Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское воспитание студентов средствами учебной деятельности






 

Современный высшая школа особенно нуждается в создании эффективной системы воспитания, обеспечивающей развитие гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В настоящее время университет призван готовить не только конкурентоспособного специалиста, но и человека, гражданина, способного обрести уверенность в «мире непрестанных технологических изменений и переворотов; в мире, где придётся довольно часто сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений, затрагивающих жизненные интересы как их самих, так и многих других. В таких условиях, - отмечает директор Института человека РАН Б.Юдин, - задачей вузов становится подготовка человека, способного ориентироваться и в мире новых социальных технологий, порой весьма агрессивных и настроенных на манипулирование этим самым человеком» [59 Юдин Б. О гуманитарной составляющей высшего образования // Альма матер (Вестник высшей школы). 2004. №5. С.3-5.].

Содержание социально-экономических и гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе, обладает значительными педагогическими возможностями для формирования гражданского сознания студентов, для развития у них гражданских компетенций. Философия, социология и политология, история, экономика, право формируют систематические знания о политическом устройстве государства и общества, о закономерностях развития общества, условиях возникновения и развития гражданского общества, его устройстве, функциях, о правах и свободах граждан, о морально-этических нормах, регулирующих социальные и межличностные отношения.

Изучение социально-экономических дисциплин направлено на решение одной из главных задач гражданского образования – формирование ключевых гражданских компетенций: социальных, коммуникативных, социально-информационных, когнитивных, специальных. Акцентирование внимания на социальных компетенциях обусловлено необходимостью освоения рыночной среды, противодействия негативным социальным явлениям, повышения социальной мобильности граждан. Социальные компетенции – это обобщённые качества личности, способствующие успешному выполнению социальных ролей, выражающие её готовность реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом государстве. Гражданские компетенции позволяют прогнозировать социальное поведение индивида, комфортность его пребывания в обществе. Формирование гражданско-правовой культуры, активной социальной позиции осуществляется в рамках гражданско-правового образования. Гражданско-правовое образование как разновидность обществоведческого образования – это социально-гуманитарное образование, позволяющее человеку осуществить свободный выбор мировоззренческих ориентаций в условиях демократического общества, правового государства.

Целью гражданского образования средствами учебной деятельности является формирование гражданина, ориентированного на традиции отечественной и мировой культуры, на систему ценностей и потребностей современной жизни, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самосовершенствованию. Для её достижения на основе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний необходимо формировать у студентов системное научное мышление, интеллектуальный и нравственный облик, экологическую культуру, информационную культуру, творческую активность, толерантность.

Воспитание в университете представляет собой комплексную работу всех сотрудников вуза, направленную на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм, общекультурных и профессиональных качеств, предусмотренных получаемым образованием. Стратегическими ориентирами в организации воспитательной деятельности в вузе являются плюрализм и вариативность воспитательных технологий, создание условий для реализации творческих потребностей субъектов воспитательного процесса, социальная направленность воспитательных мероприятий, студенческой жизни, возрастающее значение здорового образа жизни.

В определении новых подходов к разработке концепции социализации, развития личности в образовательных системах методологическое зна­чение приобретает задача выделения структурообразующего компонента идеологии воспитания.

По нашему мнению, в России с учётом многонационального характера социально-педагогической среды, необходимости усиления интеграционных процессов системообразующим фактором, определяющим сущность идеоло­гии воспитания, должна явиться российская патриотическая идея как источник отечественной культуры, гражданственности и российской идентичности, социальной стабильности, надежд на историческое будущее.

Перспективы развития воспитания в высшей школе связаны в первую очередь с использованием воспитательного потенциала социальных и гуманитарных дисциплин. Содержание гуманитарных дисциплин форми­рует общую и профессиональную культуру, научное мировоззрение, воо­ружает студентов знаниями, помогающими понять смысл жизни, найти свое место в мире, преодолеть личные проблемы, разумно разрешать конфликты, вооружает умениями устанавливать контакты с разными людьми, воспринимать и приумножать накоплен­ные человечеством ценности.

Университетское образование призвано помочь студентам преодолеть утилитарное отношение к культуре, научить рассматривать научные знания в контексте культуры, сформировать понимание зависимости жизненного успеха от уровня культуры. Это требует закладывания нового фундамента обучения - междисциплинарного созна­ния как результата образования, при котором история науки и культуры освещается в едином познавательном контексте, смоделированном на универсальной основе. Поэтому от преподавателя требуется передавать не столько " багаж" знаний, сколько стиль и манеру мышления.

Одним из важнейших направлений учебной деятельности является работа по формированию у студентов научного мировоззрения. В нас­тоящее время фундаментальность образования призвана обеспечить целостное видение природы, человека и общества в контексте междис­циплинарного диалога. Важно добиться такой постановки содержания обучения, чтобы обеспечить единство двух картин мира – естественнонаучной и гуманитарной.

В связи с этим нельзя не затронуть проблему науки и религии. В настоящее время наука и религия ищут возможности для поиска точек соприкосновения, по крайней мере, не рассматриваются как антиномические понятия. При этом не следует, на наш взгляд, стирать существенные различия между научным и религиозным познанием. Научное мировоззрение - стержень воспитательного процесса в государственных учебных заведениях. Научное мировоззрение формируется в процессе поиска истины экспериментальным или теоретическим путем. Именно поэтому общество, претендующее на цивилизованность, должно базироваться на научных знаниях. Вместе с тем нельзя не признавать нравственную ценность ряда религиозных заповедей.

Предлагаемый студентам широкий спектр элективных курсов (например, по проблемам глобалистики, геополи­тики, этнических отношений и социальной конфликтологии, ориентирующих на поиск способов, средств разумного, гражданско-правового разрешения конфликтов) позволяет значительно усилить воспитательный потенциал социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в соответствии с новыми требованиями к профессионально важным и социально значимым качествам личности специалиста.

Решению проблемы способ­ствуют магистерские программы по направлению «Педагогическое образование» (профили «Воспитательная работа с молодёжью», «Педагогический менеджмент»), курсы по выбору " Гражданское образование в России: миф или реальность? "; " Образование в XXI веке: прогностические модели"; " Профессиональная карьера: как достичь успеха? ", «Управление системой корпоративных коммуникаций». Названные элективные курсы направлены на развитие у студентов таких качеств, как социальная и профессиональная мобильность, толерантность, личная ответственность за жизненную судьбу, за свое профессиональное самоопределение, конкурентоспособность.

Системообразующую роль в гражданском образовании играет правовое воспитание, которое начинается с организации работы по изучению прав человека: Декларации о правах человека, Конституции Российской Федерации, Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. «Образование в области прав человека, - записано в Хартии, - означает воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены, благодаря передачи обучающимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения, на расширение их возможностей содействовать созданию и защите всеобщей культуре прав человека в обществе с целью продвижения и защиты прав человека и основных свобод» [19, с.6 Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.-Страсбург, 2010.- 19с. (С.6). ]. Правовое просвещение включает изучение возникновения и развития категорий достоинства и свободы человека, его прав и гарантий; юридические нормы, закрепляющие права человека; экономические, социальные, политические, культурные условия существования указанных общественных норм, а также ознакомление с факторами, препятствующими их реализации; овладение способами преодоления этих факторов (право на защиту прав человека); изучение политических, правовых, философских, этических учениий о правах человека, практики поведения в правовом и неправовом государствах. [60 Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского.-Волгоград, 2004.]. Важным компонентом правового просвещения является изучение Конституции РФ. «Конституция соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, подчеркнув их взаимную обязанность уважать и защищать друг друга, – отмечает В.В. Путин в Послании президента РФ Федеральному собранию.- Прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина» [1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию // Российская газета, 2013, 13 декабря]. Изучение Конституции РФ связано с формированием убеждения в необходимости закрепления принципов верховенства права, приоритета неотчуждаемы прав и свобод человека и гражданина, принципов народовластия, разделения властей, федерализма, социального государства – тех принципов, которые формируют правовое достоинство граждан. Понимание значения Конституции РФ, отмечает ректор Московского государственного юридического университета Виктор Блажеев, закладывается в процессе обучения и обеспечивается прежде всего преподавателями, формирующими мировоззрение будущего специалиста, его правовую культуру, гражданскую, патриотическую позицию, воспитывая уважение к демократическим свободам и ценностям [61 Блажеев В. Чему учит Конституция // Российская газета, 2013, 5 ноября].

Согласно п.2 ст.13 Конституции нашей страны, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной», однако это не означает, что гражданское общество не может иметь своей идеологии. Идеологию, как и национальную идею, нельзя придумать, она не может быть плодом умозрительных заключений, так как в её основе лежат вырабатываемые обществом идеи, взгляды, разделяемые большинством ценности. Идеология гражданского общества включает в себя идеи справедливости, человеческого достоинства, демократические принципы, гуманистические ценности. Идеологию нельзя навязывать. «Идеология должна появиться органично, - отмечает руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Сергей Белоконев. - Нужны герои, которые будут укреплять представления о том, что хорошо, а что плохо. Этими героями должны стать молодые люди, которые есть в нашей стране» [62 Белоконев С. Нужна ли нам идеология? //Известия, 2013, 11 ноября]. Успешность воспитательной работы зависит и от наличия педагогической идеологии у её организаторов: от системы их педагогических взглядов, смысложизненных ориентаций.

Реализации целей гражданского образования в области прав человека будут способствовать такие меры, как своевременное внедрение новых курсов, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, создание учебников нового поколения, учреждение в университетах юридических клиник, центров правовой документации, уполномоченных по правам участников образовательного процесса, развитие институтов студенческого самоуправления (кураторство, волонтёрство, студенческий совет). «Права человека» в вузе могут рассматриваться как многофункциональная категория: учебная дисциплина, методологическая основа диалоговой модели сотрудничества и партнёрства преподавателя и студента. При этом права человека должны быть защищены во всех сферах образовательного процесса – управлении, обучении, воспитании [63 Глушкова С. Права человека как ценность образовательного процесса // Высш. образ. в России.-2006.-№3.-С.138-141].

Правовое просвещение направлено на реализацию в первую очередь следующих задач:

-ознакомление студентов с основными нормативными актами, регулирующими отношения в социальной сфере;

-формирование представлений о правовых основах социальных отношений;

-приобретение знаний о правах и обязанностях граждан, некоммерческих общественных организаций;

-формирование позитивного правосознания студентов;

-формирование нормативно-правового мышления и активной гражданской позиции;

-развитие и совершенствование способности и готовности практического применения правовых знаний [64 Серых А.Б., Зайцев В.С. Формирование правосознания у будущих специалистов социальной сферы // Высш. образ. в России.-2011.-№5.-С.104-107].

Формирование правосознания студентов - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода, значительных педагогических усилий всего коллектива вуза, решимости всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка, за искоренение негативных явлений в жизни вуза. Об уровне овладения правовой культурой молодым специалистом можно судить по таким признакам, как знание правового и политического устройства общества, знание личных прав и обязанностей, уважительное отношение к закону, нормам и ценностям гражданского общества, законопослушное поведение, умение пользоваться своими правами, личными свободами.

Формированию правосознания будут способствовать и такие методические средства, как издание словаря-справочника по правам человека, буклетов «Защити себя сам», «Ваши права», издание учебных пособий, информационных материалов, интеллектуальных игр, работа правовых школ, проведение конкурсов, обучающих семинаров. Наряду с консультациями, студенты Юридического института могут готовить просветительские листки по темам: «Ваши права в медицинском учреждении», «Что делать, если вас задержала полиция», «Как обратиться к Уполномоченному по правам человека Ставропольского края». Целесообразно проведение занятий в школах по клиническому юридическому образованию, организация научно-практических семинаров и конференций. Во внеучебной работе доказали свою эффективность такие организационные формы, как выставки нормативно-правовой литературы «Сам себе адвокат»; встречи с работниками правоохранительных органов, с членами избирательных комиссий; деятельность студенческой территориальной добровольной дружины по охране правопорядка; дни правовых знаний; уроки гражданственности; дни правового информирования «Конституция РФ – основной закон нашей жизни»; конкурс проектов «Права человека глазами студента»; юридическая игра «Демократия» (выборы в России). Названные мероприятия организуются с целью правового просвещения студентов, ознакомления с основным Законом Российской Федерации, основами конституционного строя, функциями органов государственной власти и местного самоуправления, а также с основными правами человека и гражданина. В качестве примера использования активных форм в повышении мотивации студентов к овладению правовыми знаниями можно привести межвузовскую студенческую квест-игру «На пути к Конституции», организованную центром правового воспитания отдела гражданско-правового и патриотического воспитания Управления воспитательной работы совместно со студенческим волонтерским отрядом «ПраОбраз». В игре приняли участие ведущие вузы Ставрополя: команды Студенческого этнического совета СКФУ и Студенческого патриотического отряда СКФУ «Исток», а также команды Ставропольского государственного аграрного университета, Ставропольского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова, Института Дружбы народов Кавказа, Ставропольского государственного педагогического института.

Важную роль в повышении эффективности правового воспитания играют меры, направленные на изучение представлений студентов о правопорядке, их поведения, отношения к правовым нормам: анкетирование студентов-первокурсников; выявление студентов, склонных к правонарушениям, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы; изучение проблем студенческой молодежи; создание банка данных о студентах группы риска.

Особенно значима для успешной реализации компетентностного подхода в правовом образовании роль юридической клиники. Педагогическая ценность юридической клиники заключается в том, что она, как инновационная форма профессионального воспитания, позволяет одновременно решать две очень важные задачи: оказывать бесплатную юридическую помощь населению, в которой особенно нуждаются самые незащищённые социальные слои (пенсионеры, инвалиды и др.), и содействовать студентам в получении необходимого опыта, в накоплении практических навыков правового консультирования, составления юридических документов. В рамках реализации этих задач в клинике организуется ежедневный приём граждан. На базе юридической клиники университета целесообразно проводить информационно-просветительские мероприятия, к участию в которых могут привлекаться представители административных и правоохранительных органов. Эти мероприятия помогут повысить образовательный уровень, профессиональную направленность студентов, будут содействовать укреплению связей с социальными партнёрами. Кроме того, применение информационных технологий (например, использование информационно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант»), активных педагогических форм и методов (мастер-классов, конференций и иных мероприятий, отвечающих интересам, образовательным потребностям студентов) будет способствовать повышению мотивации к обучению, к проявлению гражданской активности. Например, в юридической клиники СКФУ на выездных консультациях, в ходе которых проводятся мастер-классы на темы «Защита прав потребителя» и «Наследование», студенты не только получают полезную практику публичных выступлений в ходе общения с различными по составу социальными группами населения, но и проявляют большой интерес к данному, имеющему гражданскую направленность виду профессиональной деятельности, выражают желание продолжать сотрудничество. Причём состав студентов-консультантов ежегодно обновляется, что позволяет придать работе в юридической клинике массовый характер профессионального воспитания. Важно подчеркнуть, что с принятием закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» деятельность студенческих юридических клиник в России как правовых центров получила нормативное закрепление и обрела высокий социальный статус.

Важным средством развития общественной активности студенчества, формирования нового мировоззрения является разработка социально ориентированных магистерских программ. Значительным педагогическим потенциалом для гражданского и патриотического воспитания обладает, например, магистерская программа «Воспитательная работа с молодёжью». Данная образовательная программаформирует у студентов такие компетенции, как овладение методами социально-педагогических исследований, готовность к проектированию воспитательных дел с учётом возрастных, социокультурных, национальных и других особенностей, овладение умениями и навыками педагогического менеджмента. Студенты учатся применять психолого-педагогические средства мотивации детей и молодёжи к активной общественной работе (например, к волонтёрскому движению), овладевают умениями и навыками организации праздников, гражданских акций, готовностью к установлению деловых, межличностных и межкультурных коммуникаций. Данная магистерская образовательная программа ориентирована на подготовку не только студентов, но и специалистов, уже работающих в области педагогического образования и имеющих склонности к научно-педагогической деятельности, активистов политических, общественных организаций, движений, работников органов государственной власти, ответственных за реализацию молодёжной политики. Содержание образовательной программы включает следующие модули: социально-психологические особенности молодёжи; диагностический инструментарий изучения культурно-национальных, конфессиональных особенностей различных групп молодёжи; методика организации внеучебной деятельности учащихся общеобразовательной и высшей школы; изучение молодёжных субкультур; управление молодёжными организациями; проектирование технологий организации массовых мероприятий; управление системой корпоративных коммуникаций; технологии формирования гражданской позиции, российской идентичности; психолого-педагогические основы организации молодёжного досуга, коммуникативных площадок, форумов, выставок; технология развития творческих способностей молодёжи, лидерских качеств; проектирование технологий интеграции основного и дополнительного образования; подготовка специалистов дополнительного образования.

В учебный план магистерской программы «Воспитательная работа с молодёжью входят дисциплины «Технологии поликультурного образования», «Воспитание молодёжного лидера», «Организация массовых мероприятий», «Методика воспитательной работы», «социальная психология» и др. Содержание программы структурировано по следующим тематическим направлениям:

- уяснение инновационных основ проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся в образовательных организациях различного типа;

- овладение теоретическими и методическими основами проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами истории, краеведения, музейной работы;

- формирование умений обосновывать и адекватно оценивать влияние политической и социальной жизни страны на современную ситуацию в сферах культуры и образования;

- овладение диагностическими методиками оценки готовности обучающихся к социально значимой деятельности;

- обучение основам методического обеспечения процесса организации гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи, овладение методиками психолого-педагогической диагностики уровня сформированности гражданственности и патриотизма,

- овладение методикой организации научного исследования проблем организации воспитательной работы, межкультурной коммуникации в полиэтнической среде.

В результате изучения теоретических и практических дисциплин у магистров формируются следующие компетенции:

- способность применять современные методы и средства организации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных организациях;

- готовность к систематизации, обобщению и распространению педагогического опыта в профессиональной области;

- способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций.

Эффективность процесса гражданского и правового воспитания определяется рядом факторов:

-интеграция внутренней и внешней образовательной среды университета;

- отбор содержания гражданско-правовых знаний в соответствии с миссией федерального университета, с учётом региональных особенностей;

-связь обучения с жизнью региона, его политическими, экономическими, социокультурными проблемами, создание условий для вовлечения студентов в активную общественную деятельность;

- проектирование содержания обучения на основе отечественных педагогических традиций, учёта достижений современных научных знаний, баланса общественных и личных интересов.

Для студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям, разработан курс по выбору «Гражданская культура и самоактуализация личности» (доцент Ж.Ю. Малоокая). Цель курса – формирование гражданского сознания студентов, гражданских компетенций, необходимых для строительства гражданского общества. В процессе изучения спецкурса студенты знакомятся с особенностями гражданской культуры, сложившейся в американском социуме, учатся устанавливать общее и особенное в характеристиках российской и американской ментальности, в смысложизненных ориентациях. Изучение системы политического и государственного устройства в США, Великобритании, системы гражданского образования в этих странах помогает студентам преодолевать укоренившиеся стереотипы в своих представлениях о странах Европы и США, яснее представлять дальнейшие пути развития России в сторону демократии и правового государства. Эффективным средством для формирования у студентов адекватных представлений о демократических отношениях в странах Западной Европы и США является изучение материалов иностранной периодической печати (например, ежемесячного журнала News Week, Интернет-сайтов по правовым вопросам, по проблемам межкультурной коммуникации), позволяющих проводить сравнения точек зрения российских и американских политологов, историков, юристов, социологов, журналистов. В качестве заданий для самостоятельной работы студентам предлагаются подготовка эссе, презентаций, переводы отрывков из американской прозы, участие в заседаниях студенческого английского клуба.

Гражданская активность, готовность к защите прав человека, способность реагировать на вызовы социальных перемен, умения принимать решения в нестандартных ситуациях, терпимость к чужому мнению, уважительное отношение к другим социальным группам, умение вести переговоры, вступать в диалог – все эти свойства и качества формируются в процессе профессионального образования преимущественно при изучении социальных и гуманитарных дисциплин. Расширению дидактического инструментария гражданского образования, повышению его практической направленности может способствовать применение кейс-стадии (case-study) технологии. Кейс – это описание реальной ситуации, реально произошедшего события, выбираемого для анализа. Кейс – это не просто правдивое описание события, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, побудить студентов к обсуждению, к принятию правильного решения. Грамотно спроектированный кейс инициирует возникновение дискуссии, привязывая студентов к реальным фактам, позволяющим смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придётся встретиться на практике. Кейс-стадии считаются одним из самых эффективных способов формирования навыков решения типичных проблем, так как данная технология обучения основана на тренинге студентов с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Однако метод кейсов не следует подменять привнесением в обучение псевдоситуаций, так называемых примеров из жизни, а образовательную дискуссию сводить к разговорам «про жизнь». «Руководители практических заданий, - свидетельствует мировой опыт, - берут их там, где сама жизнь выдвигает их в план учебной работы, для того, чтобы попытаться наметить правильное решение вопроса и этим помочь соответствующему органу в его практической работе» [tgspa.ru/info/study/pedagog/case.pdf]. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать цели обучения, иметь соответствующий уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни, не устаревать слишком быстро, иметь национальную окраску, иллюстрировать типичную ситуацию, развивать критическое мышление, провоцировать дискуссию. В качестве образовательного кейса выбираются такие ситуации, которые характеризуются противоречивостью, возможностью принятия нескольких решений. Подобные ситуации возникают в социальных системах, где нет жёсткой детерминации поведения, где существует множество факторов, имеет место конкуренция, борьба разных сил. Вот почему метод анализа ситуаций редко применим в закрытых, авторитарных системах, где деятельность строго определена и авторитарно управляема, где нет места плюрализму решений, выбору поведения и самоопределению людей – участников ситуации [Варданян М.Р. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе кейс-стадии / М.Р.Варданиян, Н.А. Палихова, И.И.Черкасова, Т.А.Яркова. – Тобольск, ТГСПА, 2009.-188с.].

Ситуативный материал может быть представлен для дискуссии в различных видах: рассказ, эссе, интервью, аналитическая записка, видеозапись, журналистское расследование, отчёт, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов. Например, в соответствии с целями гражданско-правового воспитания студентам для обсуждения могут быть предложены следующие связанные с жизнью региона события-ситуации, взятые из материалов СМИ и сети Интернет:

- ситуация «Журналисты в плену» (видеозаписи рассказов российских журналистов о времени, проведённом в украинском плену);

- ситуация «Моё поколение: самовыражение в творчестве» (эссе Валерии Германики - «Российская газета», 2014, 2 июля);

- ситуация «Готовим профессионалов и патриотов» (интервью ректора А.А.Левитской о настоящем и будущем федерального университета - «Российская газета». Северный Кавказ, 2014, 16 мая.- С.15);

- ситуация «Почему молчат правозащитники?» (видеозаписи о событиях на Украине);

- ситуация «Ты записался добровольцем?» (отчёты о состоянии воспитательной работы на факультетах);

- ситуация «Кризис власти на Ставрополье» (журналистское расследование об организованных правящих группировках в регионе.- «Комсомольская правда», 2014, 20 июня; газета «Открытая», 2014, №25, 2-9 июля.-С.5, 9);

- ситуация «Чему учат фальшивые доктора наук?» (очерк Я.Курбатова -«Комсомольская правда», 2014, 25 июня; публикации газеты «Открытая»);

- ситуация «Как стать чиновником?» (очерк А.Никишина «Муниципальные заметки» - «Российская газета», 2013, 25 декабря);

- ситуация «Болею за команду Игоря Лаврова» (совокупность фактов о развале министрами-временщиками спорта на Ставрополье - публикации газеты «Открытая»);

- ситуация «Не по Сеньке шапка: нужен ли президент федеральному университету? (совокупность фактов, причин дискредитации федерального университета в СМИ, статья В.Крупенина «Отупление за государственный счёт» - газета «Открытая», 2013, №22, 12-19 июля.-С.6-7);

-ситуация «Не знаешь прав – ты не прав» (совокупность фактов нарушения прав человека на Ставрополье и действиях аппарата Уполномоченного по правам человека в публикациях газеты «Открытой»);

-ситуация «Оборотень по особо важным делам» (совокупность фактов преступлений «оборотней в погонах» в СМИ);

-ситуация «Своих не бросаем» (совокупность статистических материалов об отношении россиян к воссоединению Крыма, о помощи беженцам из Украины – по материалам СМИ, Интернет).

 

Действенным инструментом интеграции гуманитарной педагогической среды федерального университета должна стать система дополнительного образования. Например, организация в университете института молодёжного лидера, образовательные программы которого будут направлены на развитие лидерских качеств, социальной активности, на поддержку молодёжных инициатив.

Поиск и обретение лидера в самих себе сопряжён с актуализацией личностного потенциала, поиском возможностей для достижения успеха в социально значимых видах деятельности, в воспитании ответственности, инициативности как базовых качеств личности гражданина, специалиста. Однако даже те студенты, которые имеют потенциальные лидерские способности, не всегда достаточно полно осведомлены, где и в каком качестве могут проявить себя. Ещё меньше возможностей для включения в социально значимую деятельность у студентов, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих барьеры в коммуникативном взаимодействии, не умеющих самостоятельно преодолеть различного рода самоограничения. Для оказания помощи этим студентам в преодолении указанных недостатков, для воспитания в вузе настоящего лидера, необходимо создание дополнительных, специальных условий. В институте лидера, например, студенты смогут получить квалифицированную оценку своего лидерского потенциала, научиться преодолевать самоограничения, трудности коммуникативного взаимодействия, накопить опыт разработки социально значимых проектов, получить рекомендации для реального включения в активную общественную работу. Поэтому по-прежнему остаётся актуальной проблема эффективного использования не только возможностей университетского образования, но и социального партнёрства (общественных организаций, органов управления молодёжной политикой) для формирования личности лидера, способного к успешной социальной деятельности.

Технология подготовки лидера-организатора включает активные формы и методы психолого-педагогической поддержки: консультации, групповые дискуссии, ролевые игры, психодрамы, тренинги, уроки рефлексии, мастер-классы, социально-педагогические практики, позволяющие успешно решать задачи развития личностных качеств, психолого-педагогической коррекции, подготовки к участию в общественной работе, к управлению коллективом.

В новых условиях недостаточно полно используется воспитательный потенциал дополнительного образования. Немалая часть студентов, особенно тех, кто уже в школьные годы проявлял интерес к общественной работе, испытывает потребность в овладении гражданскими компетенциями. По этой причине на базе университетов, педагогических вузов целесообразна организация институтов (школ) общественных профессий. В результате освоения дополнительных образовательных программ студенты могут получить сертификаты: «Модератор молодёжных коммуникативных площадок», «Организатор молодёжных мероприятий», «Организатор молодёжных объединений по месту жительства», «Куратор студенческой академической группы», «Студенческий (школьный) тьютор», «Консультант по подготовке молодёжных социальных проектов», «Скаут молодёжных талантов», «Консультант-краевед. Экскурсовод», «Инструктор по туризму», «Волонтёрский коуч», «Вожатый», «Руководитель творческой студии (кружка, спортивной секции, клуба по интересам)», «Консультант юридической (или психологической) клиники».

Таким образом, целенаправленное использование потенциальных возможностей социально-экономических и гуманитарных дисциплин, социальных практик позволит значительно повысить качество воспитательной работы, направленной на формирование гражданского-патриотического сознания студенчества. При этом важно учитывать, что воспитание гражданственности в условиях высшего профессионального образования осуществляется не прямым воздействием на сознание, а преимущественно посредством созданием условий для развития личностных мотивов, смыслов, интересов, потребностей, составляющих основу жизненной, а вместе с ней и гражданской позиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.