Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 4. Тема: Метрология в зарубежных странах.






Задание. Составить конспект. Проанализируйте деятельность государственного метрологического контроля и надзора в сфере законодательной метрологии в зарубежных странах.

Методические рекомендации. Обратите внимание на особенности осуществления законодательной метрологии в зарубежных странах и странах СНГ.

Метрология в странах Западной Европы. В странах западно-европейского региона метрологическая де­ятельность, в частности вопросы обеспечения единства измере­ний регулируются статьями конституций и (или) законодатель­ными актами.

Обеспечению единства измерений в странах Западной Европы, а также решению других метрологических проблем способствует деятельность ЕВРОМЕТ. Наиболее весомый вклад в эту работу сде­лан Федеральным физико-техническим институтом Германии.

Германия — активный участник всех европейских метрологи­ческих организаций, и ее законодательная и прикладная метроло­гическая практика отражает достижения, принципы и тенденции развития метрологии в международном аспекте. Законодательство в области мер и весов, определение времени — прерогатива феде­рального уровня. Правовые основы метрологии на федеральном уровне установлены в законах «О единицах измерений...», «О по­верке», «О медицинских приборах», а также в предписаниях: «О поверке», «О готовых упаковках», «О платежах за работу по утверж­дению типа и поверке», «О нарушениях в области метрологии (ад­министративных)». Организация практического применения всех законодательных положений возложена на поверочные управления в землях, причем Федеральный физико-технический институт не имеет полномочий вмешиваться в их деятельность. Основными за­дачами Института являются установление единиц измерений, раз­работка, хранение и применение государственных эталонов, испы­тания и утверждение типа средств измерений.

Земельному управлению мер и весов предоставлены полномо­чия по руководству и надзору за поверочными управлениями; сер­тификации систем качества у изготовителей средств измерений; признанию лабораторий поверки и надзору за ними; признанию и надзору за службами технического обслуживания; планирова­нию, разработке и контролю за новыми методами поверки средств измерений, включая эталоны, и др.

Поверочные управления осуществляют: поверку средств изме­рений; контроль измерительных приборов у их владельцев; конт­роль за соблюдением метрологических правил, выявление нару­шений и выдачу предписаний для метрологической полиции на штрафные санкции.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и реп­рессивной формах.

Превентивный контроль — это испытания и поверка самих средств измерений.

Репрессивный контроль — проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лабораториями. Средства измерений, подлежащие поверке, утверждаются дву­мя способами:

- проведение испытаний и утверждение типа (таких средств измерений почти 90%);

- общее утверждение (для простых устройств и приборов не­сложной конструкции).

По уровню утверждения различается: национальное утвержде­ние; утверждение ЕЭС (на основе старых директив); утверждение ЕС (на принципах глобальной концепции). При ЕЭС-утвержде­нии первичная поверка в рамках Европейского союза может про­водиться по директивам или национальным документам. При на­личии директивы ЕС средства измерений проходят испытания и поверку в соответствии с едиными для всех стран — членов ЕС требованиями директивы. Выборка для поверки составляет 5% всего количества приборов, действующих на данное время, а срок по­верки не превышает двух лет. Исключением являются электро­счетчики, периодичность поверки которых — 16 лет.

Интересным опытом представляется контроль готовых упаковок. Цель этого контроля — защита прав потребителей, создание одинаковых условий для конкуренции между различными пред­приятиями — изготовителями упаковки, упорядочение и рационализация торговли. Требования к упаковкам содержатся в нескольких директивах ЕС, учитывающих непосредственно германский опыт, а также в рекомендации МОЗМ № 79 и № 87. Предприятие — изготовитель упаковки проводит выборочный контроль на месте расфасовки методом неразрушающего контроля. Результаты регистрируются на картах контроля, подобных применяемым требованиям для статистического контроля. Регистрируются данные: вид товара, масса тары, среднее значение параметров, время контроля и фамилия контролера. Государственной поверке подлежат только контрольные весы на фасовочном предприятии. Данные контроля на предприятии проверяются при надзоре за правильностью содержания готовых упаковок поверочным управлением. Оплачивает проверку изготовитель упа­ковок. В достаточно редких случаях готовые упаковки проверяются на складе предприятия по действующим для таких ситуаций прави­лам. Федеральное Министерство экономики публикует обобщенные данные проверок с указанием процента претензий (в среднем около 7%) и «фальшивых упаковок». Последние представляют собой упа­ковки, создающие для покупателя иллюзию большого количества их содержимого, в то время как более 30% объема пустует. О масштабах такого контроля говорят цифры: в 85 поверочных управлениях во всех землях Германии 130 специалистов занимаются упаковками.

Отметим еще одну особенность германской метрологической практики — тенденции приватизации. Это выражается в передаче некоторых государственных функций частным организациям из-за необходимости сокращения государственных расходов на управление. Например, несмотря на то, что по законодательству различные бытовые счетчики (газа, воды, электроэнергии, тепла) могут исполь­зоваться только после поверки государственной лабораторией, со­здается сеть частных лабораторий по испытаниям таких счетчиков. Лаборатория проходит аккредитацию государственным орга­ном, при этом она должна выполнить ряд условий и требований. Обычно такие лаборатории создаются при частных фирмах и со­держатся за их счет. Но поскольку лаборатория должна быть неза­висимой, ее начальник выведен из подчиненности руководству фирмы и подчиняется поверочному управлению. Поверочное уп­равление осуществляет надзор за признанными государством ла­бораториями по двум направлениям: правовому и квалификаци­онному. В Германии уже функционирует более 400 признанных государством частных поверочных лабораторий, ставших частью законодательной метрологической инфраструктуры. Для потреби­телей средств измерений услуги приватизированных лабораторий обходятся дороже государственных в основном из-за уплаты ими налогов, а государственные поверочные управления от налогов ос­вобождены. Частные лаборатории финансируются за счет оплаты их услуг держателями счетчиков. Земельные поверочные управле­ния содержатся за счет государственного бюджета.

В странах — членах ЕС принята специальная маркировка, ука­зывающая на соответствие средства измерения требованиям дирек­тивы ЕС.

Метрология в странах Восточной Европы и СНГ. Встранах Центральной и Восточной Европы есть такие, где метрология имеет вековые традиции развития (Германия, Рос­сия), бывшие страны СЭВ (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия). Сотрудничество этих стран положительно сказалось на становлении метрологии, но в то же время в некоторых странах метрология находится в зачаточном состоянии (Албания, Словения, Эстония, Латвия). Для них особенно актуальны кадровый вопрос и развитие научного потенциала.

В большинстве стран создана правовая база метрологии и законо­дательная метрология служит инструментом государственного управ­ления, объект которого — обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизованы с методическими документами Междуна­родной организации законодательной метрологии (МД МОЗМ) и мет­рологическим законодательством промышленно развитых стран.

Наряду с этими общими чертами в состоянии метрологии дан­ного региона очевидно, что соотношение между государственной и рыночной составляющими деятельности в этой области зависит от степени реформирования экономики. В целях сокращения государственных расходов на управление государство передает не­которые функции метрологии предприятиям различных форм соб­ственности. В то же время достигнуто понимание того, что гармо­низация требований и правил в метрологии — важный фактор, содействующий устранению технических барьеров в международ­ной торговле и интеграционным процессам в Европе.

В Венгрииметрологическую деятельность возглавляет нацио­нальный орган — Государственное управление по метрологии. Основные правовые акты приняты в 1991—1992 гг.: Декрет Пра­вительства № 127/91 и Закон по метрологии XLV (1992). Все за­конодательные и нормативные акты по метрологии гармонизованы с законодательством западно-европейских стран. Это служит базой взаимного признания результатов испытаний, введения в практику факультативных испытаний и поверки, а также деятельности Го­сударственного управления по метрологии в области аккредита­ции лабораторий. Деятельность по метрологии контролируется Министерством промышленности и торговли, действующим от имени Правительства. Работа Государственного управления фи­нансируется из государственного бюджета, но в то же время оно занимается и хозрасчетной деятельностью.

В стране развиваются все направления метрологии:

- научная метрология, приоритетами которой являются раз­работка и поддержание национальных эталонов и научные исследования;

- законодательная метрология, ее основные направления - поверка средств измерений, испытания типов;

- прикладная (промышленная) метрология, потребности в кото­рой заметно возросли в связи с расширением масштабов внедре­ния систем обеспечения качества продукции на предприятиях.

Государственное управление по метрологии осуществляет пове­рочную деятельность через сеть центральных и местных повероч­ных организаций, являясь также органом по аккредитации калиб­ровочных лабораторий. Более 50 калибровочных лабораторий ак­кредитовано на соответствие европейским требованиям, а правила проведения аккредитации разработаны Аккредитационной комис­сией по метрологии. Из международных связей по метрологии наи­более значительны контакты по обмену опытом с германскими метрологами. В 1995 г. Венгрия стала ассоциированным членом EAL и ВЕЛМЕТ, планируется также вступление в ЕВРОМЕТ.

В Болгарииметрологическая деятельность ведется на основе За­кона «О мерах и измерительных приборах», принятого в 1952 г. и обновленного в 1995 г. с учетом рекомендаций МОЗМ. Национальный орган — Комитет по стандартизации и метрологии. В метрологическую государственную структуру также входят Национальный центр по метрологии; 15 региональных центров по метрологии, в составе которых действуют метрологические и сертификационные лабора­тории. Национальный центр по метрологии отвечает за национальную эталонную базу; разрабатывает нормативные документы на средства измерений, подлежащие обязательному контролю; проводит испы­тания типа средств измерений для их утверждения, а также зани­мается аккредитацией метрологических лабораторий.

Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, предназначенные для эталонов, а также используемые для измерений в области медицины, охраны труда, уровня радиации и при учете материальных ценностей. Непосредственно испытания типа и поверки проводят метрологические лаборатории при Нацио­нальном центре, региональных метрологических центрах, а также вхо­дящие в структуру других государственных организаций и частных фирм. В связи с изменением Закона «О мерах и измерительных при­борах» проводится интенсивное обновление поверочного оборудова­ния, в чем Болгарии оказывают помощь и содействие Германия и ЕС.

В Чехиизакон по метрологии был принят в 1990 г. Наряду с ним метрологическая работа регулируется также постановлением № 69/1991 Управления по стандартизации и измерениям. Национальный орган в области метрологии — Чешское управление по стандартам, метрологии и испытаниям, подчиненное непосредственно Министерству экономики. В общую метрологическую структуру входят еще две организации: Чешский институт по аккредитации и Чешский метрологический институт. В составе последнего — лаборатории по различным видам измерений, лаборатории фундаментальной метрологии, инспекторат по ионизирующим излучениям, семь инспекторатов Чешского метрологического института, уполномоченные лаборатории по измерениям и калибровке. Национальные стандарты в области испытаний и аккредитации включают требование EN 45000 полностью, другие метрологические нормативные документы постепенно гармонизуются с европейскими и международными.

Из международных связей наиболее активно сотрудничество Чешского института по аккредитации с EAL.

В Словенииметрологическая деятельность началась сразу после образования самостоятельного государства: в 1991 г. принят Закон «О метрологии и поверке», а также создано Управление по стандартизации и метрологии при Министерстве науки и метрологии. Закон разработан с учетом рекомендаций МОЗМ, членом которого Словения стала в 1993 г. Он содержит положения, относящиеся к направлениям деятельности Управления по стандартизации и мет­рологии; единицам и средствам измерений, эталонам, метрологи­ческим правилам и т.п. Все ранее действующие нормативные доку­менту по метрологии заменяются новыми, гармонизованными по отношению к требованиям ЕС. В Словении национальные эталоны являются вторичными. Их система распределена по нескольким ак­кредитованным метрологическим лабораториям, а первичные эта­лоны в основном находятся в метрологических институтах Герма­нии. Там же утверждается тип большинства средств измерений, под­лежащих обязательной поверке. Некоторые из них имеют сертифи­кат МОЗМ. Поверка средств измерений проходит главным образом в лабораториях, аккредитованных на государственном уровне.

В Словакииправовой основой метрологической деятельности выступает закон по метрологии, принятый в 1990 г. в Чехослова­кии, разработанный с учетом МД МОЗМ. Как и в Чехии, дей­ствует постановление № 69/1991. Кроме того, распоряжение № М-101/1991 определяет виды средств измерений, которые под­лежат обязательной поверке.

Центральный орган по метрологии — Управление по стандар­там, метрологии и испытаниям Словакии — осуществляет мето­дическое руководство и контрольные функции; предоставляет право поверки средств измерений и установление их типов, принимает решения о признании утверждения типа и результатов поверки средств измерений проведенных в других странах.

Основное научное учреждение — Словацкий метрологический институт, который разрабатывает и хранит эталоны единиц вели­чин, методов и средств передачи размеров от эталонов средствам измерений. Как государственный метрологический орган инсти­тут занимается утверждением типа средств измерений, поверкой исходных эталонов в организациях, калибровкой средств измере­ний высшей точности, метрологической экспертизой, сертифика­цией словацких стандартных образцов.

Основная литература:

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:
1. Какую форму имеет Государственный метрологический контроль в Германии?

2.Какой государственный орган управления контролирует деятельность по метрологии в Венгрии?

3. Расскажите о метрологической деятельности национальных промышленных предприятий.

Практическое занятие 5. Тема: Метрологические международные организации.

Задание. Изучитеосновные международные нормативные документы по метрологии.

Методические рекомендации. Перечислите наиболее известные международные организации и основные направления их деятельности.

Международная организация мер и весов. Испытания и контроль качества продукции, сертификация, ак­кредитация метрологических лабораторий сопряжены с действия­ми, основанными на национальных системах измерений. При оценке соответствия продукции требованиям стандартов осуществляются измерения различных параметров, начиная от характеристик самой продукции до параметров внешних воздействий при ее хранении, транспортировке и использовании. При сертификационных испытаниях, устанавливающих соответствие товара обязательным требованиям, методика и практика измерений прямо сказываются на сопоставимости результатов, что непосредственно связано с признанием сертификата. Следовательно, метрология будет обеспечивать интересы международной торговли, если соблюдается единство измерений как необходимое условие сопоставимости результатов испытаний и сертификации продукции. Эта задача и является важнейшей в деятельности международных организаций по метрологии, благодаря усилиям которых в большинстве стран мирапринята Международная система единиц физических величин (СИ), действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик средств измерений, по сертификации средств измерений, по испытаниям средств измерений перед выпуском серийной про­дукции. Международные метрологические организации работают в контакте с ИСО и МЭК, что соответствует более широкому международному распространению единства измерений.

Наиболее крупные международные метрологические организации — Международная организация мер и весов (МОМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). В 1875 г. 17-ю странами (в том числе и Россией) была подписана Метрическая конвенция, цель которой — унификация национальных систем единиц измерений и установление единых фактических эталонов длины и массы (метра и килограмма). На осно­ве этой Конвенции была создана межправительственная Между­народная организация мер и весов. В соответствии с Конвенцией было создано Международное бюро мер и весов (МБМВ) — первая меж­дународная научно-исследовательская лаборатория, которая хра­нит и поддерживает международные эталоны: прототипы метра и килограмма, единицы ионизирующих изучений, электрического сопротивления и др. МБМВ расположено во Франции (г. Севр), его деятельностью руководит Международный комитет мер и ве­сов (МКМВ). Главная практическая задача МБМВ — сличение национальных эталонов с международными эталонами различных единиц измерений. Фактически МБМВ координирует деятельность метрологических организаций более 100 государств.

Научное направление работы этой организации — совершенство­вание метрической системы измерений. МБМВ постоянно совер­шенствует международные эталоны, разрабатывает и применяет но­вые и новейшие методы и средства точных измерений, создает но­вые и заменяет устаревшие концепции основных единиц измере­ний, координирует метрологические исследования в странах-членах. Программы научной и практической деятельности МБМВ ут­верждает Генеральная конференция по мерам и весам — высший международный орган по вопросам установления единиц, их оп­ределений и методов воспроизведения..

Научные разработки МОМВ имеют большое практическое зна­чение. Достаточно назвать принятие Международной Системы Единиц СИ (1960), нового определения секунды (1967) и созда­ние новейших стандартов частоты. Последнее позволило повы­сить точность национальных эталонов времени и частоты в 100— 1000 раз, а это в свою очередь положительно отразилось на обес­печении точности космических полетов, а также было использо­вано в некоторых фундаментальных научных исследованиях.

Другой пример — переход на новое определение метра в 1983 г. Этому предшествовала десятилетняя подготовка, за время кото­рой специалисты ряда стран (в том числе СССР) выполнили ог­ромный объем разработок на сумму во много десятков млн. долл. Но затраты каждой страны составляли не более 30% общих. Важным следствием участия в работе МОМВ является синх­ронный переход стран на новые единицы измерений или новые эталоны основных единиц. Это создает основу для взаимного признания результатов испытаний и измерений, позволяет уст­ранить технические затруднения в международной торговле (осо­бенно машинами, оборудованием, приборами и т.п.), обмене научно-технической информацией, технологией и др. Исследо­вания по сличению лазеров пяти стран (в том числе России) показали возможность перехода в недалеком будущем на новое оп­ределение метра.

Международная организация законодательной метрологии. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена на основе межправительственной Конвенции, подписанной в 1956 г. Россия участвует в МОЗМ как правопреемни­ца Советского Союза. Организация объединяет более 80 государств.

Цели организации МОЗМ:

- разработка общих вопросов законодательной метро­логии, в том числе установление классов точности средств измере­ний; обеспечение единообразия определения типов, образцов и сис­тем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям для унификации метрологических характеристик;

- порядок поверки и калибровки средств измерений; гармонизация поверочной аппара­туры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцо­вых и рабочих измерительных приборов; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению;

- оказание научно-тех­нического содействия развивающимся странам в создании и органи­зации работ метрологических служб и их оснащение надлежащим оборудованием;

- установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии с учетом различных уровней квалификации.

Взаимное признание результатов испытаний и сертификации непосредственно связано с признанием результатов поверки средств измерений. Работая в этом направлении, МОЗМ утвердила меж­дународный документ «Рекомендации по составлению двусторонних и мно­госторонних соглашений о признании результатов испытаний, утверждения типа, поверки».

Разработки МОЗМ, направленные на заключение соглашений о взаимном признании, внесли значительный вклад в создание международной системы сертификации средств измерений как добровольной и открытой системы. Деятельность МОЗМ в этом направлении не противоречит принятым рекомендациям ИСО/МЭК. Напротив, МОЗМ не только учитывает руководства ИСО/МЭК, непосредственно связанные с областью метрологии, но и участвует в работе почти 30 технических комитетов ИСО. Кроме того, МОЗМ сотрудничает с такими международными орга­низациями, как МЭК, ЮНВДО, МОМВ, ИМЕКО и др.

Основные международные нормативные документы по метрологии. Для реализации на практике единства измерений в междуна­родном масштабе необходимы соответствующие нормативные до­кументы, устанавливающие рекомендации, позволяющие обеспе­чить единство измерений, и введенные в национальные системы нормы и правила в области метрологии. Такие нормативные до­кументы разработаны и разрабатываются по мере возникновения новых потребностей международными организациями, о которых сказано выше. Международные нормативные документы по со­держанию и области применения охватывают четыре составляю­щие метрологической практики: терминологию в области метрологии; единицы величин, их наименование, обозначение и опреде­ление; требования к метрологическим характеристикам средств из­мерений; способы выражения погрешностей результатов измерений величин.

В области терминологии важнейшим документом является Международный словарь основных и общих терминов в метрологии (второе издание в 1993 г.). В подготовке словаря при­нимали участие специалисты, назначенные семью международны­ми организациями, в число которых входят ИСО, МЭК, МОЗМ, МБМВ. Публикует словарь ИСО, которой и принадлежит (конк­ретно Метрологической группе) идея его создания. Цель словаря — установить приемлемые для широких кругов термины с описанием отражаемых ими понятий. Словарь содержит шесть разделов: Ве­личины и единицы; Измерения; Результаты измерений; Средства измерений; Характеристика средств измерений; Эталоны. Кроме этого общего словаря издается Словарь по законодательной метро­логии, где освещается деятельность государственных метрологи­ческих служб в различных странах мира. Издает этот словарь Меж­дународная организация законодательной метрологии.

В области единиц величин главным документом является Международная система единиц СИ, принятая в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. В последую­щий период эта система уточнялась и развивалась. Международ­ная система единиц СИ — это основа унификации применяемых единиц измерения для обеспечения единства измерений. С разви­тием научно-технического прогресса повышаются требования к степени точности измерений национальных эталонов. А это в ко­нечном счете достигается пересмотром трактовки основных и про­изводных единиц СИ, реализацией их на более высоком уровне точности. Придавая особую значимость систематизации всех ма­териалов по совершенствованию Международной системы еди­ниц, Международное бюро мер и весов опубликовало сборник «Международная система единиц СИ», который расценивается как важнейший основополагающий международный нормативный документ по метрологии. Величинами и единицами в области метрологии занимаются и крупнейшие международные организации — ИСО и МЭК.

Метрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Национальные организации по метрологии стран, входивших ранее в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в 1991г. подписали Меморандум о сотрудничестве в области метрологии на уровне национальных метрологических служб. Тогда и была учреждена КООМЕТ со штаб-квартирой в Братиславе. Цель со­трудничества — содействие ускорению и упрощению товарообме­на, экономии энергоресурсов, улучшению охраны труда и эконо­мической ситуации в странах. Основные направления сотрудни­чества разрабатываются в соответствии с задачами национальных метрологических организаций при обязательном учете рекомен­даций и руководств международных организаций, что должно ис­ключить дублирование в работе.

Основные положения Меморандума касаются территориаль­ной принадлежности, членства в организации, областей сотруд­ничества, структуры организации и ее международных связей. КООМЕТ открыта для сотрудничества со странами других регио­нов. Членство в организации не препятствует участию в других международных организациях и соглашениях. Областями сотруд­ничества признаны метрология эталонов физических величин, законодательная метрология, калибровочная деятельность.

Метрологические организации стран Западной Европы. Европейская метрологическая организация (ЕВРОМЕТ), создан­ная в 1987г., объединяет страны — члены ЕС. Ее цель — развитие более тесного сотрудничества между странами по совершенство­ванию эталонов в рамках децентрализованных метрологических структур; оптимизация использования национальных ресурсов и служб для ускорения внедрения разработок по метрологии; улуч­шение качества измерительных служб и др.

Основные направления практической деятельности: коорди­нация проектов по созданию эталонов; координация реализации финансовых средств, отведенных для нужд метрологии; проведе­ние экспертизы первичных и национальных эталонов; создание условий для сотрудничества стран-членов по отдельным проек­там; информационное обеспечение стран-членов. ЕВРОМЕТ ве­дет исследовательскую работу в области фундаментальных кон­стант, методов измерений самых высоких уровней точности, со­здания эталонов; издает справочник «Метрология в Европе».

Сотрудничество по метрологии в Содружестве Независимых Государств (СНГ). Между государствами — членами СНГ подписано Межправи­тельственное соглашение о проведении в пределах СНГ взаимо­согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации. По этому документу сохраняется единство изме­рений на основе использования имеющихся эталонов единиц фи­зических величин, стандартных справочных данных, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Большинство эталонов находится в России.

Соглашение содержит положение о взаимном признании результатов испытаний средств измерений, их поверки и калибровки. В развитие указанного выше Соглашения приняты и другие документы:

- Соглашение о взаимном признании результатов государствен­ных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений;

- Соглашение о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

- Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

Для координации работ учреждена Научно-техническая комиссия по метрологии МГС по стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные функции комиссии:

- координация деятельности национальных органов по реализации межправительственных соглашений и решений МГС, относящихся к вопросам обеспечения единства измерений в государствах — участниках Соглашения;

- организация разработки проектов межгосударственных нормативных документов в области обеспечения единства измерений и выработка рекомендаций по их принятию МГС;

- формирование предложений по разработке программ созда­ния и использования межгосударственных эталонов и образ­цовых средств измерений, межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

- организация разработки межгосударственных программ проведения сличений национальных исходных эталонов и поверки средств измерений;

- взаимодействие с другими научно-техническими комиссиями МГС, отраслевыми рабочими комиссиями межгосударственных советов СНГ.

За 10 лет существования СНГ метрология признана областью, где достигнуты конкретные практические результаты. Так, выполнена Программа по созданию и использованию межгосударствен­ных стандартных образцов состава и свойств веществ и материа­лов, которая предусматривала ввести их к 2001 г.

На сегодняшний день введено более 80%. Принят проект со­здания эталонов единицы длины нового поколения в диапазоне 10-10—10-6 м, направленный на метрологическое обеспечение в области сверхмалой длины (нанометрии). Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности наукоемкой продук­ции, производимой в странах — членах СНГ.

Приняты важные изменения в Соглашении об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и оформлении специаль­ных разрешений за провоз метрологической продукции (средств поверки, эталонов и т.п.). Разработка нового положения в этой области облегчит поверку средств измерений, сличение и аттеста­цию эталонов.

Основная литература:

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. В какой области сотрудничают страны — члены КООМЕТ?

2. Какие страны объединяет ЕВРОМЕТ?

3. Какие организации содействуют взаимному признанию национальных сертификатов поверки и ка­либровки средств измерений в странах — членах ЕС?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.