, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения, нарушению благополучия жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.