Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы становления правовой государственности в Российской Федерации.






Правовое гос-во возникает там, где общество имеет стойкие демократические, пра­вовые, политические, культурные традиции. Материализации идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа, преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Поэтому измене­ния в обществе задают темп, формы и методы изменений в госу-ве. Для формирования правового гос-ва требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Построение правового гос-ва затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Одной из главных предпосылок формирования правового го­с-ва справедливо называют наличие институтов граждан­ского общества. Правовое гос-во требует мощного экономического бази­са, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» клас­са в социальной структуре общества. Формирование правового гос-ва возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Формирование правового гос-ва требует сбалансирован­ных усилий.

Для России путь к правовому гос-ву не был и никогда не будет простым и быстрым. Причины: 1) гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общ-ых отн-ий порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация. 2) экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д. 3) налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. 4) до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

По К РФ: 1) в России сущ-ет свобода слова – в прессе, на радио и TV, на митингах, в частных беседах, книгах, лекциях. В то же время свобода слова приобретает разнузданный хар-р: распр-ие порнографии, низкопробной эстрадной музыки свидетельствует о том, что гос-во, его органы не выполняют миссии регул-ия важного средства общ-го воздействия. Также: резкое падение уровня культуры самих СМИ, засорение языка «американскими словами». Возможно, введение этнической и эстетической цензуры содействовало бы оздоровлению нравов. 2) право народа выразить свою волю на выборах, заниматься полит деят-тью и участвовать в полит борьбе. Однако большинство полит партий ведут нечестную полит деят-ть, преследуют корыстные цели, не имеют реальных программ, - подрывает интерес к выборам, ведет к апатии. 3) есть сдвиги в сфере распоряжения жилполощадью, дачными и садовыми участками. Гр-ан избавили от полной завис-ти от местных властей в этих вопросах. Появилась большая свобода в выборе рода деят-ти, в т.ч. предпринимательской, а гос-во перестало быть монопольным работодателем. Но наряду с этим резко пал уровень жизни широких слоев населения, значительно снизилась степень и качество соц обеспечения, бесплатного мед обслуживания и обр-ия. Провозглашенное в К РФ правовое гос-во свертывает свои соц функции, частично это происходит из-за недостатка средств. 4) что же касается таких атрибутов правового гос-ва, как создание эффективной сис-мы упрвления, обеспечение безоп-ти жизни людей, имущ-ва, нравственное очищение власти и гр-ан, то во всех этих сферах положение ухудшилось. Происходит обособление функций власти, распад госуд-ти, рост преступности, утрата гр-ми чувства безоп-ти, самоуправство, коррупция.

115. Современное российское право: особенности сущности, функций и форм (источников).

Стратегическими целями развития российской П системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это - лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

Для выполнения поставленных задач правотворческая деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего, она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов.

Некоторые особенности:

1) Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм; в правовой психологии - в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан. 2) Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. 3) Согласно п.З ст. 15 Конституции РФ " неопубликованные законы не применяются". Данная норма направлена на искоренение практики " тайной дипломатии" советского Г против своего народа, которая выражалась в том, что неопубликованные н.а. ограничивали права и свободы гр-н, налагали на них новые обязанности. " Любые н.а., затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". 4) «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Во-первых, это делает нашу П с-му открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах РФ, перед национальным законодательством. 5) Процесс становления частного права. Г встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Возникает субъект, наделенный существенной возможностью самостоятельно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам др лиц, т. е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это Рост значения диспозитивного метода правового регулирования. 6) Наделение всех субъектов РФ правом издания законов - формирование наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема - коллизионное право. Это усложняет правовое регулирование, но увеличивает " приближенность" субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Особенности: Имплементация права- заимствование из международного права.- Отказ от идеологизации права. Запрещается наличие господствующей идеологии.- Переход к принципу равенства всех форм собственности.- Нормативный акт- основной источник. Возвышение роли закона. При коллизии применяться должен именно закон. Признание прямого действия Конституции. Большое значение отдается нормативному договору, возникает договорное право. Источником российского права становятся международно-правовые акты.

Сущность российского права: выделяют классовую и общесоциальную. Классов как таковых нет, но существуют различные сильные группы лоббирования. Если говорить, что законы принимаются в интересах меньшинства, то проявляется классовая сущность. Конституция выражает интересы всего населения, хотя была принята за неделю до опубликования и население не могло с ней ознакомиться. Сущность однозначно определить сложно, но считается что она ближе к общесоциальной. Формы (источники): - НПА; - Судебная практика: решения Конституционного суда являются источником права; - Договор: нормативный договор и соглашения между органами федерации и ее субъектом, т.е. договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и субъектом РФ; - Общие принципы права.

Применяются в 2-х случаях: 1. в случае пробела, когда требуется применить аналогию права и 2. в случае издания таких НПА, необходимость которых прямо вытекает из принципов права.- Обычай; - Международно-правовые акты: являются составной частью правовой системы РФ, это общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ.

Функции: В зависимости от способов воздействия на общественные отношения: - охранительная – правовое воздействие на общественные отношения с целью охраны наиболее важных сфер жизни.- регулятивная – установление правил поведения для участников общественных отношений. Регулятивная функция подразделяется на: - регулятивная статическая функция- воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в юридических нормах.- регулятивная динамическая функция- воздействие права на общественные отношения путем оформления движения этих общественных отношений.

Вышеперечисленные- внутренние функции, к внешней относится воспитательная функция (правосознание и прав. культура).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.