Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение современной молодёжи к гражданским и патриотическим ценностям






Одна из главных целей духовно-нравственной работы всех народов России, направленной на обретение смысла национальной идеи, - формирование духовных скреп, работа на обретение российской идентичности. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, - отметил Президент В.В. Путин в Послании Федеральному собранию в 2012 году, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем всегда гордились»[30) Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российская газета, 2012, 13 декабря].

В настоящее время перед педагогическими коллективами вузов встала очень непростая задача – задача обновления содержания воспитания, освоение новых технологий гражданского образования студентов. Необходимо иметь более чёткие представления о ценностных ориентациях, потребностях и склонностях, социально-психологических особенностях студенчества. Интегральным свойством личности, включающим мировоззрение, идеалы, ценностные ориентации, является направленность личности. Объектами направленности могут быть: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело. Признаками «направленности на себя» являются ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, ориентация на соперничество, интровертивность, тревожность. Направленность на общение характеризуется стремлением к совместной деятельности, ориентацией на социальное одобрение, потребностью в эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на дело проявляется в ориентациях на решение деловых проблем, на деловое сотрудничество, в готовности отстаивать собственную позицию в интересах дела. Современному студенчеству свойственна, прежде всего, направленность на дело, выраженность прагматических потребностей (43, 8%). 28, 1% направлены на себя, имеют завышенные требования к себе и окружающим, высокий уровень личных притязаний, отличаются общей неуравновешенностью и конфликтностью. Столько же (28, 1%) имеют преимущественную направленность на общение [31Лесин А.М., Фомина Н.А. Типы направленности личности и особенности ценностных ориентаций студентов // Альма матер. -2014.-№4.-С.34-38] Новые поколения заметно отличаются от предыдущих. Не только потому, что молодые, сколько потому, что в других условиях воспитаны: новая страна, Интернет, потребительское общество, космополитизм. За последние годы снизился интерес к художественной литературе. Изменилась система ценностных ориентаций, структура различных видов занятий в досуге молодёжи. Это связано как с развитием компьютеров, интернета, видео и т.п., кардинально меняющих информационную среду, так и с общими социокультурными изменениями (усиление социальной дифференциации, изменение культурных контекстов, длительность процесса реформирования образования). Для творчества, для возникновения новых идей владения логикой, как известно, недостаточно. Однако и без рационального мышления тоже нельзя надеяться на достижение чего-то серьёзного. «Игреки», как иногда называют новое поколение, креативнее «иксов», более приспособлены к новым технологиям, они реализуют себя в нестандартных творческих формах и мыслят преимущественно образами. А вот с аналитикой и текстами, к сожалению, не очень дружат. Аналитика требует скрупулёзности, длительности интеллектуальной работы, однако немалая часть современных школьников и студентов не очень стремятся пройти все необходимые логические стадии, они их перепрыгивают.

Социальные навыки у «поколения игрек» развиты лучше, чем у «поколения икс». При этом они – ярко выраженные индивидуалисты, которым важно выразить свою точку зрения. Они общаются друг с другом чаще опосредованно – через интернет, мобильный телефон, социальные сети. Коммуникативные умения у них, с одной стороны, развиты неплохо, но с другой – пользуются техникой даже в тех случаях, когда проще обратиться напрямую. Они умеют произвести впечатление, но не очень способны договариваться друг с другом. Недостаточная развитость коллективизма нередко порождают слабость иммунитета против звёздной болезни. По оценкам самих представителей этого поколения, современных молодых людей очень сложно объединить, организовать. Собрать вместе на какое-то время можно, а удержать внимание и убедить работать в команде – крайне трудно. Неудивительно, что программы укрепления России как правового государства не очень-то вдохновляют современную молодёжь. Только около трети думают, что такая идея способна сплотить граждан во имя общей цели. Меняются и молодёжные субкультуры: они стали более разнообразными, яркими, заметными. По-прежнему для молодёжи привлекательна актёрская и телевизионная карьера, многие хотят попасть в дизайнеры. Но они понимают, что творческие профессии не совсем надёжны, и пытаются найти более практичные ниши для самореализации. 72% молодых россиян сказали, что жить в меняющемся мире трудно, но всё-таки интересно. Они прагматичны, для них очень важны карьеры и социальный успех. Быть яркой индивидуальностью и выделяться на общем фоне хотел бы 71% молодых. Но и семья имеет большое значение. «Достойная жизнь» для них - это в первую очередь возможность проявить себя, бояться быть неуспешным, «лузером», как они говорят. «Современный мир жесток. Для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы», - считает большинство самых молодых наших соотечественников (59%). Около трёх четвертей молодёжи, по результатам исследований Института социологии РАН, хотели бы уехать за границу: заработать денег – 38%, на учёбу – 21%, просто пожить – 20%. Сменить место жительства ради интересной и высокооплачиваемой работы в своей стране при этом готовы 74% юношей и девушек. Подобные жизненные ориентации по своей сути вполне понятны и объяснимы. При этом только не следует забывать о закономерных результатах подобных выборов: реализация своего личностного потенциала лишь на уровне решения житейских задач нередко способствует достижению успеха и достатка, но при этом часто приходится расплачиваться утратой смысла жизни [32 Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования // Высшее образование в России.-2012.-№7.- С.29-34].

По данных других социологических опросов, большинство студентов (85, 5%) гордятся тем, что являются гражданами России. К судьбе государства, края относятся не безразлично 56, 4%, безразлично -15, 8%. 27, 9% студентов полагают, что их желания и действия не могут повлиять на судьбу государства и края. При этом значительная часть студентов (71, 6%) отчётливо представляют, что патриотом можно назвать того, кто испытывает любовь и уважение к Родине, активно участвует в государственных делах, верен и предан Отечеству. «Ответы молодых людей показывают, - приходят к выводу исследователи, - что часто звучащие тезисы о массовом непатриотизме молодёжи не имеют под собой объективной основы. По данным ВЦИОМ (2012 г.), при виде герба гордость и восхищение испытывают 52%, симпатию – 28% россиян. 54% опрошенных гордятся флагом, симпатизируют ему 28%. Гордятся и восхищаются, когда слышат гимн, 58%, симпатизируют ему - 24% респондентов. «Думается, - отмечает «Российская газета», - каждый из спортсменов, удостоившийся награды на олимпиаде, сделал для воспитания патриотических чувств гораздо больше, чем все политики, рьяно стремящиеся использовать тот же День флага для своих выгод» [33) Социологический портрет молодёжи //Российская газета, 2012, 23 августа]. Любовь к Родине, патриотизм занимают одну из ведущих позиций в ряду жизненных ценностей. Подавляющее большинство молодёжи собираются жить в своей стране и работать на её благо, гордятся тем, что они граждане России» [15)Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика. – 2010.-№9.- С.10-20(с.14)]. При этом молодые люди считают вполне нормальным получить образование за рубежом, поработать в иностранной фирме, пожить в другой стране, вступить в брак с иностранцем. Они понимают, что в правом государстве надо платить налоги, уважать своего президента, знать государственные символы, гимн, государственные награды, поклоняться святыням. Те, кто считает себя патриотами, считают своим долгом укреплять семью, быть хорошим специалистом, уважать традиции. Наличие правильных гражданских и патриотических представлений демонстрирую студенты, когда выражают положительное отношение к героическим страницам истории своего Отечества, к традициям и обычаям своего народа. «Опросы показывают низкий уровень доверия молодёжи к некоторым социальным институтам и органам власти… Если Президенту РФ в той или иной степени доверяло 86% опрошенных, то для всех остальных институтов власти (Госдума РФ, республиканские власти, администрация города) уровень полного доверия ни разу не поднялся выше 9%. Не доверяют молодые люди и другим политическим институтам. Например, 64% опрошенных в той или иной степени не доверяют правоохранительным структурам – милиции и прокуратуре. Невысоким доверием у молодых людей пользуются и политические партии: лишь каждый третий (32%) в той или иной степени доверяет им, а больше половины (61%) не доверяют» [15)Там же.-С.15]. Молодые люди убеждены, что в основе национальной идеи должна лежать идея патриотизма. Большинство молодых людей в качестве основных ценностей называют повышение уровня благосостояния народа (78%), равенство всех перед Законом (67%), общественный порядок и личная безопасность (61%). Каждый второй считает, что основой общенациональной идеологией должны быть права человека. Вместе с тем студенты, демонстрируя хорошие знания прав гражданина, заметно слабее осведомлены о его обязанностях – 34% опрошенных. Представления студентов об обязанностях весьма расплывчаты, неконкретны. В то же время большинство студентов (81%) считают себя гражданами, 15% затрудняются ответить, 4% гражданами себя не считают. Критериям наличия активной гражданской позиции (стремление изменить жизнь к лучшему, чувство долга,) соответствуют 59% студентов, однако участвуют в общественной работе только 11% из них Результаты исследований показывают, что «студенты понимают важность гражданской позиции, реально оценивают собственную активность, поэтому задача образовательной среды – создать условия для её позитивной реализации» [19)Савотина Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодёжи // Педагогика.-2010.-№7.-С.37-45 (с.42)]. В ходе социологического опроса, проведённого Институтом фундаментального образования Уральского федерального университета в 2012 году, были выявлены отношения студентов к общественной работе [34) Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) /Отв. Ред. Ю.Р. Вишневский. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. ]. Только 14, 4% опрошенных показали отрицательное отношение к какой-либо общественной работе. 46 % респондентов не участвовали в волонтёрских акциях. 46% опрошенных участвовали в волонтёрских акциях эпизодически. Лишь 8% студентов, принявших участие в опросе, действуют в волонтёрских организациях постоянно. 13% студентов не желают участвовать в волонтёрской работе ни при каких условиях. 24% опрошенных положительно относятся к общественным организациям, видят в них инструмент защиты гражданских прав личности. 16% считают, что общественные организации должны заниматься конкретными делами, 13% видят в общественных организациях структуру, которая поможет развить качества лидера. Только 6% респондентов утверждают, что студенты должны заниматься учебой, а не общественной работой. На вопрос об идеологических ориентациях студентов получены следующие ответы: 63% респондентов указывают на то, что у них нет четких представлений и они не придерживаются никакой идеологии; 8% выступают за социалистические идеи, 15% - сторонники либеральных рыночных реформ. Чуть больше половины респондентов (52%) интересуются информацией о политике, но сами в политической деятельности активного

участия не принимают, 42% студентов показывают крайне отрицательное отношение к политике, и только 7% - активно интересуются политическими событиями, участвуют в деятельности той или иной партии. На вопрос «какие ожидания у вас сегодня преобладают» ответы разделились примерно

поравну: одни предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о

том, что будет завтра, другие надеются, что жизнь станет лучше, но не скоро. Установлено, что основными причинами аполитичности молодежи является неуверенность студентов в возможности влиять на события, недоверие к политикам, низкий их престиж в сознании молодежи.

Только 30% респондентов считают, что закон нарушать нельзя. 70% респондентов оправдывают нарушение правопорядка [35)Гареева Е.В. Анализиз волонтёрства как процесса социализации современной молодёжи. – Режим доступа:

HYPERLINK “https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6348.pdf” ].

Об особенностях ценностных выборов современных студентов, их смысложизненных ориентаций красноречиво свидетельствуют их собственные откровения. Приведём в качестве примера опубликованные в средствах массовой информации (экспресс-опрос в 2012 году проводили студентки 2-го курса СКФУ А.Макаренко, Л. Муцураева) высказывания студентов.

-От старших, советских, поколений нас отличает космополитизм. Для меня быть космополитом – значит жить не там, где удобно, а там, где ты можешь принести наибольшую пользу, то есть это своеобразный планетарный патриотизм. Молодые люди хотят развиваться, реализовать свои возможности, заниматься любимым делом, а не жертвовать свои жизни государству-эксплуататору. Значит, Россию будут покидать люди, которые уверены в своих силах и уже сегодня представляют интерес для зарубежных работодателей. Что касается политических пристрастий нынешней молодёжи, ей легко навязать любое мнение. С качеством образования в стране дела плохи, а без него человека сложного, то есть глубокого и мыслящего, не воспитать. К тому же россияне аполитичны, аморфны, безвольны, «ни во что не верят» и «хотят просто жить» (Даниил Сидоренко, студент 3-го курса).

-Можно неделями рассуждать о том, какой видят современную Россию её граждане: «никчемной» и «валить отсюда надо» или же развивающейся сильной державой? Интернет пестрит негативными комментариями в адрес властей, зато телевидение и газеты в основном описывают жизнь в стране с положительной стороне. Фильтр, уже такой привычный в официальных СМИ, напрочь отсутствует в Сети. Поэтому молодым трудно выработать собственную, независимую точку зрения о государстве, в котором они живут. Что уж говорить о патриотизме или национальной идее?

С недавних пор большой популярностью у наших обеспеченных соотечественников пользуются различные учебные программы, благодаря которым можно получить блестящее образование за рубежом. Выяснив, какие перспективы открываются им на Западе, уверенные в своих силах юноши и девушки делают осознанный выбор отнюдь не в пользу своей страны. Что касается меня, то желание уехать за границу есть. Не из-за ненависти к России, а скорее из любопытства, ведь, как известно, хорошо там, где нас нет. На деле жить в другой стране может оказаться не под силу. Но узнать это можно, лишь рискнув попробовать такую жизнь (Кристина Шаповалова, студентка 4-го курса).

-Молодые люди, у которых понятие патриотизма ассоциируется с прошлым, кажутся мне пассивными нигилистами, чья позиция вызвана страхом и неуверенностью. Патриотизм должен строиться на культурных символах прошлого и настоящего, на именах великих художников, писателей, мыслителей. И среди современной молодёжи немало людей, которые это понимают. Что касается прагматизма поколения 20-летних, то он вполне объясним. Советский режим, страдавший от перепроизводства идеологии, пал. На смену пионерско-комсомольско-коммунистическим идеалам пришёл духовный голод. Даже старшее поколение оказалось дезориентировано, что уж говорить о детях, рождённых в «лихие девяностые»! Но выход есть, и он не избежен: уже сегодня мы видим накопление некой критической массы, силы обновления, котороая находится всецело в руках молодёжи (Илья Нестеров, студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»).

Представления, ценностные ориентации возникают не в одночасье: взгляды, мировоззрение студентов, чьи высказывания приведены выше, формировались за долгие годы обучения в школе, в вузе. Вот почему в ценностных отношениях к патриотизму, гражданственности у молодых отразились все противоречия времени, в котором проходило их становление. В то же время нельзя не оценить положительно весьма точное понимание студентами причин рассогласованности в их ценностном самоопределении: слишком часто им приходится слышать в различных интервью, ток-шоу, «откровенных разговорах» по телевидению, с трибун конференц-залов вузов витиеватые рассуждения чиновников, депутатов о патриотизме, гражданственности, общественном долге, а потом узнавать, что в жизни они гораздо больше озабочены ценностями другого порядка. Во многом правы студенты, не доверяющие местной «элите», в рядах которой встречаются фигуранты, десятилетиями остающиеся «при власти» и никак не желающие расстаться с насиженными креслами. «Ответственность за страну, - подчёркивает Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному собранию, - формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посёлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаётся прозрачная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национального ориентированного сознания» [36) Послание Российская газета, 2012, 13 декабря]. Именно молодёжь, воспитанная в духе гражданственности и патриотизма, организованная и социально активная, сможет стать той критической массой, которая предъявит требования очистить власть от рудиментов прошлого, от корысти, клановости, придать ей прозрачный характер.

Однако, к сожалению, значительная часть современных молодых людей старается самовыражаться более спокойными, камерными способами. Вот как оценивают своё поколение будущие студенты:

-Что-то я не ощущаю пока себя бунтарём. Я и друзья любим комфорт и стабильность. Про себя скажу, нам трудно даются перемены. Даже смена школы – новые учителя, новые друзья – это всегда не просто. В то же время все стремятся быть лидерами – абсолютно все. Каждый пытается как-то выделиться, показать себя с необычной стороны, доказать, как умён и талантлив. О настоящем пока задумываемся мало. Точнее, нет – много, но как-то пока неосознанно. Нам хочется всего и сразу: успешной карьеры в будущем, семьи и детей. Чаще всего обсуждаем, куда пойти работать после вуза – в моём девятом классе практически все уже выбрали, кем будут. Кажется, мы умеем ставить себе цели и добиваться их, а всё ненужное, лишнее, нас ужасно раздражает. Предметы, которые не важны для нашего конкретного будущего, мы с жаром обсуждаем на переменах между уроками, наверно, чтобы лишний раз убедить себя в неважности оценки и отсутствии необходимости тратить на них нервы. Мне кажется, наше поколение стало гораздо меньше интересоваться историей. Среди моих знакомых совсем немного тех, кто с уверенностью может что-то рассказать даже о недавних событиях, как Вторая мировая или сталинские репрессии, а о более древних временах даже спрашивать не берусь. Это при том, что лицей у нас гуманитарный. Без компьютера или мобильного телефона чувствую себя неуютно и потерянно. Я, например, не люблю ездить куда-то далеко, где нет ноутбука или мобильной связи – постоянно чего-то не хватает. Дружба стала более расплывчатым понятием, чем то, о котором я читала в старых книгах. На встречи и неторопливые разговоры ни у кого нет времени, поэтому Интернет становится просто необходимым. Лучшими друзьями зачастую называем людей, которых ни разу не видели.

О глубоких изменениях в ценностных ориентациях современной молодёжи свидетельствует и выбор образцов для подражанья – жизненных кумиров. По-прежнему поражает воображение молодых уже немолодой Арнольд Шварценеггер. Для кого-то кумир - это англичанка, научная сотрудница, готовившаяся к защите докторской диссертации, но затем в одночасье сменившая научные приоритеты на успешную карьеру стриптизёрши. Или американская модель, продолжающая в свои 82 года выходить на подиум. Но есть и другие кумиры. Для студента 3 курса Института образования и социальных наук Сергея Должикова – это полководец Александр Суворов, для Эвелины Акбари, магистранта 2-го года обучения направления «Журналистика», это Римма Иванова – ставропольчанка, сестра милосердия, героиня Первой мировой войны. Для Полины Ивановой, студентки 2-го курса по специальности «Медицинская биохимия», - еврейская девочка Анна Франк, которая вела дневник в концлагере Освенцим. Для Екатерины Красса, студентки 3-го курса направления «Реклама и связи с общественностью», - её папа, который стал для неё жизненным примером и на которого она, по её собственному признанию, 20 лет не перестаёт смотреть широко раскрытыми и восхищёнными глазами.

Действительно, приходится принимать молодёжь такой, какая она есть, и не слишком протестовать против такой самооценки: новое поколение более амбициозно, хочет занять более высокую ступень на социальной лестнице, верит, что это получится, как и мы все заинтересована в порядке, стабильности. И всё же оставлять молодёжь в одиночестве в их жизненном самоопределении, в поиске ценностных смыслов, в состоянии внутренней рассогласованности было бы неправильно. По этим причинам в федеральном университете с самых первых шагов его становления главным требованием к проектированию новой воспитательной среды явилась концентрация внимания на вопросах социально-педагогической поддержки студенчества в поисках мировоззренческих ориентиров, на задачах гражданского и патриотического воспитания студентов как важнейшего стержня духовно-нравственного становления личности молодого человека.

Работа педагогического коллектива университета должна быть направлена на решение, главным образом, двух задач: воспитания у студентов ценностного отношения к личностной и гражданской культуре. Воспитание ценностного отношения к личностной культуре – это формирование мотивации к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки — «становиться лучше»; готовности и способности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;

Воспитание ценностного отношения к гражданской культуре направлено на осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества; готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Особенность решения этих задач в условиях вуза заключается в акцентировании внимания на механизмах педагогики сотрудничества, партнёрства в управлении воспитательным процессом, поддержки лидеров педагогического и молодёжного управления, разработки соответствующего научно-методического обеспечения. Работа университета по реализации задач формирования ценностных ориентаций студенчества наиболее эффективно может осуществляется в рамках гражданского образования и воспитания молодёжи. Гражданское образование, как уже было сказано, – это организация целенаправленной деятельности, в результате которой гражданин овладевает социальными компетенциями: воспринимает ценности, смыслы гражданского общества, осваивает механизмы его функционирования, приобретает навыки социальной активности. Это создание условий для формирования демократических потребностей, высокой правовой и социальной культуры.

Для этого необходимо культивирование в образовательном учреждении демократических ценностей, отношений, основанных на партнёрстве, взаимоуважении, создание условий для формирования правовой культуры, воспитание толерантности [21)Фарафонова Л.Некоторые аспекты гражданского образования молодёжи // Высш. Образ. В России. 2006. №12. С.71-74]. Поступив на первый курс, студент должен овладеть умениями и навыками жизнедеятельности в университетской социокультурной среде. В обобщённом виде это можно выразить через систему гражданских компетенций: информационная компетентность (правовые знания, знание норм, правил, источников правовой информации); компетентность социального выбора, действия и поведения; коммуникативная компетентность – навыки взаимодействия с другими людьми, готовность к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов. Студенты должны знать и понимать социальные, культурные, психологические особенности своего региона, уметь находить формы своего участия в социально значимых делах, занимать критическую позицию по отношению к власти. Гражданская компетентность – это готовность и способность гражданина активно, ответственно и эффективно защищать свои гражданские права, выполнять обязанности в демократическом обществе. Не только знать, но применять эти знания на практике. Такая практика возможна в рамках образовательного учреждения, деятельность которого основана на демократических началах, на педагогике сотрудничества, реальном самоуправлении.

В современных условиях гражданское воспитание в вузе – это целенаправленный процесс организации и управления процессом овладения студентами гражданско-патриотических ценностей - опытом демократических социально-политических, правовых, экономических, морально-этических отношений. Если общее воспитание призвано сформировать культуру жизненного самоопределения личности, то общей целью гражданского образования и воспитания является формирование у молодёжи готовности к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезности – готовности к деятельности, направленной на достижение частных и социально значимых целей, интересов в условиях вуза, деятельность которого основана на демократических началах.

Одна из главных задач гражданского воспитания – помочь молодому человеку в понимании сущности современных общественных и экономических отношений, в адаптации к её условиям, в поиске своего места в жизни. Современная Россия крайне нуждается в морально зрелых, социально активных и профессионально компетентных гражданах, способных принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои поступки. Одной из целей университетского образования является формирование специалиста, понимающего социальную реальность и умеющего критически её осмысливать, имеющего опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Эта цель определяет направленность проектирования гражданского воспитания. Гражданское воспитание, имеющее неполитический характер, представляет собой систему мер по созданию условий для успешной адаптации и интеграции растущего человека в социум, для его самораскрытия, самовыражения, самовоспитания. В подлинно демократическом государстве права личности, становятся абсолютными, а её гражданское достоинство становится мерой ответственности гражданина перед обществом, самим собой.

Данная система мер формирования ценностного отношения к гражданственности, патриотизму может быть представлена на когнитивном, эмоционально-чувственном, нравственно-волевом и деятельностном уровнях формирования гражданских компетенций. На когнитивном уровне необходимо:

формировать систему базовых политико-правовых, экономических, экологических знаний, понимание характера взаимоотношений человека и общества, собственных возможностей, систему взглядов, определяющих выбор мировоззренческой позиции;

прививать культуру межличностных отношений, соблюдения баланса между личными и общественными интересами, выбора модели социального поведения;

развивать опыт социального партнёрства, кооперации, самоуправления, сознательного и ответственного участия в общественных организациях, движения как средства контроля властных структур, защиты прав и интересов граждан.

На эмоционально-чувственном уровне задачами гражданского воспитания являются:

формирование эмоциональной привязанности к родине, отечеству, интереса к окружающей жизни, потребности в её улучшении;

формирование социально ценных отношений: неприятие насилия и ненависти, противостояние антисоциальному, аморальному поведению, уважение и терпимость к другим гражданам, их культурным особенностям, ориентация на здоровый образ жизни;

побуждение к принятию демократических ценностей в качестве мотивов поведения, в качестве меры соотношения частных и общественных интересов.

На нравственно-волевом и деятельностном уровнях:

воспитание законопослушности, способности к волевому сопротивлению антигуманным, антисоциальным влияниям, способности к самовоспитанию;

привитие навыков гражданского поведения в соответствии с правовыми и моральными нормами, навыков самостоятельного принятия решения в различных областях жизни; укрепление психологической устойчивости и навыков успешных действий вне зависимости от неблагоприятного социального, культурного и морально-этического окружения.

На основе выше сказанного, в содержании гражданского образования и воспитания, имеющем комплексный характер, необходимо различать следующие направления воспитания: патриотическое, правовое, политическое, экономическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое.

Таким образом, результатом гражданского образования и воспитания является обретение формирующейся личностью гражданской позиции, гражданственности, основанных на значимых ценностях – высоких идеях и чувствах социальной ответственности, гражданского достоинства, готовности к социально значимой успешной деятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.