Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность и назначение налоговых платежей за пользование природными ресурсами. Порядок их исчисления и уплаты




Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основе которой положена рентная составляющая. На виды и размеры платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования.

В современной налоговой системе платность недропользования была введена с принятием Закона "О недрах" в 1992 году. Этим законом были установлены основные виды налогов за использование недр (кроме акцизов на минеральное сырье), однако они были не слишком ощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства, за исключением акциза.

Таким образом, до принятия специальной главы части второй НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшие положения налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Все важнейшие элементы налогообложения природопользования устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным платежам, таким как плата за пользование недрами, ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, то есть определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиками. Кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, то есть добытыми полезными ископаемыми, что также противоречило основным положениям НК РФ.

В настоящее время в России сложилась система налоговых платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в связи с принятием главы 26 НК РФ с 01.01.2002г., что позволило упорядочить систему налогообложения недропользования и способствовало четкому разделению налоговых и неналоговых платежей за природные ресурсы.



Налог на добычу полезных ископаемых был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога были отменены действовавшие плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Кроме того, введение НДПИ позволило в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла им в условиях действовавшей адвалорной ставки платы за пользование недрами в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации.

Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога стали основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей среды.

Изменение порядка налогообложения недропользования по замыслу ее разработчиков обеспечивает снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказаться на создании благоприятного инвестиционного климата. С принятием главы 26 НК РФ фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования должно возрасти.



Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Статьей 336 определено, что объектом налогообложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, на участках недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Статья 337 дает исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых, подлежащих налогообложению налогом на добычу.

Порядок определения налоговой базы по налогу установлен статьей 338. Налоговая база по НДПИ представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа, а также нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Налоговая база при добыче указанных видов газа и нефти определяется как количество полезного ископаемого в натуральном выражении. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. По полезным ископаемым, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду таких ископаемых.

Для формирования налоговой базы по налогу необходимо в первую очередь определить количество добытого полезного ископаемого. Оно определяется в единицах массы или объема и устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от добытого полезного ископаемого.

Налоговое законодательство установило два возможных к применению метода определения количества добытого полезного ископаемого. Суть прямого метода состоит в применении измерительных средств и устройств. При применении прямого метода количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом его фактических потерь.

В соответствии с косвенным методом количество добытого полезного ископаемого устанавливается расчетом, по данным о содержании в извлекаемом из недр минеральном сырье отходов или потерь. Косвенный метод применяется только в том случае, когда невозможно определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого должен быть утвержден в учетной политике и применяться им в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Переход от одного метода к другому допускается только в случае изменений технического проекта разработки месторождения в связи с изменением применяемой технологии добычи.

Вторым этапом формирования налоговой базы по налогу является определение стоимости добытых полезных ископаемых. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых должна определяться налогоплательщиком самостоятельно с помощью трех возможных способов:

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

- исходя из сложившихся у налогоплательщика со соответствующий период цен реализации добытого полезного ископаемого;

- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом по данному налогу признается календарный месяц.

Статьей 342 установлены единые (фиксированные) по каждому виду полезных ископаемых налоговые ставки. Ставки зависят от вида полезных ископаемых и составляют от 0 до 17,5%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых:

- полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

- газа горючего природного из нефтяных месторождений;

- минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без их непосредственной реализации и некоторые другие.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Порядок исчисления и уплаты налога и сроки уплаты налога определены статьями 343 и 344. Сумма налога по добытым полезным ископаемым кроме нефти и газа исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

В целях преодоления снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях установленная налоговая ставка дополнительно умножается на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Кроме того, ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Сумма налога на добычу нефти рассчитывается как произведение налоговой ставки, определенной с учетом указанных коэффициентов, и величины налоговой базы.

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

К налоговым платежам за пользование природными ресурсами относится и водный налог. Водный налог – это система оплаты за пользование водными объектами и за забор воды.

Водный налог впервые введен в РФ в 1999 году в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" и призван, наряду с чисто фискальными целями решить две важнейшие задачи:

- рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия;

- строго целевое назначение - не менее половины собираемых сумм налога федеральные и региональные органы власти обязаны были направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

Указанный налог заменил действовавшую на протяжении нескольких десятков лет плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В результате существенно расширился круг налогоплательщиков и были исключены отдельные налоговые льготы.

В целях приведения законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с положениями НК РФ была разработана и в 2005 году введена в действие глава 25.2.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.Ставки зависят от объекта налогообложения и установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок установленных.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены в действие с 1 января 2004 года на основании главы 25.1 НК РФ. Цель введения сбора - повышение бюджетообразующего значения, связанного с использованием природных ресурсов, а также улучшение соотношения между его фискальной и стимулирующей функциями.

Плательщиками сборов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ и объектами водных биологических ресурсов как во внутренних водах, так и в территориальном море, Азовском, Каспийском, Баренцевом морях.

Объектами обложения признаются:

- объекты животного мира в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки сбора устанавливаются отдельно за каждый объект животного в рублях за одно животное и за каждый объект водных биологических ресурсов в рублях за тонну.

Порядок и сроки уплаты сборов устанавливаются статьями 333.4 и 333.5 НК РФ.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов аналогичным образом.

Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении разрешения на пользование этими объектами. Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщики уплачивают в виде разового и регулярных взносов.

 

Пример решения задачи по налогу на добычу полезных ископаемых.

Организация, являющаяся плательщиком налога на добычу полезных ископаемых за свой счет проводит разведку месторождения горючих сланцев и занимается его разработкой. В налоговом периоде организацией добыто 900 тонн горючих сланцев. Реализовано за налоговый период 600 тонн, выручка от реализации полезного ископаемого по ценам с учетом НДС составила 5440 тыс. руб. Расходы налогоплательщика по доставке продукции 130 тыс. руб.

Определите сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате за налоговый период.

 

Решение:

1) Выручка от реализации полезного ископаемого без учета НДС

5440 * 100 / 118 = 4610,17 тыс. руб.

2) Выручка от реализации без учета расходов по доставке продукции

4610,17 – 130 = 4480,17 тыс. руб.

3) Стоимость единицы реализованного полезного ископаемого

4480,17 / 600 = 7,47 тыс. руб.

4) Налоговая база

7,47 * 900 = 6723 тыс. руб.

5) Сумма налога к уплате за налоговый период

6723 * 4% / 100% * 0,7 = 188,244 тыс. руб.

Вывод: Так как организация за счет собственных средств проводит разведку месторождений, то она имеет право на уплату налога с коэффициентом 0,7 и сумма налога за налоговый период составит 188244 руб.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал