Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 7. Тема: Правовые основы стандартизации и сертификации в Республике Казахстан.






Задание. Ознакомиться с основными положениями государственной системы стандартизации изаконодательной базы сертификации РК.

Методические рекомендации. Составить конспект. Обратить особое внимание на нормативные документы по стандартизации и сертификации, их применение и требования к ним.

Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Организационная структура государственной системы стандартизации состоит из:

1) уполномоченного государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации и его подведомственных подразделений;

2) органов государственного управления Республики Казахстан в пределах их компетенции в области стандартизации;

3) физических и юридических лиц, в том числе технических комитетов по стандартизации, осуществляющих работы в области стандартизации;

4) государственного фонда стандартов Республики Казахстан.

Нормативные документы по стандартизации и требования к ним. К нормативным документам по стандартизации, действующим в государственной системе стандартизации Республики Казахстан, относятся: государственные стандарты Республики Казахстана - СТ РК (далее государственные стандарты); государственные классификаторы технико-экономической информации ГК ТЭИ (далее государственные классификаторы технико-экономической информации); межгосударственные стандарты - ГОСТ (далее - межгосударственные стандарты), классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации; применяемые в установленном порядке международные, региональные и национальные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, технические условия, правила, инструкции, положения, указания, методические указания и рекомендации по стандартизации; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; рекомендации; фирменные стандарты; технические условия.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на достижениях науки, техники и технологии и не должны противоречить законодательству Республики Казахстан, применяемым техническим регламентам, требованиям международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран, правил и рекомендаций по стандартизации, учитывая условия использования продукции, выполнения процессов (работ) и услуг, условия и режимы труда.
При разработке нормативных документов по стандартизации применяются международные технические регламенты и стандарты или их проекты в стадии завершения, кроме случаев, когда они не соответствуют требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды и техническим нормам, принятым в Республике Казахстан.
При отсутствии международных стандартов на этапе разработки проекта нормативного документа по стандартизации или несоответствии разрабатываемого государственного стандарта международным требованиям к нему публикуется аннотация или сообщение в средствах массовой информации или специальных изданиях уполномоченного государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации для обсуждения и подготовки замечаний и предложений заинтересованными органами государственного управления, физическими и юридическими лицами. Порядок рассмотрения и сроки подготовки замечаний и предложений к проектам нормативных документов по стандартизации устанавливается государственной системой стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию, процессы (работы), услуги, подлежащие обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и упаковки продукции, информацию о сертификации.

Нормативные документы по стандартизации не должны являться техническим препятствием в производстве и торговле с другими государствами.
Показатели целевого назначения и технической совместимости конкретных групп и видов продукции устанавливаются при разработке и постановке продукции на производство в соответствии с нормами и требованиями, принятыми на территории республики, если иное не предусмотрено договором (контрактом) на их поставку.

Нормативные документы по стандартизации, изменения к ним, а также решения об их отмене подлежат утверждению и обязательной регистрации в реестре государственной системы стандартизации уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации или его подведомственными предприятиями.

Нормативные документы по стандартизации, не утвержденные и не зарегистрированные в реестре государственной системы стандартизации в установленном порядке, являются недействительными и применению не подлежат.

Регистрация нормативных документов по стандартизации аннулируется в установленном порядке, если их нормы и требования не применяются на территории республики, а также при изменении правил международной торговли.

Государственные стандарты и классификаторы технико-экономической информации, а также нормативные документы по стандартизации, утвержденные органами государственного управления в соответствии с их компетенцией, не являются объектом авторского права.

Межгосударственные нормативные документы по стандартизации разрабатываются, согласовываются и принимаются в порядке, установленном Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственные стандарты, государственные классификаторы технико-экономической информации. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги, нормы и требования организационно-методического и общетехнического характера, имеющие межотраслевое значение и перспективу многократного воспроизведения и (или) использования и не должны противоречить законодательству Республики Казахстан, требованиям международных и межгосударственных стандартов, применяемых в Республике Казахстан.

Объекты стандартизации, требования к содержанию государственных стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты введения устанавливаются уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

В государственных стандартах, в обоснованных случаях, устанавливаются предварительные требования, опережающие возможности традиционных технологий, обеспечивающие перспективу конкурентоспособности отечественной продукции, процессов (работ), услуг.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, процессов (работ), услуг, охраны окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, являются обязательными для соблюдения органами государственного управления, физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности. Соответствие продукции, процесса (работы), услуг обязательным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Иные требования государственных стандартов к продукции, процессам (работам), услугам подлежат обязательному соблюдению физическими и юридическими лицами в соответствии с договором заказчика или технической документацией изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя процесса (работ) или услуг.

Государственные стандарты и государственные классификаторы технико-экономической информации разрабатываются органами государственного управления, уполномоченными юридическими лицами, техническими комитетами по стандартизации в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Основополагающие государственные стандарты организационно-методического и общетехнического характера разрабатываются уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации или по его поручению другими уполномоченными органами государственного управления и юридическими лицами Республики Казахстан.

К разработке государственных стандартов и государственных классификаторов технико-экономической информации могут привлекаться представители разработчиков, изготовителей, потребителей продукции, научно-технических и инженерных обществ, обществ потребителей, специалисты уполномоченного государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации и его подразделений, ученые Республики Казахстан.

Порядок разработки, пересмотра, согласования, утверждения, государственной регистрации, введения в действие, применения государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, а также их ведения устанавливает уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственные стандарты и классификаторы технико-экономической информации, не зарегистрированные в реестре государственной системы стандартизации, применению не подлежат.

Законодательная база сертификации Республики Казахстан.Законодательство о сертификации состоит из Закона «О сертификации» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международных договоров.

Организационную структуру государственной системы сертификации образуют: государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации; аккредитованные органы по сертификации продукции, процессов, работ, услуг; аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Государственная система сертификации обеспечивает проведение единой политики в области сертификации и устанавливает основные правила и процедуры сертификации, требования к органам по сертификации, испытательным лабораториям (центрам) и процедуры их аккредитации, процедуры подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по сертификации, правила ведения реестра государственной системы сертификации, аудита и инспекционного контроля, иные требования, необходимые для реализации целей сертификации.

Органами по сертификации продукции, процессов, работ, услуг могут быть юридические лица всех форм собственности, не зависимые от производителей продукции, ее поставщиков и потребителей (не зависимые от физических и юридических лиц, оказывающих услуги, и потребителей этих услуг), имеющие в своей структуре испытательные лаборатории (центры), отвечающие требованиям, установленным нормативными документами государственной системы сертификации. Органы по сертификации продукции, процессов, работ, услуг подлежат аккредитации в порядке, установленном государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации. Работы по сертификации могут выполняться филиалами и представительствами органов по сертификации при условии аккредитации этих филиалов и представительств в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

При аккредитации органов по сертификации продукции, процессов, работ, услуг должны быть: определены объекты сертификации; установлены категории и виды нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация; регламентированы правила и процедуры проведения сертификации объектов, включенных в область аккредитации. Комиссия по аккредитации органов по сертификации должна включать в свой состав представителей независимых организаций. Аккредитованные органы по сертификации продукции, процессов, работ, услуг должны быть зарегистрированы в установленном порядке в реестре государственной системы сертификации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.