Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское общество как цель и условие гражданского образования






Закрепляя основы конституционного строя, Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое, правовое государство с республиканской формой правления.

Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Признаки правового государства: верховенство правового закона; реальность прав и свобод личности; правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, общества, государства; организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей.

По сути дела, подчеркивается специалистами, правовое государство – это политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания; нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества. Правовое государство, таким образом, - это главное условие функционирования гражданского общества.

Проблема взаимодействия государства, общества и индивида - одна из центральных в обществознании. Характер, особенности такого взаимодействия, зависят, во-первых, от типа социальной системы, во-вторых, от уровня развития общественного сознания членов социума. Каждому типу общества соответствует определенный тип образовательной системы, идеология, характер общественных, в том числе и педагогических, отношений. Поэтому проектирование педагогических систем и процессов может быть успешным лишь при достаточно ясных представлениях о том, на каких основах строится взаимодействие индивида и общества, к какому обществу мы стремимся, для жизни в каком государстве готовим подрастающие поколения, от повторения каких ошибок прошлого их следует предостеречь и что для этого необходимо делать.

Если наш выбор связан с демократическими ориентирами, то необходимо иметь достаточно ясное понимание сущности гражданского общества, отличительных его признаков, закономерностей развития, знание факторов, угрожающих его существованию. Осознание этого является важным фактором для перехода на новую парадигму гражданского образования.

Оценка соотношения коллективного сознания социума и сознания отдельной личности должна исходить из посылки, что социальная сфера - это условие для ее саморазвития, самовыражения, жизненного и гражданского самоопределения. Противоречие заключается в том, что индивид, движимый социальным инстинктом, стремится к социальной общности и в то же время видит в ней угрозу личной свободе, утраты индивидуальности. Как слишком высокая степень погружения личности в социальную среду, результатом которого становится утрата индивидуальности, так и обособление от социальной общности, проявление крайнего индивидуализма, выражающееся в разрыве общественных связей, ведут к отчуждению, к переживанию бессмысленности существования, утраты своего “подлинного Я”. К социальной напряженности, конфликтам также может приводить и недостаточно развитая способность к адаптации к новым условиям, порождаемым ускорением процессов технологических изменений, к изменению функций социальных институтов и другим социально-культурным преобразованиям. Поэтому одной из важнейших задач образования является гражданская социализация обучающихся - формирование адаптивных умений и навыков, конкурентоспособной мобильности, готовности к автономной деятельности. Теоретический анализ наиболее продуктивных, на наш взгляд, философских и социологических концепций сущности социума позволил конкретизировать его системообразующие признаки, учет которых особенно важен для раскрытия смысла понятия гражданственности как социально-педагогического феномена, для определения стратегии гражданского воспитания. Признаки эти следующие:

1. В обществе отношения основаны на совместной целенаправленной деятельности людей, в процессе которой они не только приспосабливаются к окружающей среде, но и изменяют ее в соответствии с интегральной целью выживания и развития. Коллективный характер деятельности является фактором развития человека и общества, так как в процессе этой деятельности опыт, приобретенный индивидом, становится достоянием всех.

2. Деятельность общества носит сознательный характер, зависит от его целей, идей, идеалов, морально-этических представлений людей. Сознание определяет целостность социальных явлений, выступает определяющим фактором генезиса любого общественного явления. Сознание проявляется и в том, что коллективная деятельность специально организуется, а общество наделяет управленческими функциями специально подготовленных людей.

3. Общество имеет целостную природу: оно может существовать, выполняя лишь весь комплекс функций, более широким спектром влияний, нежели государство, поэтому общество не сводится к государству.

4. Общество, обладающее относительной самостоятельностью, независимостью от государства, деятельности политических партий, называют гражданским. Гражданское общество – это система обеспечения жизнедеятельности социальной и духовной сфер, их воспроизводство и передача от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Среди форм гражданского общества различают: абсолютное (идеальное), относительное (потенциально возможное в пределах имеющихся условий), реальное (существующее в данное время в конкретной стране).

5. Противопоставление государства и общества не может быть полным (такое противопоставление возможно лишь в том случае, когда государство подавляет гражданское общество). В реальном демократическом государстве его отношения с гражданским обществом строятся на основе принципа дополнительности - взаимодействия и взаимопроникновения. При этом и гражданское общество, и государство имеют ряд общих функций. Одна из них – служить средством гармонизации социально-политических, правовых и иных отношений.

6. Традиционное гражданское общество исторически формируется на основе идей патриотизма, национальных культурно-исторических традиций, религиозно-нравственных воззрений и чувств, осознания недостаточности существующих прав и свобод для процветания и дальнейшего развития личности, общества и государства. В процессе такого осознания общество опирается на идею естественного закона и естественной свободы, составляющих основы гражданского патриотизма, естественного стремления к счастью, обладанию частной собственностью, естественного природного равенства, права каждого на самоопределение.

7. Для существования гражданского общества необходимо обеспечение его членов гражданскими правами – правом на частную собственность, частную жизнь, частные интересы, которые могут вступать в противоречие с интересами государства, правом на неприкосновенность внутреннего мира.

В современном понимании, гражданское общество – это и социальное пространство, в котором действуют независимо от государственной власти различные организации, ассоциации, способные вести социально – политический диалог как с государственными органами, так и между собой. Благодаря такому диалогу происходит включение граждан в управление обществом, складываются условия для удовлетворения частных и общественных интересов. Демократическое государство, как более узкое пространство, по сравнению с гражданским обществом, выполняет в таком случае роль суверенного регулятора отношений внутри гражданского общества, которое в свою очередь является необходимым условием стабильности существования демократического государства. Утверждая приоритет личного над общественным, индивидуального над коллективным, гражданское общество видит свою задачу в укреплении связей отдельных индивидов, объективно преследующих свои эгоистические интересы, с государством, деятельность которого определяется законами, а также в побуждении граждан к заботе не только о личном, но и общественном благе. Гражданское общество как неформальная часть большого общества, исполняя свою воспитательную функцию, предоставляет своим членам практику гражданственности, необходимую для формирования их социального опыта. Гражданское общество – это и пространство, где люди овладевают искусством сотрудничества… это пространство, где могут развиваться ассоциации, которые создают основу совместных политических действий: школьный совет, совет профсоюзов, церковный комитет и т. Д. Это пространство, где люди могут вместе работать и добровольно преодолевать свою отстраненность и эгоизм.

Таким образом, в условиях демократического государства гражданское общество имеет следующие основные функции:

- объединение свободных граждан с целью организации и управления их деятельностью посредством формальных и неформальных организаций, общественного настроения и мнения и других средств;

- социализацию индивида, осуществляемую в трех сферах: деятельности, общении, самосознании. В процессе социализации происходит становление личности гражданина, усвоении им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;

- защита права личности, поиск путей и средств упорядочения отношений гражданина и государства;

- осуществление (с помощью гласности, свободы слова) оценочнуой, нормативно-регламентирующей, контролирующей и координирующей функций, регулирующих общественные отношения;

- сохранение и обогащение общечеловеческих ценностей, гармонизация общего и особенного в существовании различных социальных групп, национальных культур;

- преодоление узких интересов отдельных групп, индивидов, государств, определение общечеловеческих интересов, путей прогресса, развития цивилизации.

Особо отметим защитную функцию гражданского общества. Гражданское общество берет на себя защитную функцию и в тех сферах, которые далеко не всегда могут быть объяты рамками закона, получить юридическое обоснование. Оно, например, должно бить тревогу о явлениях, угрожающих биологической, интеллектуальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности человека. Идея защиты личности ребенка (до 18 лет человек ещё ребёнок) закреплена в ряде международных документов, гарантирующих детям основные права человека. Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, например, говорится, что благодаря усилиям общества, государства всем детям “должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях… обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран” [21, с.54 Всемирная декларация. Положение детей в мире на 1991г.-Женева, 1991].

Право на свободу имеют не только взрослые, но и дети, что нашло закрепление в Конвенции о правах ребенка. В ней утверждается, что государство обязано обеспечить “ребенку, способному сформировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка” (ст. 12); “ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода…” (ст. 13); “государство уважает права ребенка на свободу мысли, совести и религии… на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний” (ст. 14, 15) [7, с. 105-106) Конвенция о правах ребёнка // Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.-С.100- 124].

Система прав человека обеспечивает преимущественно две функции: социальную защищенность личности и ее активное участие в общественной государственной жизни [8, с. 4) Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.Л. Новое политическое мышление и правачеловека // Вопросы философии. – 1990. - №5.- с.3-11]. Однако при всей правоте данное положение недостаточно полно: государство должно создать условия для активного участия личности в строительстве собственной судьбы, семьи. Государство должно обеспечить право на отстаивание частных интересов, которые могут не совпадать целиком и полностью с интересами любой социальной общности, в которую она включена. Право на отстаивание частных интересов не означает абсолютизацию той свободы, которая ведет к самоизоляции, к неуважению интересов и прав других людей. Это не та свобода, от которой страдает маргинал – человек, утративший связи с породившей его социальной, национальной, культурной средой. Это свобода, когда частные интересы определяются отношением личности к частной собственности, являющейся гарантом подлинной свободы, средством предохранения от свободы анархической и свободы маргинальной. Самостоятельность индивида, с одной стороны, является фактором возникновения новых, более разнообразных его связей со средой в собственном государстве, с другой – фактором, способствующим освобождению личности от национальной ограниченности, конформизма, стандартизации духовной жизни. Таким образом, духовная свобода всегда предполагает выход за рамки того пространства, в котором живет и действует личность.

Гражданское общество представляет совокупность преимущественно неполитических отношений (правовых, экономических, социальных, морально-этических, религиозных и других); это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных законодательством от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны государственной власти. В изучении проблемы взаимодействия личности и государства, отмечают исследователи, наметилась тенденция преимущественного обсуждения условий, которые должно обеспечить государство для полноценного существования и развития личности. Однако при этом не всегда учитывается, что условия эти зависят от гражданской культуры людей, уровень сформированности которой обусловлен степенью уважения и соблюдения прав человека, его достоинства. “Гражданская культура” – важнейшее понятие, связывающее взаимодействие личности, общества и государства, а также характеризующее степень цивилизованности, демократизма их отношений. Гражданская культура, будучи внутренне глубоко противоречивым понятием, зиждется на системе противоположных, но сбалансированных социокультурных ориентаций. Иными словами, демократия покоится на примирении крайностей и соблюдении меры в идеологии, политике, в общественном движении. При этом демократии свойственны такие признаки, как толерантность, тяготение граждан к центризму, баланс идеологических и политических ориентаций. Гражданское общество есть условие и средство для сотрудничества и взаимодействия, для нахождения баланса между индивидуальными, групповыми позициями, с одной стороны, и позицией остальной части общества, государства – с другой. Вместе с тем важно заметить, что при определенных условиях достоинства гражданского общества могут превратиться в опасности, угрожающие его существованию. Например, в случае закрытости системы образования, неразвитости демократических отношений и демократической культуры могут сложиться ситуации, когда демократия начинает перерождаться в тиранию большинства, плюрализм и индивидуализм становятся факторами разрушения целостности, единства общества, что порождает беззаконие, отчуждение, ограничивает возможности для сотрудничества.

Важнейшим средством формирования гражданской культуры служит демократическая система образования, в основу которой положен принцип: права человека, его достоинство, интересы абсолютны, интересы общества и государства относительны. Привить молодежи гражданскую культуру лишь путем прямого целенаправленного обучения невозможно, так как она передается в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах – в семье, группе сверстников, школе, в вузе на рабочем месте.

Изучая возможности заимствования зарубежного опыта строительства демократии, отечественные социологи приходят к выводу, что не все элементы гражданской культуры, сформировавшейся в западноевропейских странах, способны привиться на российской почве (например, индивидуализм, высокая степень отстраненности от государства). Однако основные элементы ее, обусловленные демократическими ориентирами, будут сохранены. “Сколь бы самобытной ни оказалась политическая культура российской демократии, - отмечают политологи, - она непременно должна будет ориентировать – как культура демократического типа – на антиавторитарные методы принятия политических решений; плюрализм; политическую и религиозную терпимость; открытость в политике; уважение к закону и личности” [9, с. 62) Баталов Э. Политическая культура демократии // Российская Федерация.-1995.-№5.- с.59-62].

 

Итак, гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии при разумно необходимом вмешательстве государства. Его можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством. В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Данное общество добивается демократизации власти государства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных и общественных институтов. Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости и автономии от государства, которая гарантирует защиту личности от злоупотреблений. Общество и государство только тогда приобретают устойчивость, когда гражданин – созидатель и потребитель материальных и духовных благ чувствует себя относительно комфортно. Реальная независимость гражданина во всех сферах общественной жизни, в том числе и защищённость от государственной бюрократии (бюрократия стремится превратить государство в свою частную собственность), - основное условие благополучия общества.

Одним из характерных признаков гражданского общества является его деполитизированность, независимость от политической системы и государственной политики. Каждый член гражданского общества является прежде всего субъектом права и только потом – гражданином государства. Сформировавшееся гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободы гражданских интересов, в нем осуществляется социальная саморегуляция, что позволяет рассматривать его как общество «самонастраивающееся». Основой гражданского общества является человек, взаимодействующий с другими членами общества.

Конституция РФ (1993 г.) создает для формирования полноценного гражданского общества благоприятные условия. Однако сам процесс с неизбежностью требует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, следует, прежде всего, обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы. Конституция РФ устанавливает разнообразные виды собственности, защищая их всей мощью государства (ст.8). Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики Российского государства как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления (ст.1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости, суверенитета и способы осуществления народовластия (ст.3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2). Закрепляются и иные конституционные положения: признание Российской Федерации социальным государством (ст. 7); становление системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельности народов России (ч.1 ст.9). глава об основах конституционного строя составляет, таким образом, первичную основополагающую нормативную базу всех положений Конституции, всего текущего и конституционного законодательства.

Демократическое правовое государство – это общество свободных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, естественными правами и реально участвующих в делах государства. В таком государстве человек, его достоинство, права и свободы утверждаются в качестве высших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий – одна из существенных отличительных черт конституции РФ 1993 г. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Одной из идеологических догм недалекого прошлого было утверждение, что власть принадлежит народу, а реально ее осуществляла партийно-политическая элита, аморальная по своей сути. Сам доступ к этой власти определялся не опытом и мудростью правления, а принадлежностью к партийному клану. В результате вплоть до 1991г закреплялась политическая привилегия одной партии на управление страной. Такая привилегия неизбежно приводила к утверждению эгалитарного государства.

Конституция РФ 1993 г. Содержит исключительно важное для утверждения народовластия в России положение о недопустимости присвоения кем-либо функции верховной суверенной власти (ч.4 ст.3). При этом нельзя утверждать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. институт народовластия получил необходимое конституционное оформление. В частности, в Конституции нет основополагающих норм по формированию государственной власти, не отработан механизм взаимодействия ветвей и структур власти, а также принцип конституционного контроля парламента за правительством, что является обычной парламентской практикой.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти: участие граждан в управлении делами государства (ст.3, 32 и др.), разделение властей (ст.10), идеологический и политический плюрализм (ст.13), - обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим, и эффективность управления обществом. Важно, что отмеченные принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о самостоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципальной) службе, о независимости судей и т.д. они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности принимаемых на все уровнях управления решений.

Среди социальных институтов, оказывающих активное воздействие на формирование гражданской культуры общества, важнейшая роль принадлежит образованию. Важность и сложность этой роли делают объективно необходимым выделение гражданского воспитания и образования как средства развития гражданского сознания подрастающих поколений, формирования опыта социального взаимодействия, нахождения баланса между личным и общественным, готовности к гражданскому самоопределению в качестве самостоятельной системы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.