Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системно- процессуальные характеристики гражданского образования и патриотического воспитания как социально-педагогического феномена






 

Задача высшей школы - формирование у субъектов образовательного процесса гражданского сознания, ощущения себя полноправным членом общества, чувства гражданской ответственности, достоинства, уважения к закону. «Основной проблемой, серьёзной трудностью в организации воспитательной работы в современных условиях, - отмечают преподаватели вузов, -выступает многообразие конкурирующих ценностей и идей, отсутствие интегрирующей общенациональной идеологии, нарастание социальной апатии и безразличия, пессимистических и нигилистических настроений в молодёжной среде» [53.Минзарипова Р. Университет – среда социализации молодёжи // Высшее образование в России. -2006.-№10.-С.97-99 (С.98)]. В новом законе Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Связь обучения и воспитания – один из основополагающих принципов отечественной системы образования, уходящий своими корнями в глубокое культурно-историческое прошлое. «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, - отмечал выдающийся философ И.А. Ильин, - ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять» [54, с.412]. 54.с.412 Ильин И.А.Национальная Россия. Наши задачи. М.: Алгоритм, 2011. Именно поэтому, заботясь о будущем студентов, наряду с современной профессиональной подготовкой, необходимо создать в вузе такие условия, которые способствовали бы формированию у них ясных, хорошо осмысленных морально-нравственных ориентиров, прочной духовной опоры, подлинных жизненных ценностей, активной жизненной позиции. В связи с этим значение приобретает и четкое формулирование тех качеств, которые необходимо сформировать у будущих специалистов. Гражданственность – одно из важнейших таких качеств.

Современная высшая школа особенно нуждается в создании эффективной системы воспитания, обеспечивающей развитие гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В настоящее время университет призван готовить не только конкурентоспособного специалиста, но и человека, гражданина, способного обрести уверенность в нестабильном мире. От того, в какой мере органично формы и методы воспитательной работы будут включены в процесс общей профессиональной подготовки и ориентированы на ее конечный результат зависит не только качество работы педагогического коллектива вуза, но и эффективность развития государства, всего общества в целом. Таким конечным результатом является готовность выпускника к самореализации в основных сферах жизнедеятельности - познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

Как показывает исторический опыт, университеты являются ведущими центрами культуры, образования, науки. Отличие университета от профильного вуза в сфере воспитания заключается в его целевой направленности на обеспечение высокого качества гуманитарной составляющей в содер­жании образования, т.е. направленности на формирование личности спе­циалиста, обладающего высокой духовно-нравственной и профессиональной культурой. В этом смысле назначение университета - воспитание когорты интеллигенции, способной к сохранению и воспроизводству культурных ценностей, объяснению совре­менного состояния общества, понимающей пути его развития.

Готовность специалиста к активной гражданской деятельности опреде­ляется словом " образование". Для качественной оценки уни­верситетской подготовки понятие " образование" должно быть дополнено понятием " образованность". Образованность - это глубокое и широкое овладение, прежде всего, социально-гуманитарными знаниями, соответ­ствие этим знаниям нравственных чувств и поведения, духовная свобода и свобода мысли, профессиональная компетентность, направленность на непрерывное самообразование, самосовершенствование. Образованность - это и стройность методологического мышления, овладение понятиями, понимание современных социальных и культурологических концепций, ясное представление границ собственной компетентности. Старейшие университеты всегда гордились не только своими выдающимися выпускниками, но прежде всего тем, что из их стен выходили образованные люди, из которых формировалась подлинная интеллектуальная элита.

Таким образом, университет - это исторически сложившаяся форма вуза высшего ранга, его оптимальная модель, которая потенциально может дать человеку качественное образование. Ведущими идеями универси­тета являются гуманистическое начало, фундаментальность знаний, инновационный характер научных исследований, дух образованности и творчества, культуры, морали.

Обобщая современную практику воспитания студентов, можно выделить ряд моделей организации воспитательной работы: корпоративно-демонстративную, формально-прагматическую, информационно-просветительскую, творчески развивающую, профессионально ориентированную, социально ориентированную.

Корпоративно-демонстративная модель ориентирована на утверждение корпоративных ценностей (норм, правил, традиций, организационных интересов), демонстрацию достижений вуза, рекламирование предоставляемых образовательных услуг, каких-либо других преференций. В конечном счёте, вся эта деятельность призвана сформировать у студентов корпоративную культуру, повысить репутацию вуза в общественном мнении, обеспечить его конкурентоспособность.

Формально-прагматическая модель – формальное проведение мероприятий в целях выполнения плана воспитательной работы (обеспечения соответствия критериальным показателям оценки работы вуза), получения организаторами дополнительных баллов, влияющих на увеличение стимулирующей надбавки к зарплате.

Информационно-просветительская модель реализуется посредством мероприятий, направленных на повышение осведомлённости студентов и преподавателей о жизни вуза, региона, на актуализацию знаний, эмоциональных отношений, связанных с какими-либо значимыми событиями (праздники, юбилеи, памятные даты, встречи, конференции, выставки, клубы по интересам, экскурсии).

Творчески развивающая модель включает организационные формы, ориентированные на интеллектуальное, эстетическое развитие студентов, имеющих способности к познавательной, исследовательской, художественной деятельности. Это работа различных художественных коллективов, объединений, участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, художественной самодеятельности.

Профессионально ориентированная модель реализует задачи формирования профессиональной направленности студентов, трудоустройства, профессиональной ориентации школьников. Задачи эти решаются посредством работы вузовских служб трудоустройства, центров планирования карьеры, проведения встреч с работодателями, дней открытых дверей, конкурсов профессионального мастерства.

Социально ориентированная модель развёртывается в русле организации социально значимой деятельности студентов: студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, студенческих отрядов, в социальном проектировании, благотворительной деятельности, в акциях, имеющих гражданско-патриотическую направленность.

 

Выбор модели педагогической системы зависит от мировоззренческих оснований участников педагогического процесса, определяющих вектор развития высшей школы, государства и общества. Мировоззренческие основания в обобщённом виде находят своё выражение в национальном воспитательном идеале – в совокупности национальных ценностей: гражданственности, патриотизма, трудолюбии, коллективизме, солидарности, справедливости, равенстве перед законом. «Воспитательный идеал – это общенациональная, консолидирующая идея, разделяемая всеми социальными субъектами, большинством граждан. Он раскрывается в системе базовых национальных ценностей, составляющих фундамент современной культуры. Базовые ценности являются содержательной основой реальных процессов объединения различных общественных сил… Воспитательный идеал – это и ответственный гражданин, патриот, принимающий судьбу Отечества как свою личную, ответственный за настоящее и будущее своей страны». [55.Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами социализации в условиях модернизации России // Педагогика.-2011.-№1.-С.3-13 (С.10)].

Назначение системы гражданского и патриотического образования в широком смысле – достижение общероссийского согласия, единения, укрепления правового государства, обеспечение возможности диалога между государством и гражданским обществом. Формирование системы гражданско-патриотического образования и воспитания – это целенаправленная и постоянная работа по её совершенствованию, усилению внутренних связей между компонентами, интегрированным результатом которой станет повышение уровня гражданско-патриотического сознания, социальной активности людей. Качественный уровень образования и воспитания в целом и гражданского образования в частности может быть обеспечен системным характером его организации. На уровне отдельного вуза в систему гражданского образования входят все компоненты внутренней и внешней педагогической среды университета: субъекты образования (преподаватели, вспомогательный персонал, студенты); социально-экономические и гуманитарные учебные дисциплины; внеучебная работа; материальное, нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение; органы управления; общественные организации; социальные партнёры; базы социальных практик.

Гражданское образование как процесс включает следующие имеющие системный связи компоненты: цели и задачи, принципы, содержание, методы, формы.

«Одна из основных целей воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека состоит, -указывается в Хартии Совета Европы, - не только в том, чтобы наделить обучающихся знаниями, пониманием и навыками, но и в том, чтобы развивать готовность действовать в обществе с целью продвижения принципов прав человека, демократии и верховенства права» [19, с.11 Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. Совет Европы. Директорат по вопросам образования и языков.– Франция, Страсбург, 2010.-19 с.]. (Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.-Страсбург, 2010.- 19с. (С.6).

Частные цели гражданского воспитания можно классифицировать (по признаку воздействия на сферы личности) на три группы: цели формирования гражданского сознания личности - представлений, взглядов, убеждений, идеалов; цели формирования эмоциональной сферы - чувств, переживаний, отношений; цели формирования поведения - повышения активности участия в деятельности.

Цели формирования гражданского сознания личности – это поддержка философско-мировоззренческого самоопределения человека, формирование национального самосознания, убежденности в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей; готовности к социальному и профессиональному самоопределению, к сохранению и приумножению национальных культурно-исторических ценностей. Это развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельности и независимости мышления.

Цели формирования эмоциональной сферы гражданина - развитие уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, укрепление чувства долга и ответственности перед государством, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование эстетической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.

Цели формирования гражданского поведения – формирование направленности на здоровый образ жизни, на повышение культуры досуга; ориентация на достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу; подавление асоциальных инстинктов, национализма, жестокости и вандализма; формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной мобильности, трудолюбия, готовности к службе в армии.

Нормативно-регулятивные функции в процессе гражданско-патриотического воспитания выполняют социально-педагогические и психолого-педагогические принципы.

Социально-педагогические принципы:

– принцип государственности, требующий целенаправленных совместных усилий вуза, общества в развитии и укреплении демократических основ государства, в повышении его благосостояния, ускорении процесса интеграции государства в мировое сообщество, в повышении его конкурентоспособности на международном уровне;

– принцип относительной независимости системы образования от государства: невмешательство его властных структур в повседневную жизнь вуза, соблюдение суверенных прав студентов, педагогов и учебно-воспитательных организаций;

– принцип соответствия основ системы образования главным параметрам и формам жизнедеятельности демократического общества. Данный принцип ориентирует на педагогически целесообразный перенос в систему образования возможных способов и форм существования демократического общества (самоуправления, правового и информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, независимости общественных организаций и движений, диалогичности, плюрализма, сочетания культуры достоинства и культуры полезности);

– принцип культурологического подхода, требующий учета в процессе гражданского воспитания мировых культурно-исторических традиций, состояния экономической, правовой, политической, экологической культуры собственной страны и конкретного региона; единства национального, межнационального и интерсоциального;

– принцип единства процессов социализации, гражданского образования и развития личности. Данный принцип ориентирует на укрепление связей взаимодействия между вузом, другими социальными институтами, имеющими прямое или косвенное отношение к воспитанию.

Психолого-педагогические принципы:

– единство процессов формирования культуры достоинства и культуры полезности;

– формирование личности студента в единстве учебной и социальной деятельности;

– учет взаимосвязи индивидуализма и коллективизма, духовной свободы личности и ее ответственности, дисциплинированности, законопослушности;

– развитие гражданского сознания, патриотических чувств в различных видах социальной деятельности;

– взаимосвязь нравственных знаний и нравственного поведения;

–создание условий для правовой, мировоззренческой, морально-психологической и социальной защищенности личности;

– направленность процесса образования и воспитания на формирование опыта достижения успеха;

– творческий подход к отбору содержания, проектированию форм и методов гражданского образования, позволяющих комплексно решать задачи экономического, политического, правового, экологического, нравственного воспитания;

– разнообразие форм и методов гражданского образования и воспитания;

– единство педагогического руководства и самоуправления.

Содержание гражданского воспитания составляют соединенные с личностными переживаниями, чувствами конкретные знания (экономические, политические, правовые, этические и др.), на основе которых формируются гражданские убеждения, общественный идеал, определяющие характер поведения, деятельность личности. Одним из важнейших средств развития гражданского сознания личности является гражданское образование молодежи. Содержание гражданского образования - это совокупность связанных между собой экономических, правовых, политических, этических, экологических и других знаний. Именно знания, разум позволяют гражданину разобраться в сложной общественно-политической, экономической обстановке, устоять от соблазнов использования простых и быстрых решений в обстоятельствах, требующих глубокого осмысления, творческого подхода, терпения и выдержки. Такие знания позволяют установить верные связи и отношения с обществом, государством, выработать осознанную гражданскую позицию, исполнить свой гражданский долг.

Знания эти должны быть сплавлены с чувствами, пропущены через индивидуальные переживания обучающихся. Только превратившись в убеждения и идеалы, принципы, знания могут стать определяющими в выборе социально значимых целей и направленности деятельности, определить характер личностного поведения. Поэтому отношение студента к знаниям, учебному труду, ответственность за его результаты, осознание необходимости самообразования и самовоспитания может быть одним из наиболее весомых критериев в оценке уровня развития гражданского сознания студентов.

В процессе гражданского образования и воспитания применяется широкий арсенал педагогических методов. Это методы воздействия на сознание: лекция, беседа, диспут, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: педагогическое требование, общественное мнение, деловая игра, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: постановка перспектив (формулирование близких, средних и далёких целей), поощрение и порицание, соревнование.

Наиболее распространёнными формами гражданского образования и воспитания являются волонтёрское движение, молодёжные форумы, дебаты, общественные палаты и наблюдательные советы, студенческое самоуправление, встречи с государственными и общественными деятелями, агитбригады, клубы, участие в выборных кампаниях, общественные организации, встречи, экскурсии, олимпиады, праздники, вечера, конкурсы, студенческие отряды, краеведческая и музейная работа, КВН, поисковая деятельность, патриотический туризм по местам историко-культурного значения, военно-исторический туризм, экологические объединения, благотворительное движение, юридические клиники, участие в правозащитных акциях.

В настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания, форм и методов гражданско-патриотического образования, которое необходимо сосредоточить на формировании социально значимых ценностей, образцов гражданского поведения. Направление развития воспитания в системе вузовского образования определяется его важнейшей целью – формирование гражданина, ориентированного на традиции отечественной и мировой культуры, на систему ценностей и потребностей современной жизни, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самосовершенствованию. Для её достижения на основе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний необходимо формировать у студентов научное мышление, интеллектуальный и нравственный облик, экологическую и информационную культуру, творческую активность, толерантность.

Среди задач духовно-нравственного воспитания студенчества в первую очередь обозначим проблему формирования ценностных ориентаций.

Изменения в системе, структуре ценностей, нравственных норм, идеалов неизбежно приводит к глубоким изменениям как в самом социуме, так и в каждой отдель­ной личности. В этих условиях студент попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых мировоззренческих установок, моделей поведения, понимания механизмов действующих социальных лифтов [56 Кочетова Н.Д. Социальная ответственность как составляющая профессиональной компетентности будущих специалистов // Высшее образование сегодня. 2011. №11. С.38 – 41.

]. Изменениям этим необходимо придать по возможности системный, целенаправленный характер, направить в русло движения к социально значимым ориентирам. Для этого необходимо иметь достаточно глубокие представления о системно-процессуальных характеристиках гражданского образования и патриотического воспитания. Главная особенность организации гражданского образования и патриотического воспитания в условиях федерального университета заключается в том, что университет, образовательная деятельность которого развёртывается в масштабах Северокавсказского федерального округа, должен выработать механизмы интеграции гражданско-патриотического образования и воспитания с целями и задачами воспитания российской идентичности, межэтнической толерантности, правового сознания, активного противостояния к проявлениям нетерпимости и экстремизма, правового нигилизма. Для федерального университета, действующего в поликультурной среде, особенно актуальной становится идея российской идентичности, смысл которой в том, что «в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания» [57Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика.-2011.-№1. – С.14-24 (21)].

Эффективность системы гражданско-патриотического образования и воспитания зависит от ряда экономических, социально-политических, правовых, культурных, идеологических, психолого-педагогических условий.

Экономические условия: устойчивый рост экономики, обеспечивающий право гражданина на труд, выбор желаемой профессии, удовлетворение материальных и духовных потребностей, возможность получения полноценного образования.

Социально-политические условия: углубление процессов гуманизации и демократизации государственной, общественно-политической жизни, преодоление опасности возврата к тоталитаризму, строительство гражданского общества, взвешенная, научно обоснованная национальная политика, развитие самоуправления, поиск баланса между самостоятельностью государственной власти и гражданским контролем за ее деятельностью, социальный контроль за работой средств массовой информации и коммуникации; возрождение земства как средства организации отдельных социальных групп в общину; углубление процессов социальной и культурной интеграции России на международном уровне.

Правовые условия: укрепление правового государства, преодоление правового нигилизма и экстремизма, совершенствование законодательной базы образования, гражданского воспитания молодежи, законов об обороне страны, всеобщей воинской повинности, разграничение функций государства и общества в управлении образованием, укрепление социальной, правовой, морально-психологической защищенности, конкурентоспособности будущего специалиста.

Культурные условия: восстановление культурного наследия, лучших традиций исторического прошлого, сохранение памятников национальных культур, создание новых, расширение возможностей для творческой деятельности, полноценного досуга, диалога культур.

Идеологические условия: преодоление идеологического догматизма и стереотипов, последствий мифологизации общественного сознания, реализация принципа философско-мировоззренческого плюрализма, свободы выбора образа и стиля жизни, преодоление расхождения между словом и делом.

Психолого-педагогические условия: пробуждение у студентов патриотических чувств, национального самосознания, национальной гордости, уверенности в надежности и необратимости демократических преобразований; воспитание правдой, использование воспитательного потенциала ритуалов, символики; научно обоснованные подходы к разработке молодежных проблем; включение молодежи в общественную деятельность; повышение воспитательной роли семьи, взаимодействие школы, семьи с другими социальными институтами; развитие социально-педагогических комплексов, совершенствование студенческого самоуправления; участие высшей школы в разработке общественно-государственной программы гражданского воспитания.

Функциональные возможности компонентов системы гражданского воспитания в реализации намеченных целей и задач обладают разным потенциалом. Ядром проектируемой системы является личность, ответственная за свою самореализацию, самоутверждение, саморазвитие. Как любой другой системный объект, личность существует в диалектическом единстве разнонаправленных процессов изменчивости, развития, с одной стороны, и стремления к устойчивости, стабильности - с другой. В период кризисных состояний общество особенно остро ощущает потребность в социально устойчивых людях, способных в условиях свободы к конструктивному, позитивному воплощению в деятельности социально и индивидуально значимых смыслов. Социально устойчивую личность как социально-педагогический феномен исследователи определяют в качестве самоорганизующейся, саморазвивающейся, саморегулируемой системы отношений, предполагающей динамическую целостность совокупности устойчивых структур [58, с. 65 Сироткин Л.Ю.Теория и практика формирования социально устойчивой личности: Дис. …д-ра пед.наук.-Казань, 1993.-323с.].

Резюмируя выше сказанное отметим, что воспитание современного студента не может быть сведено к формированию у него тех или иных социальных качеств. Основой данного процесса и своеобразной точкой отсчета является базовая культура личнос­ти студента, сложившаяся у него в ходе предшествующей социализации система целостных сво­йств, качеств, профессиональных ориентаций, поведенческих установок. По этой причине основные усилия педагогического коллектива вуза должны быть направлены не только на поиск эффективных мер воспитательного воздействия на личность студента, преподавателя, но и на формирование мотивации к самовоспитанию, саморазвитию, на создание условий, позволяющих студенту быть активным субъектом собственной жизни и социальной деятельности. В условиях именно такой деятельности становится возможным успешное формирование гражданской зрелости, осознанной жизненной позиции, готовности к осознанному отстаиванию интересов Отечества в новых политических, социально-экономических реалиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.