Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерения физических величин. Классификация физических величин. 4 страница






Основные объекты стандартизации МЭК:

- материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы);

-электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.);

- электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);

- изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.;

- электронное оборудование бытового и производственного назначения;

- электроинструменты;

- оборудование для спутников связи;

- терминология.

МЭК принято более 2000 международных стандартов. По содержанию они отличаются от ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытания, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия – сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности.

Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов». В нем отмечается, что безопасность представляет собой такой объект стандартизации, который проявляет себя при разработке стандартов во многих различных формах, на разных уровнях, во всех областях техники и для абсолютного большинства изделий.

При производстве продукции принятие решений, связанных с обеспечением безопасности, основывается обычно на расчетах рисков и оценке степени безопасности. Оценка риска (или установление вероятности причинения вреда) базируется на накопленных эмпирических данных и научных исследованиях. Оценка степени безопасности сопряжена с вероятным уровнем риска, и нормы безопасности почти всегда устанавливаются на государственном уровне. Обычно на сами нормы безопасности влияет уровень социально-экономического развития и образованности общества. Риски зависят от качества проекта и производственного процесса, от условий использования (потребления) продукта.

Базируясь на такой концепции безопасности, ИСО и МЭК полагают, что обеспечению безопасности будет способствовать применение международных стандартов, в которых установлены требования безопасности. При подготовке стандартов безопасности выявляют как характеристики объекта стандартизации, которые могут оказывать негативное воздействие на человека и окружающую среду, так и методы установления безопасности по каждой характеристике продукта. Но главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасностей.

В сферу деятельности МЭК входят: опасность при травмах, опасность поражения электротоком, техническая опасность, опасность при пожарах, взрывоопасность, химическая и биологическая опасности, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых, ионизирующих, радиационных и др.).

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства и директивы по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, а также планирует работу.

В рамках СНГ стандартизация, метрология и сертификация осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».

Основная литература:

Дополнительная литература:

К онтрольные вопросы:

1. Назовите основные цели и задачи стандартизации.

2.В чем заключается принцип предпочтительности в стандартизации?

3.Расскажите о международных организациях, действующих в сфере стандартизации?

Тема лекции 7. Организационно-методические принципы сертификации. Цели сертификации.Качество иконкурентоспособность продукции.Системы обязательной идобровольной сертификации.Законодательная база сертификации Республики Казахстан.

Цели сертификации. Основными целями сертификации являются:

- обеспечение безопасности продукции, процессов, работ, услуг для жизни и здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды;
- защита интересов потребителей в вопросах качества продукции и услуг; устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- создание необходимых условий для деятельности физических и юридических лиц на едином товарном рынке Казахстана, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле
.

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

ИСО/МЭК предлагает термин «соответствие», указывая, что это процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствует заданным требованиям. Это может быть:

- заявление поставщика о соответствии, т.е. его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям; заявление, которое может быть напечатано в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации или другом сообщении, относящемся к продукции, это может быть также ярлык, этикетка и пр.;

- сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствует заданным требованиям.

Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам. Испытания осуществляют в испытательных лабораториях, причем это название употребляют как к юридическому, так и к техническому органу.

Качество и конкурентоспособность продукции. Одна из основных целей деятельности по стандартизации, метрологии и подтверждению соответствия (сертификации) – обеспечение качества продукции и услуг. Данную цель отражает триада методов и видов деятельности по обеспечению качества, представленную графически на рис.7.1.

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

 
 

 


Рис. 7.1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества.

 

Объектом может быть деятельность или процесс, продукция, услуги, организация, система или отдельное лицо, а также любая комбинация из них.

Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции - сырье, материалы) в выходящие (готовую продукцию).

Услуга – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Качество формируется, опираясь на следующие базовые предпосылки:

- наличие нормативной базы, которая задает образец (норму) производимой продукции или услуг;

- уровень инженерной подготовки производства (технология, оборудование, средства и методы контроля и т.д.);

- уровень подготовки персонала и уровень организации управления производством;

- знание рынка продукции и услуг и состояние международного рынка.

Как показывает практика, основными побудительными мотивами для сертификации систем качества зарубежными фирмами обычно являются:

- стремление усилить конкурентные преимущества;

- требования заказчика (основного потребителя);

- получение льгот при кредитовании и страховании;

- преимущество при получении госзаказа;

- сокращение издержек;

- сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами;

- совершенствование организации и культуры производства и др.

Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали, что фирмы, внедрившие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стандартам ИСО серии 9000, смогли значительно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повысить имидж своих товарных марок.

Европейская политика по качеству базируется на общих подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития «новой культуры качества», направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачественных продуктов. Создавая свою политику по качеству, Европейский Союз определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества, главной целью которых является объединение усилий всей экономики ЕС, направленных на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования организации производства.

Системы обязательной и добровольной сертификации. Обязательная сертификация в Казахстане, как и в зарубежных странах, распространяется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:

- потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор среди их аналогов, находящихся в продаже;

- торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;

- изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;

- таможенные контроли получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РК;

- сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;

- контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;

- технические комитеты по стандартизации, благодаря этой информации, определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.

Системы добровольной сертификации имеют некоторые характерные черты:

- активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;

- самоорганизация системы, т.е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

- открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;

- самостоятельность, невмешательство местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность системы (если оно не являются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо:

- зарегистрировать систему добровольной сертификации и знак соответствия;

- предусмотреть в правилах проведения, наряду с обязательной сертификацией, и добровольную сертификацию.

Знаки соответствия в системах добровольной сертификации подтверждают соответствие товара (услуги).

Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат.

Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт на основе данных Государственного реестра систем сертификации.

Законодательная база сертификации Республики Казахстан. Сертификация в Республике Казахстан организуется и проводится в соответствии государственными законами РК: «О защите прав потребителей», «О сертификации», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», а также с законами РК, относящимися к определенным отраслям: «О пожарной безопасности», «Об экологии и охране окружающей среды»; иными правовыми актами РК, направленными на решение отдельных социально-экономических задач, указами Президента и актами Правительства.

Закон Республики Казахстан «О сертификации» устанавливает правовые основы сертификации продукции, систем качества и производств (далее - процессов), работ и услуг в РК, регулирует отношения в области сертификации, устанавливает права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Организационную структуру государственной системы сертификации образуют: государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации; аккредитованные органы по сертификации продукции, процессов, работ, услуг; аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Государственная система сертификации обеспечивает проведение единой политики в области сертификации и устанавливает основные правила и процедуры сертификации; требования к органам по сертификации, испытательным лабораториям (центрам) и процедуры их аккредитации; процедуры подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по сертификации; правила ведения реестра государственной системы сертификации, аудита и инспекционного контроля; иные требования, необходимые для реализации целей сертификации.

Испытательные лаборатории (центры) могут иметь статус юридического лица или являться структурными подразделениями юридического лица. Организации, осуществляющие испытания для целей сертификации, подлежат аккредитации в порядке, установленном государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации. При проведении сертификационных испытаний в лабораториях (центрах), являющихся структурными подразделениями юридических лиц, должно быть обеспечено присутствие при испытаниях представителя органа по сертификации, поручившего испытательной лаборатории (центру) их проведение. При проведении сертификационных испытаний в лабораториях (центрах), являющихся структурными подразделениями аккредитованных органов по сертификации, присутствие представителя органа по сертификации не требуется.

При соответствии продукции, процесса, работы, услуги требованиям технических регламентов, стандартов или иных нормативных документов органом по сертификации выдается заявителю сертификат соответствия, установленного уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации образца. Сертификат соответствия подлежит регистрации в реестре государственной системы сертификации в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Знак соответствия предназначается для маркирования сертифицированной продукции. Порядок применения знаков соответствия устанавливается уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственный контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляет уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации или его территориальные подразделения по государственному надзору в порядке, установленном законодательством. При выявлении в деятельности органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) нарушений требований нормативных документов по сертификации уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право приостановить действие аттестата аккредитации на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления. После устранения причин, по которым действие аттестата аккредитации было приостановлено, действие аттестата аккредитации возобновляется. При неустранении причин, по которым было приостановлено действие аттестата аккредитации, или при выявлении (в течение срока действия аттестата аккредитации) повторного нарушения требований нормативных документов, аттестат аккредитации может быть аннулирован судом по представлению уполномоченного государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации.

Должностные лица, которые осуществляют государственный надзор за качеством сертифицированной продукции (работ, услуг) и государственный контроль деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) имеют право: иметь беспрепятственный доступ для осуществления государственного надзора за качеством сертифицированных продукции, работ, услуг или государственного контроля деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); запрашивать и получать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора за качеством сертифицированных продукции, работ, услуг и государственного контроля деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); проводить в соответствии с требованиями нормативных документов отбор проб и образцов продукции для контроля ее соответствия, с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых объектов; принимать определенные законодательством правовые меры воздействия к физическим и юридическим лицам, нарушающим законодательство о стандартизации и сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, процессами, работами, услугами проводят органы по сертификации в порядке, установленном нормативными документами по сертификации.

Основная литература:

Дополнительная литература: .

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о качестве иконкурентоспособности продукции.

2.Какие положения входят в системы обязательной сертификации и системы добровольной сертификации?

3.Расскажите о з аконодательной базе сертификации Республики Казахстан.

Планы практических занятий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.